Русский театральный костюм начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности русского театрального костюма в начале ХХ века.
Объект работы: Театральное искусство России в начале XX века.
Предмет исследования: Русский театральный костюм начала ХХ века.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты театрального искусства. Роль и значение театрального костюма в искусстве сцены 5
1.1. Театр как искусство 5
1.2. Театральный костюм как символика театральной культуры 7
1.3. Роль театрального костюма в искусстве сцены 8
Глава 2. Русский театральный костюм начала XX века 12
2.1. Культурная политика России XX века. Особенности развития театрального искусства в свете новой культурной политики 12
2.2. Особенности театрального костюма начала ХХ века 22
2.3. Театральный костюм как образ времени 25
Список литературы 36
Приложение 37

Файлы: 1 файл

Реферат - Театральный костюм XX века.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Хотя возможность изучать самостоятельно любое историческое время была, благодаря богатому собранию литературы в фондах Российской Государственной библиотеки по искусству по истории костюма, прекрасным коллекциям костюмов собранных в музеях Москвы и Петербурга. История костюма западноевропейских стран имеет обширную литературу на многих языках, изданную на протяжении более четырех столетий. Первые попытки описать и систематизировать историю костюма относятся к эпохе Возрождения – к 16 веку. Венецианец Чезаре Вечеллио оставил потомкам богатейший материал по бытовавшей в его время одежде. Труды Лелюара, Буше, Готтенрота, Вейса, Макса фон Боина изданы во многих странах мира, но на русском языке было напечатано несколько работ. По методу исследования вся эта литература делиться на описательную, где в хронологическом порядке описывается костюм и его последующая эволюция, историко-социальную, в которой костюм рассматривается в связи с историко-социальными процессами и литература, где костюм трактуется как часть материальной культуры. Существует также справочная литература: иллюстрированные словари, где кратко описаны отдельные предметы костюма, аксессуары и названия тканей.  

Для художников, создающих  визуальный облик времени в костюме, очень важно знать документальный, фактический, подлинный материал, для того чтобы можно было его адаптировать к драматургии, решению режиссёра и художника. Образование в художественных и театральных ВУЗах – ВГИК, ЛГИТМИК, ГИТИС, Художественный институт им. Сурикова, Школа-студия МХАТ, где готовили художников для театра или кино, включало целый комплекс предметов дающих представление о стилистике исторического времени. В общей программе обучения наряду со специальными предметами - живопись, рисунок, композиция, история искусства и материальная культура, в небольшом объеме изучали и историю костюма. Понятно, что с новыми течениями в  искусстве (театр, кино и телевидение), для подготовки художников необходимо выстраивать программу образования  со спецификой технологий, восприятия цвета и фактур на экране и сцене, в балете или опере, а в последнее время  в многочисленных шоу-программах. Специального образования для глубокого изучения истории костюма или технологии его изготовления до последнего времени не существовало.

На базе постановочного факультета Школы-студии МХАТ в 1989 году было открыто отделение «Художник-технолог по костюму» с уникальной программой, разработанной руководителем отделения – профессором, народным художником России Э.П.Маклаковой.

В течение  пяти лет, строго придерживаясь хронологии, студенты  изучают 20 ключевых тем истории человеческой культуры. Все изменения  в развитии общества тем или иным образом отражаются на формообразовании костюма разных народов и разных социальных слоев - последовательное изучение стилистических, технологических особенностей одежды необходимо для подготовки художников, работающих  с костюмом. 

Начиная с древних цивилизаций  до наших дней, изменения в стилях одежды набирает ускорение в арифметической прогрессии. В Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае тысячелетиями не меняется силуэт в костюме. Культура, связанная с религиозными воззрениями, медленно движется  от простого драпировочного костюма, к более сложной по крою эпохи христианской культуры. Темп средневековой Европы и эпохи Возрождения в развитии моды можно исчислять столетиями, культура Барокко дает еще большее ускорение развитию модного силуэта и где каждые 20-30 лет меняется форма в мужском и женском костюме. Восемнадцатый век меняет формы одежды по десяткам лет, в 19-ом  смена одного модного платья на другое происходит в два – три года, в конце века  и того быстрее. 20 век и наше время ещё более динамичны – можно в течение одного года проследить смену силуэта, фактур, цвета [11, с. 56].

Для создания образовательной  базы  были привлечены ведущие специалисты в области изучения костюма по разным специальным направлениям – история западноевропейского и русского народного, аристократического, военного, церковного, балетного, театрального  костюма, специалисты по истории вышивки и кружева, тканей и орнамента, обуви и головных уборов.

