Русское народное творчество и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути влияния русского народного творчества на детей. Изучить хореографию, как один из видов народного творчества и ее педагогическое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
разработать практические рекомендации по организации деятельности коллективов основанной на русских народных традициях;
выявить уровень педагогического воздействия на личность средствами хореографии;

Содержание работы

Введение._______________________________________________3-7
Глава I. Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта.___________________________________7-9
I.1. Концепции развития народного творчества в современных условиях.________________________________________________9-13
I.2. Фольклор, как основная составляющая народного творчества, его место в развитии личности.________________________________13-18_
I.3. Хореографическое искусство как средство в воспитании гармонично развитой личности._____________________________18-21
Глава II. Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун. ________________22-23_
II.1.Характеристика хореографического коллектива РДК.___23-24
II.2. Содержание деятельности и занятость детей в хореографическом творчестве РДК__________________________________________24-25
Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях деятельности РДК п. Куйтун_________________________________________________25-26
III.1. Программа социологического исследования._______26-27_
III. 2. Анализ результатов исследования._________________27-33
III.3. Программа развития хореографического творчества основанного на народных традициях_____________________________________34-36
Заключение._____________________________________________37-38
Библиография.___________________________________________39-

Файлы: 1 файл

диплом народное творчество.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

I.1. Концепции развития народного творчества в современных условиях.

Каковы же перспективы развития русского народного творчества, и какую роль оно будет играть в жизни детей, в новом тысячелетии?

Вопрос непростой, ибо затрагивает важнейшие аспекты самоорганизации и выживания народа. Обстоятельные разговор на эту тему должен вестись с участием ученых, крупных деятелей искусства и культуры, рядовых специалистов. Одним словом, лиц заинтересованных, творящих будущее народной культуры. Сегодня проводятся самые различные конференции по проблемам экономики, образования, религии и тому подобное, Но не одной, в которой обозначилось бы попытка поставить вопрос о судьбе фольклора, ремесел, промыслов, песен. О художественной самодеятельности, современных формах любительского творчества упоминать стало вообще признаком дурного вкуса.

В широком смысле творчество - одно из важнейших условий выживания народа, механизм приспособления человека к постоянно изменяющимся социальным условиям. Поставят на пути творчества барьер, значит, Россию ждет очередной социальный кризис. К сожалению, с него начинается для нас XX век, им он и завершился.

Очевидно, в XXI веке изменится характер, организационные формы и индивидуально-личностные мотивы творчества, в том числе художественного. Развитие сценического фольклора сохраняется, но оно станет в основном составной частью шоу-бизнеса. Эта тенденция зрима уже сегодня. Русское народное творчество все больше становится категорией личной жизни и поэтому все более расслаивается. Одна часть коммерческая и составной элемент обычной концертной жизни. Другая — тоже организованная -выполняет, в большей степени, социально-педагогические, просветительские функции, в основном в детской среде. Третья часть - это бытовая художественная практика, то есть фольклор в его исконном значении.

В рассмотрении любительского творчества нет ничего негативного и тем более опасного. Главное - чтобы все, кто занимается его организацией, ясно представляли, ради чего и кому служит тот или иной его вид.

Мы понимает, что этнография сложна для восприятия неподготовленным слушателям. Но это совершенно не означает, что от нее на радио и телевидении следует полностью отказаться. Неподготовленного слушателя нужно постепенно готовить к пониманию фольклора, дозировано давая старинные песни и танцы. Тогда бы отношение к народному творчеству изменилось, люди научились бы отличать подлинное от подделки, а развесистой клюквы на сцене заметно поубавилось бы.

Сегодня люди только начинают разбираться: что фальшивое, а что настоящее. Ныне больше ценится подлинность. Так что искусственные жанры уйдут сами собой. Если судить по фестивалям, а их число постоянно растет, то видно, что все меньше и меньше «лакировки», все меньше причесывания под одну гребенку.

Так же к работе по приобщению молодого поколения к народным ремеслам необходимо привлечь и семью, так как народная педагогика - прежде все   семейная.   Этому   будет   способствовать   новое   содержание   работы   с родителями, направленное на возрождение и дальнейшее развитие народного творчества.

Педагоги, работающие в этом направлении, испытывают большие трудности: отсутствует методическая литература, дидактическое обеспечение. Но начало есть, усилия прилагаются, значит, будет и положительный результат.

