Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 23:10, курсовая работа
Тема моей курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку на 1920 –ые годы пришелся расцвет русского авангарда, оставившего после себя богатое наследие. Второе десятилетие прошлого века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком и Клее. Несмотря на то, что авангардное направление в искусстве развивалось и в других странах, новейшие течения русского искусства 1910-х годов вывели Россию в авангард интернациональной художественной культуры того времени. Уйдя в историю, феномен великого эксперимента так и был назван - Русский авангард. Особенное значение имеет тот факт, что общее понятие "русский авангард" состоит из нескольких направлений, которые были характерны не только для живописи, но и для всего искусства того времени, в том числе для архитектуры, скульптуры, кинематографа, дизайна и литературы.
Введение 3
1. Русский авангард как феномен искусства 20 века. 5
2. Основные направления в искусстве 1920-ых. 8
2.1 Неопримитивизм. 8
2.2 Футуризм. 8
2.3 Абстракционизм. 14
2.4 Супрематизм 15
2.5 Лучизм. 17
2.6 Конструктивизм. 18
3. Некоторые наиболее значимые группы и общества 1920-ых годов. 22
3.1 Союз молодежи. 23
3.2 УНОВИС 24
3.3 ОСТ 24
3.4 АХРР. 25
3.5 Гилея 26
3.6 Левый фронт искусства 27
Заключение. 29
Список литературы. 30
Конструктивизм широко использовался в строительстве и общественных зданий, например московских домов культуры, Дворцов труда, Домов Советов, рабочих клубов, театров, фабрик-кухонь и жилых домов (так называемые дома-коммуны). Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме", схематизм в организации быта в проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).
Лучшее в конструктивизме, стремившемся решить новые задачи, обусловленные новыми потребностями, — совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов, применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня.
Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций, иногда динамических. Идеи конструктивизма вызревали в предшествующих направлениях русского авангарда. Его программа, сформировавшаяся в послереволюционный период, несла на себе черты социальной утопии, поскольку художественное проектирование мыслилось как способ преобразования общественного бытия и сознания людей, конструирования окружающей среды.
-Конструктивизм в плакатном искусстве:
Советский плакат в начале 1920-х годов обрел оригинальный облик, выделивший его среди плакатного искусства западноевропейских стран. Композиционные эксперименты с блоками текста, шрифтами, цветом, геометрическими фигурами и фотографическими изображениями подвели художников к созданию плаката новой «конструкции». Он не только информировал, просвещал и агитировал, но и «революционно перестраивал» сознание граждан.
Советская реклама 1923-1925 годов, созданная усилиями А.Родченко и В.Маяковского, явилась предтечей политического плаката конструктивизма. Да и сами авторы постоянно подчеркивали агитационно-политическую значимость их рекламных работ, призывавших всех покупать.
1924-1925 годы можно по-праву
считать временем рождения
Конструктивизм отбросил традиционные представления об искусстве во имя имитации форм и методов современного технологического процесса. Наиболее ярко это проявилось в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства. В живописи те же принципы осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные формы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоминая элементы машинной технологии. В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками-"станками", изменяющими сценическое пространство. Для конструктивизма печатной графики, искусства книги характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов.
Хотя чистый конструктивизм существовал в России только в первые послереволюционные годы, его влияние ощутимо на протяжении всего XX столетия.
Первые десятилетия XX в. ознаменовались выходом на арену художественной культуры целой плеяды новых течений и направлений (лучизм, абстракционизм, «алогические картины», супрематизм, поэзия «заумного стиха» и др.), ряд из которых вскоре объединяется под общим названием «футуризм». В его рамках создаются кружки, группы и общества, формируются новые эстетические концепции. Для футуризма, как и для всего авангарда в целом, характерным стал пафос вызова, борьбы, сопротивление витавшей в воздухе идее о смерти искусства.
В искусстве рубежа XIX-XX вв. зрели предпосылки для становления многих крупных художественных направлений последующих десятилетий, для фовизма, экспрессионизма, кубизма, абстрактного искусства и сюрреализма.
Отсчет новых направлений в русской живописи начинается с группировки "Голубой розы. Программа входивших в нее мастеров определялась идеями символизма. Свои особенные краски внес в русский живописный символизм В.И. Денисов. Мастера “Бубнового валета” (И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, В. Рождественский, А. Куприн), их друзья и оппоненты М. Ларионов и Н. Гончарова сделали следующий шаг к созданию поэтики искусства нового времени. В своем творчестве они ориентировались с одной стороны на творчество французских мастеров: П. Сезанна, фовистов, с другой - на российский городской фольклор: городская вывеска, народная игрушка.