Программа отделения «Художник-технолог по костюму» построена таким образом, что все предметы включая общеобразовательные, связаны между собой. В студенческих курсовых проектах по реконструкции исторического костюма и композиции совмещается информация по каждому предмету. На определенную  историческую тему, по учебному плану каждого семестра, создаются эскизы костюмов к пьесам или литературным композициям с полным технологическим и экономическим решением (цвет, фактура, крой, смета на изготовление), готовым к производству. В процессе обучения выполняются макеты костюмов по эскизам известных  художников, это дает возможность проверить форму и пропорции, декор и решение фактур в объеме, в натуральную величину, разрабатываются орнаменты исторических тканей и техника имитации их театральным способом. Параллельно студенты изучают теоретический курс по истории украшения тканей, истории кружева и вышивки, истории ювелирных изделий.

Сегодня, благодаря сотрудникам музеев Москвы и библиотек, студенты имеют уникальную возможность близко знакомиться с  предметами костюма, тканями и аксессуарами прошлого, вести научно-исследовательскую работу. Занятия по изучению истории костюма проводятся в Государственной библиотеке по искусству и в отделе костюмов и тканей Государственного Исторического музея, музеев Московского Кремля, в музее Истории Москвы и др., в крупнейших музеях Петербурга, где есть подлинники костюмов. Имея подлинные описания предметов одежды, изучая и выверяя их крой, технику выполнения шитья, декора, силами преподавателей и студентов создаются реконструкции исторического костюма, и формируется методический фонд. Таким образом, студенты имеют в итоге обучения собранный иконографический, библиографический, технологический  материал по всем темам истории человеческой культуры в подробностях до каждого предмета одежды  от древности до наших дней. Помимо этого на отделении имеется своя небольшая музейная коллекция предметов театрального костюма 19-20 веков. Студенты одновременно учатся по двум направлениям технологии театрального костюма - сохранить стиль художника и сохранить стиль истории, как это было во времена основоположников  художественного театра.

С первого курса студенты отделения принимают участие  в работе над театральными костюмами вместе со своими педагогами на профессиональных сценах, с третьего курса сотрудничают с актерским факультетом, выполняя эскизы костюмов к дипломным спектаклям. Студенты принимают активное участие в монтаже выставок, театральных и исторических костюмов, занимаются реконструкцией костюмов для музеев.

Выпускники Школы-студии МХАТ возрождают и совершенствуют традиции, заложенные художниками прошлых  поколений и деятельностью Н.П.Ламановой,  создавая культуру производства  в зрелищных искусствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данном исследовании мною были выявлены особенности  театрального костюма начала ХХ века. На протяжении всей своей истории театр использует магию костюма. Рубище бедняка, богатый наряд придворного, военные доспехи часто заранее, до близкого знакомства с человеком, многое определяют в нашем отношении к нему. Костюмная композиция, составленная из привычных деталей одежды, но особым, «говорящим» образом, может подчеркнуть те или иные черты в характере персонажа, проявить суть событий, происходящих в пьесе, рассказать об историческом времени. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные ассоциации, обогащает и углубляет впечатление и от спектакля, и от героя.

Что касается театрального костюма ХХ века, то здесь важно отметить, что если для ритуально обрядовых и фольклорных действ персонажные костюмы (как и все другие элементы сценографии) были плодом творчества народных безымянных мастеров, то в 20 веке, с самого его начала, их стали сочинять художники: И.Билибин - в опере Золотой петушок Н.Римского-Корсакова (1909), К.Фрыч - в Буре У.Шекспира (1913), В.Татлин - в Царе Максимилиане, П.Филонов - в трагедии Владимир Маяковский, наконец, К.Малевич - в проекте Победа над солнцем (все три постановки 1913). А затем, в конце 1910-х гг.- первую половину 1920-х гг. целую серию персонажных костюмов создали итальянские футуристы Э.Прамполини, Ф.Деперо и другие, О.Шлеммер из немецкого Баухауза, а в балете - П.Пикассо, показавший гротесковых Менеджеров в Параде Э.Сати и Ф.Леже - негритянских Божеств в Сотворении мира Д.Мийо.

В ХХ веке костюмы представлялись в качестве самостоятельных визуальных персонажей, показываемых отдельно от актеров, как элемент сценографии, создавали М.Китаев и С.Ставцева, а в качестве разного рода композиций на фигурах актеров - К.Шимановская, Д.Матайтене, Ю.Хариков.