Региональные учебные планы создаваемые местными органами      управления образования  с соблюдением нормативов государственного учебного плана, должны учитывать «региональный компонент».

Идея «региональный компонент», введенная в государственный норматив, должна отвечать «целям учета национальных, региональных и местных социо-культурных особенностей традиций», обеспечивающих «индивидуальный характер развития детей в соответствии с их склонностями и интересами.

Именно такая заданная интерпретация содержания «регионального компонента», предлагающего ориентацию, прежде всего на традиционную культуру региона, видится как чрезвычайно значимое  обстоятельство и актуально для современности, если учесть трудности сегодняшнего дня, особенно трудность духовного, нравственного порядка.

Признаки этой болезни налицо: размытое представление о нравственности, совести, милосердии, доброте, появление разнообразных разрушающих и разрывающих человека религиозных сект распространение наркомании, токсикомании и т.д. Общество как бы лишено идейно духовного стержня, устойчивости.

И вот что парадоксально: именно в эту эпоху кризиса, как никогда, возрастает интерес к своим истокам, к традиционной культуре - этой уникальной сфере духовной и материальной жизни народа, т.е. интерес к тому, что способно противостоять злу, агрессии, насилию над личностью.

Освоение учащимися наиболее ценного, что было создано нашими предками, справедливо воспринимается не только как бережное отношение к истокам, но и как забота о настоящем и будущем любого этноса, а так же человечества в целом. Освоение учащимися культуры проживающих на территории Иркутской области этносов мы расцениваем как дело очень важное. Культура народов Сибири, в сущности, - один из важнейших источник гуманистических ценностей, которые способны множить, укрепить духовное состояние, нравственность, как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Учитывая предусмотренный государственным стандартом «региональный компонент», Областной центр народного творчества и досуга и кафедра литературы ИГПУ приступили к разработке программы «Фольклор Иркутской области. Региональные особенности».

Предлагаемые программы не относятся к типу альтернативных программ.. Они базируется на действующих программах по курсу литературы, точнее, на предлагаемых материалах по традиционным жанрам народного творчества, т.к. главная ее цель: углубить знания детей по традиционному русскому народному творчеству, и, что особенно важно, расширить их эстетическую и культурную палитру представлений о фольклоре народа, проживающем на территории Иркутской области, а это, в свою очередь, может способствовать выработке положительных стереотипов и восприятия русского народного творчества.

Основная цель этой программы - помочь педагогам сформировать у своих учеников представление о фольклоре Иркутской области, как важной составной части славянской духовной культуры, в наши дни стремительно уходящей в небытие, во многих регионах уже бесследно исчезнувшей, но в прошлом повсеместно распространенной.

Все эти аспекты изучения фольклора Иркутской области должны способствовать обогащению представлений учащихся о народном творчестве в частности, воспитании уважения к их самобытной духовной жизни и культуре. Однако при решении этой задачи возникают и определенные трудности. Одну из них в работе педагога со школьниками по изучению региональных особенностей фольклора своего края представляет отсутствие фольклорных текстов.

Исправить сложившуюся ситуацию, думается, может хрестоматия по фольклору иркутской области (находящаяся уже в процессе создания), которая явиться сокровищницей  не только народного творчества, но вместе с тем и сокровищницей материалов по истории Сибири, ее культуры, этнографии, по истории языка, этого материального воплощения национальной культуры.

Отсюда и вывод: только творческое начало в работе всех учреждений культуры, воспитания и образования, ориентация на народные местные традиции,  взаимосвязь и планирование общей работы во внеурочное и урочное время с учетом специфики каждого учреждения позволяет воспитывать достойное новое поколение. А в воспитании главное что? Главное, чтобы дети росли добрыми и отзывчивыми. Чтобы бережно относились к русскому народному творчеству и народной памяти.

 

I.2. Фольклор, как основная составляющая народного творчества, его место в развитии личности.

 

Памятники народной культуры, фольклор, отношение к традициям - все это и является важнейшими носителями идей патриотизма. Приобщение детей к этим носителям является необходимым в деятельности учреждений культуры. Меняются отношения к культурным ценностям, меняются жизненные ориентиры. И перед руководителями творческих коллективов,  стоит вопрос, как построить  творческий, педагогический процесс, целью которого должно быть  формирование у детей национального самосознания, восприятие  системы  общечеловеческих  ценностей, понимание роли и места  своей нации  в мировом историческом процессе.