В 1920-е гг. возникают многочисленные новые группировки, объединяющие как художественную молодежь, так и маститых мастеров.
Первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение Русского авангарда; основано в ноябре 1909 года по инициативе М. В. Матюшина и Е. Гуро, официальную регистрацию после утверждения устава получило 16 февраля 1910 года. Общество объединяло более 30 человек, кроме того, в выставках «Союза молодежи» участвовало немало художников в качестве экспонентов. В числе последних, в частности, московские живописцы из объединения «Ослиный хвост». , Существовало в разных составах и с перерывами — до 1919 года. Провело несколько выставок, и осуществило несколько изданий. В деятельности общества принимало участие большинство представителей нового искусства России начала XX века.
Первые выставки состоялись в 1910 (Петербург, Морская, 28); 1911 (Петербург, Адмиралтейский, 10); 4.12.1911 —10.1.1912 (Петербург, Невский, 73); 1912 (Москва, в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества; совместно с «Ослиным хвостом»), 1912 (Петербург, Инженерная, 2, с участием Н. Гончаровой); 10.9.1913—10.1.1914 (Петербург, Невский, 73). В 1917 «Союз молодежи» стремится возобновить свою деятельность. Так, под «вывеской» общества бывшие члены «Союза молодежи» участвуют в «Первой государственной свободной выставке произведений искусства» (1919, Петроград, Дворец искусств). В 1913 в «Союз молодежи» вливается литературная секция «Гилея» (на правах федерации), в которую входили В.В.Маяковский, В.В.Хлебников, Е.Г.Гуро, А.Е.Крученых и другие. Общество издавало журнал «Союз молодежи» (вышло три выпуска: 1912—1/2, 1913—2,3—последний совместно с «Гилеей»).
Под вывеской «Союза молодежи» были осуществлены театральные постановки—«Победа над солнцем» в помещении луна-парка. В 1913 году в сборнике «Союз молодежи» был опубликован манифест общества, автором которого была О.В.Розанова.
Председатель общества— Л.И.Жевержеев, коллекционер и меценат. В начале 1920-х годов часть бывших членов «Союза молодежи» во главе с В.Е.Татлиным организуют «Объединение новейших течений», что являлось попыткой объединить «левых» художников Петрограда.
УНОВИС (сокр. Утвердители нового искусства) - группа, организованная К. С. Малевичем в 1919 в Витебске. Придерживаясь принципа коллективного творчества, члены Уновиса стремились внедрить принципы нового, футуристического, "жизнестроительного" искусства во все сферы бытия, оформляя город к революционным празднествам, выпуская плакаты, манифесты, брошюры. Отделения Уновиса были созданы в ряде др. городов (в т. ч. в Москве).
С переездом Малевича и большинства его учеников в Петроград в 1922 витебская группа вошла в структуры созданного и руководимого им Инхука (Института художественной культуры).
Ее сравнительно кратковременная деятельность стала, однако, этапной вехой истории мирового авангарда, породив целый ряд радикальных преобразований традиционного художественного языка.
Общество станковистов (ОСТ) – художественное объединение, существовавшее в России в 1920е годы. Оно было основано выпускниками ВХУТЕМАСа(высшие художественно-технические мастерские для подготовки художников — инженеров и конструкторов, способных проектировать промышленные изделия,созданные в 1920 г. в Москве учениками Д.П. Штеренберга. В истории искусства этого периода ОСТ занял промежуточную позицию между документализмом и бытописательством АХРРа (Ассоциации художников революционной России), продолжавшей традицию передвижников, и формалистическими авангардными экспериментами. Основные идейные установки ОСТа были изложены в его Уставе, официально принятом в сентябре 1929 г. Главное положение, отражавшее идеологическую направленность остовцев, провозглашало, что "в эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры". В воспитательном плане определялась "ориентация на художественную молодежь". ОСТовцы попытались объединить в своем творчестве лучшие достижения обоих тенденций. Их занимает мир деятельности современного человека: город, завод, улица. Они стремятся примирить традиционные ценности с урбанизированным миром, эстетикой машин. Новые темы потребовали и нового адекватного себе языка. Художники ОСТа обращаются к смелым современным решениям: к традиции кино с его неожиданными ракурсами, контрастами, эффектом стоп-кадра; к композиционной точности и художественному лаконизму плаката; к динамике и остроте восприятия немецкого экспрессионизма. Аскетическая строгость, спрессованность, плоскостность пространства, введение в станковую картину приемов монументальной живописи позволило художникам ОСТа придать частному мотиву характер всеобщности.
АХРР (Ассоциация художников Революционной России) - одно из самых массовых и влиятельных художественных объединений в России в 1920-1930е годы. Оно было создано в 1922 году выпускниками ВХУТЕМАСа.