Имя широко известное  в начале двадцатого века – Надежда Ламанова. Она была ведущим художником-модельером страны Советов, создавала модели одежды нового направления современной женской одежды. Талант и художественный вкус Ламановой  привлекли внимание театральных деятелей. Под ее руководством  были созданы костюмы к самым знаменитым спектаклям театров: МХАТ,  им. Е.Вахтангова, Революции, Красной Армии и работа в кино, в качестве художника-технолога по костюму (хотя должности такой тогда не было). В творческом сотрудничестве с великими именами театральных художников она создала культуру театрального производства костюмов для сцены. Она, по сути, была первой, кто создал театральную технологию изготовления костюма, выработала метод индивидуального подхода к эскизу художника, для создания костюма соответственно художественному образу и замыслу автора. В моделировании и конструировании она выработала свою теорию создания современного костюма. В театральных мастерских она экспериментировала с фактурой,  цветом и кроем, которые должны соответствовать не только визуальному определению исторического времени, но быть удобными для свободы движения актеров, показывать динамику и пластику их сценического образа. Не простая задача воплощения исторического облика в спектакле или кино требует высоко профессионализма от всех, кто связан с изготовлением костюмов - мастеров пошивочного дела, сапожников, художников по росписи тканей, шляпниц. Надежда Ламанова, имея прекрасные организаторские способности, создала  производственную базу в театральных мастерских, научила многих мастеров работать по своему методу. Необходимо отметить, что к сожалению, после её ухода в театрах осталось мало последователей её дела, в послевоенное время были во многом забыты старые технологии, а новые не всегда отвечали художественным требованиям.

Что касается стиля театральной  одежды, то начиная с древних цивилизаций до наших дней, изменения в стилях одежды набирает ускорение в арифметической прогрессии. В Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае тысячелетиями не меняется силуэт в костюме. Культура, связанная с религиозными воззрениями, медленно движется  от простого драпировочного костюма, к более сложной по крою эпохи христианской культуры. Темп средневековой Европы и эпохи Возрождения в развитии моды можно исчислять столетиями, культура Барокко дает еще большее ускорение развитию модного силуэта и где каждые 20-30 лет меняется форма в мужском и женском костюме. Восемнадцатый век меняет формы одежды по десяткам лет, в 19-ом  смена одного модного платья на другое происходит в два – три года, в конце века  и того быстрее. 20 век и наше время ещё более динамичны – можно в течение одного года проследить смену силуэта, фактур, цвета.

Список литературы

 

  1. Акимов Н. П. Театральное наследие. Том 1. Об искусстве театра. Театральный художник [Текст]. – М., 2007.
  2. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века [Текст]. - М., 2000. 
  3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина ХХ века [Текст]. - М., 2003.
  4. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 4. Театр художника. Истоки и начала [Текст]. – М., 2006.
  5. Березкин В.И. Театр и драматургия [Текст]. – М., 2006.
  6. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. - М., 1995.
  7. Волков В.В. Концепция культурности [Текст]. – М., 1998.
  8. Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XX века [Текст]. – М., 2006.
  9. Кирсанова Р.М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX в [Текст]. – М., 2006.
  10. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. А.Н. Макаровой. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.
  11. Немирович-Данченко В. О театральном искусстве. О творчестве актера и режиссера [Текст]. – М., 2005.
  12. Степанищев А. Т. История России. В 2 частях. Часть 2. ХХ начало ХХI века [Текст]. – М., 2008.
  13. Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство [Текст]. – М., 1987.
  14. Энциклопедия: Театр: Балет, опера, драма (в трех томах). Уникальный справочник по мировому театральному искусству от древности до наших дней [Текст]. – М., 2003.
  15. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия. – М., 1982 г. № 2.

Приложение

 

 

 

 

Эскиз костюма Маши к спектаклю  «Три сестры» (пьеса А. П. Чехова). Режиссёр Г. Товстоногов, художник С. Юнович. БДТ, Ленинград. 1965 г.

 

 

Эскиз костюма Авроры к балету «Спящая красавица». Художник И. Всеволожский. Мариинский театр, Санкт-Петербург. 1890 г.

 

 

 

Эскиз костюма Старухи к спектаклю  «Маскарад» (драма М.Ю. Лермонтова). Режиссёр В. Мейерхольд, художник А. Головин. Александрийский театр, Петроград. 1917 г.

 

 

 

Зима. Эскиз костюма к балету

«Времена года». Санкт-Петербург. 1900 г.

 

 

 

Петрушка. Кучер. Барабанщик. Эскизы костюмов к балету «Петрушка». Художник Н.А.Бенуа.

 

 

 

Девушка. Пастушок. Эскизы костюмов к  балету

«Весна священная». Художник Н.К. Рёрих.

 

 


Информация о работе Русский театральный костюм начала XX века