Русский авангард 1920-ых годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку на 1920 –ые годы пришелся расцвет русского авангарда, оставившего после себя богатое наследие. Второе десятилетие прошлого века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком и Клее. Несмотря на то, что авангардное направление в искусстве развивалось и в других странах, новейшие течения русского искусства 1910-х годов вывели Россию в авангард интернациональной художественной культуры того времени. Уйдя в историю, феномен великого эксперимента так и был назван - Русский авангард. Особенное значение имеет тот факт, что общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры, скульптуры, кинематографа, дизайна и литературы.

Содержание работы

Введение 3
1. Русский авангард как феномен искусства 20 века. 5
2. Основные направления в искусстве 1920-ых. 8
2.1 Неопримитивизм. 8
2.2 Футуризм. 8
2.3 Абстракционизм. 14
2.4 Супрематизм 15
2.5 Лучизм. 17
2.6 Конструктивизм. 18
3. Некоторые наиболее значимые группы и общества 1920-ых годов. 22
3.1 Союз молодежи. 23
3.2 УНОВИС 24
3.3 ОСТ 24
3.4 АХРР. 25
3.5 Гилея 26
3.6 Левый фронт искусства 27
Заключение. 29
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

Курсовик катин модернизм.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

Поэзия русского футуризма была тесным образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и обособленность. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.

В литературе кубофутуристами называли себя представители одной из главных групп поэтов-футуристов: Хлебников, Бурлюки, Гуро, Крученых, Маяковский. Основные эстетические принципы кубофутуризма, легшие в основу русского литературного футуризма, были сформулированы этой группой поэтов в ряде манифестов, главными среди которых были «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912) и манифест в сборнике «Садок судей II» (1913). Суть художественно-эстетической платформы кубофутуристов сводилась к тому, что они остро ощутили наступление принципиально нового этапа в жизни и культуре и поняли, что для его выражения в искусстве требуются принципиально новые художественные средства. Манифестарно призывая сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов, они ощущали себя «лицом» своего времени, его «рогом», трубящим их словесным искусством.

Кубофутуристы выдвинули «новые принципы творчества», среди которых главными стали:

- утверждение права поэта на расширение поэтического лексикона за счет «произвольных и производных слов»;

- усмотрение содержания слова в его «начертательной и фонетической характеристике»

- отрицание правописания во имя свободы личностного выражения и знаков препинания для усиления семантики «словесной массы»;

- повышенное внимание  к гласным как знакам времени и пространства и к согласным как символам цвета, звука, запаха.

И т.д.

История литературы XX в. показала, что все эти радикальные находки Кубофутуристы были востребованы и развиты в самых разных направлениях авангарда, модернизма, постмодернизма и составили фундамент ПОСТ-культуры Уже в 1914 г. кубофутуристы и эгофутуристы (И. Северянин и др.) в манифесте «Идите к черту» отказались от «случайных кличек» эго и кубо и «объединились в единую литературную компанию футуристов».

2.3 Абстракционизм.

 

Абстракционизм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура - на комбинациях объемных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлеченных построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были : Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Фёдорович Ларионов, создавший в 1910-1912гг "лучизм", перспективное направление абстракционизма, пока еще мало известное и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».

Осваивая искусство абстракции, русские художники вышли на передовые рубежи эстетических свершений; после периода подражания (хотя и творческого) новым веяниям, рождавшимся в Париже, они стали лидерами европейского авангарда.

2.4 Супрематизм

 

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний) - одно из основных течений абстрактного искусства первой трети XX в., ставящее целью выразить высшую реальность (структуру мироздания) в наипростейших формах, которые, по мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе всех других форм физического мира.

Таковыми были определены: прямая линия, квадрат, круг, треугольник. Композиции супрематического толка представляют собой изображения одной или нескольких геометрических фигур, цветных или черно-белых, статичных или динамичных, организованных по законам внутренней гармонии.

Создателем, главным представителем и теоретиком супрематизма был художник Каземир Малевич.

В понимании Малевича, супрематизм это оценочная характеристика, высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства.

Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин  с изображением геометрических абстракций ,включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название Супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно — фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух».

Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят Малевича за его Супрематизм своим предтечей и духовным отцом. Быстро пройдя в своем супрематическом творчестве три основных этапа с 1913 по 1918 г., он одновременно, и особенно, начиная с 1919 г., пытался осмыслить суть открытого им пути и направления. При этом наблюдается смена акцентов и тональности в понимании сути и задач супрематизм от экстремистски-эпатажного манифестирования в работах 1920-23 гг. к более глубоким и спокойным рассуждениям 1927 г. В брошюре-альбоме 1920 г. «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития С. в соответствии с тремя квадратами — черным, красным и белым — как черный, цветной и белый.

Именно в квадрате он видел некие сущностные знаки человеческого бытия (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но — ощущаемое. Черный квадрат — знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту».

На рубеже десятилетий супрематизм становится если не тотальной модой, то очень заметным увлечением в художественных кругах, каждый мастер, так или иначе причисляющий себя к современности, стремился сделать что-то "супрематическое" в порыве полемики, самоутверждения, восхищения, наконец. В искусстве того времени легко было обнаружить где угодно если не черные квадраты (Чехонин, Шагал), то обязательный геометрический акцент (Филонов, Кандинский).

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. В 1919 г. Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма.

В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли свое воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.

2.5 Лучизм.

 

 Камерное направление  в русском авангарде, возникшее  под влиянием кубизма, футуризма, отзвуков новейших физических  открытий и являвшееся фактически  одним из вариантов русского  футуризма. Его создателями были  художники-авангардисты Михаил Ларионов  и его жена Наталья Гончарова.

Первую лучистскую картину «Витрина» Ларионов написал в 1911г. Общественности Л. как особое направление был представлен в 1913г. на выставке «Мишень», и тогда же был опубликован манифест Л., написанный Ларионовым еще в 1912г. не без влияния лекций теоретика футуризма Маринетти, которые тот прочитал в Москве и Петербурге. В своем манифесте Ларионов перефразировал ряд идей футуристов о господстве великой эпохи технических достижений, об отрицании индивидуалистского начала в искусстве, о приоритете художественных средств. Кроме того, он сделал акцент на приоритете русских, восточных  художественных ценностей перед западными.

Ларионов утверждал, что суть лучизма  состоит в передаче на полотне впечатления, которое возникает от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов, что позволило Маяковскому назвать лучизм кубистическим толкованием импрессионизма.

 Картины лучистов (написаны  в основном в период 1911-1914 гг.) представляют собой практически  абстрактные сочетания пучков  разноцветных лучей и лучистых  форм, лучистых диаграмм предметов, в которых сами лучисты видели  освобождение энергии предметов  от их пространственно-временной  детерминации, или — от их визуальных  внешних форм. Отсюда Ларионов  говорит о четвертом измерении  в искусстве — о лучисто-энергетическом, на котором Л. и делал акцент. В Париже Ларионов и Гончарова  применили Л. к созданию театральных  декораций с использованием реальных  лучей освещения сцены в «русских  сезонах» труппы Дягилева. По  существу лучизм явился одной  из первых форм абстрактного  искусства.

2.6 Конструктивизм.

 

Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920  — начала 1930 годов (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Термин «конструктивизм» был введён в 1921 г. на собраниях группы молодёжи, обучавшейся в Институте художественной культуры. Его сторонники, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования. Основной принцип конструктивизма состоял в том, что функциональное назначение предмета или здания определяет их форму и образное решение. На формирование концепции оказали влияние опыты кубизма и футуризма, а основные идеи направления впервые воплотились в татлиновском проекте памятника Третьему интернационалу (1920).

Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре, дизайне, театрально декорационном искусстве, печатной графике, литературе; выразился в стремлении художников обратиться к проектированию вещей, художественной организации материальной среды.

-Конструктивизм  в архитектуре:

Ведущим направлением в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм с его подчеркнутой функциональностью. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Ле Корбюзье, некоторое время работавшим и у нас. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. «Советский конструктивизм» впервые воплотился в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1924 была создана творческая организация конструктивистов—ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Информация о работе Русский авангард 1920-ых годов