В 20-е годы, период расцвета
русского авангарда, также желавшего
работать на пользу революции,
АХРР решительно
Декларация АХРР была изложена в каталоге выставки 1922 года: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата». Главной задачей члены Ассоциации считали создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников и «приближали искусство к жизни».
«Художественный документализм» и «героический реализм» стали лозунгами АХРР.
"Гилея"- литературно-художественное объединение кубофутуристов, возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В.Д. и Д.Д.Бурлюков и Б.К.Лившица. Само слово "Гилея" -- в переводе с древнегреческого "Лесная" -- название области в Скифии. В "Гилею", помимо ее основателей, входили Е.Г.Гуро, А.Гей (С.М.Городецкий), В.В.Каменский, А.Е.Крученых, В.Хлебников, В.В.Маяковский и др. Их также называли "будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самой радикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г. литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи", однако название "Гилея" еще долго использовалось участниками группы.
Левый фронт искусства (ЛЕФ; с 1929 -Революционный фронт искусства -- РЕФ) -литературно-художественное объединение, созданное в Москве в конце 1922 г. представителями авангардистских направлений. Ядро группы составили поэты, художники, архитекторы -Б.И.Арватов, Н.Н.Асеев, О.М.Брик, А.А.Веснин, К.В.Иогансон, В.В.Каменский, Г.Г.Клуцис, А.Е.Крученых, Б.А.Кушнер, А.М.Лавинский, В.В.Маяковский, Л.С.Попова, А.М.Родченко, С.М.Третьяков, В.Ф.Степанов, В.Е.Татлин. Идейная программа ЛЕФа получила развитие в статьях, которые печатались на страницах журналов "ЛЕФ" (1923--25) и "Новый ЛЕФ" (1927--28), издававшихся под редакцией В.В.Маяковского. "Лефовцы" претендовали на создание нового революционного искусства, которое, по их мысли, должно было стать "подлинно пролетарским" и навсегда заслонить в сознании масс классическое "буржуазно-дворянское" культурное наследие. "Художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских",-- писал один из идеологов левого искусства О.М.Брик. "Лефовцы" считали себя преемниками пластических идей кубофутуристов. Свою задачу они видели в том, чтобы формировать новую жизненную среду и "нового человека", называя это "жизнестроением". Внедрение искусства в быт, работа над созданием современных по формам, рациональных, удобных в пользовании бытовых предметов, стремление внедрить их в массовое производство дало толчок развитию дизайна. Придавая огромное значение агитационной роли искусства, "лефовцы" многое сделали для развития его агитационных и документальных жанров -- плаката, фотографии (фоторепортажа) и фотомонтажа, документального кино; в журналистике -- репортажа, в литературе -- документального очерка. Они активно выступали за сближение искусства с жизнью, отвергая его классические формы -- картину в живописи, роман в литературе и т.д.; стремились создать новые, динамичные формы творчества, связанные с производством,-- "производственное искусство". В программных документах ЛЕФа декларируется теория "социального заказа" в искусстве и литературе, вполне согласующаяся с той активной ролью, которую лефовцы отводили творчеству в процессе жизнестроения.
В 1920-е гг. идеи ЛЕФа
имели большой резонанс и
В конце 1920-х гг. объединение
занималось главным образом
Авангардные явления характерны
для переходных этапов в истории художественной
культуры, особенно на рубеже веков. Художественный
авангард рубежа 19–20 вв. и 20 в. – выражение
эстетических итогов века уходящего и
экспериментов века грядущего, реакция
эстетического сознания на глобальный
перелом в культуре, вызванный научно-техническим
прогрессом и социальными катаклизмами
20 в.: мировыми войнами, революциями. Появлению
авангарда способствовали философские
учения Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора,
Бергсона, Хайдеггера, Сартра; а также
фрейдизм. Авангард ищет и создает новый
художественный опыт, отрицая предыдущий
и протестуя против консервативных, обывательских,
«академических» (реалистически-
Отражая бесконечное течение жизни, искусство подобно увеличительному стеклу, ибо в особенностях художественных стилей, рожденных в ту или иную эпоху, резче и отчетливее проступает то главное, что свойственно этой эпохе. Мыслящее общество ищет – и находит – новые пути выражения содержания, непривычные формы познания мира, создавая понемногу новое мироустройство. Эти идеи – авангард меняющегося социума, и не зря направление с тем же названием считается одним из интереснейших в искусстве.
1.Кириллов В. Путь поиска и эксперимента: Из истории советской архитектуры 20-х - начала 30-х годов ХХ века. М., 1974.