Именно народная традиция может стать важным механизмом в решении данного вопроса. Народная традиция обладает  огромным образовательным  и воспитательным потенциалом, проверенным и испытанным временем. Обучение детей народным традициям на примере своего  региона, а именно Иркутской области,  дает возможность  сформировать у воспитанников  представление о местном фольклоре, как важной составной части  славянской духовной культуры.

         Активно  возрождаются сегодня фольклорные  праздники, красочные богатые разнообразием  жанров. Прямое назначение их  – национально-патриотическое  и  эстетическое воспитание.

Фольклор занимает особое место среди других видов искусств. Различные виды искусства отличаются друг от друга тем, что пользуются разными материалами для создания художественных произведений: скульптура – мрамором, камнем, деревом; живопись – красками; литература – словом, каждый вид искусства имеет свои особые изобразительно- выразительные средства. В музыке используется чередование и гармония звуков, в хореографии – пластика движений, в литературе – изобразительно-выразительные возможности слова.

Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому, естественно ему была присуща устная форма выражения.  Но фольклор – не только устная поэзия, не только искусство слова. В некоторых жанрах он соединяет слово и напев, как в песне, т.е. сливает воедино словесное и музыкальное искусство. Кроме того, все произведения фольклора существуют в живом исполнении, поэтому включают и элементы театрального искусства (жест, мимика, интонация). Таким образом, фольклор, по сути дела синтетическое искусств, соединяющее в себе особенности нескольких искусств. Нельзя забыть и того, что произведения некоторых жанров исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Так былины в древности исполнялись под аккомпанемент гуслей. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Нередко песни сопровождает танец. Все это проявления синтетичности фольклора.

Но основой фольклорного произведения является слово. Не все жанры соединяют слово и напев; есть такие, которым это не свойственно (сказка, легенда, сказ и пословица). Кроме того, слово в фольклорных произведениях может существовать и без напева, но напев без слов обычно не существует: при соединении слова и напева, как показывают исследования музыковедов, определяющим началом обычно является слово1. Такого же мнения придерживаются и поэты песенники. М. Исаковский писал: «Музыка в песне сама по себе, если так можно выразиться, «неконкретна», она в значительной мере неопределенна. Она может создать у человека то или иное настроение, что называется, задать тон, но конкретную суть песенного рассказа человек все же  узнает из словесного материала песни»2

Некоторое значение в выражении идейно-эстетического содержания   имеют в сказках жест и мимика, в игровых хороводных песнях – движения, в народных драмах -  жест, мимика, движения и музыка. Но решающее значение в выражении содержания и в этих жанрах принадлежит слову. Поэтому, фольклор мы рассматриваем, прежде всего, как искусство слова.

         Коллективность  в фольклоре проявляется и  во внешних формах творчества, и во внутренней ее сущности, и в процессе создания произведений, и в их исполнении. Она выражается в том, что создатели и исполнители произведений опираются на общефольклорный опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты  и детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям исполнения. Свадебные величания, например, используют традиционные формулы  и образность для восхваления определенных участников обряда.

         Коллективность  фольклора выражается и в том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколению к поколению. Но каждый исполнитель может изменять произведение сообразно своему творческому замыслу.

         В различных  жанрах фольклора коллективное  и индивидуальное начала в создании и исполнении произведений проявляются по-разному: если песни обычно исполняются хором, коллективно, то былины и сказки – индивидуально. Если текст заговоров весьма устойчив,  то текст причитаний весьма подвижен, он, как правило, в значительной степени импровизируется- создается как бы заново на новом материале. Но это индивидуальная импровизация осуществляется по издавна установившимся схемам, на основе коллективно выработанных средств художественной выразительности. Частушки обычно представляют собой произведения, которые сочиняются индивидуально.

          Коллективное  начало характерно для фольклора  на всех периодах его исторического  развития. Однако не следует приуменьшать  в фольклоре значение и индивидуального  начала. Индивидуальное начало, так же как и коллективное, имеет место на всех этапах развития фольклора. Оно принимает многообразные формы выражения и обнаруживает тенденцию не к угасанию, а к усилению и активизации в процессе исторической эволюции фольклора.

        Во – первых, уже в древний период истории русского народного творчества были известны талантливые народные певцы, как упоминаемый в летописи  «словутный» Митус, который отказался петь для князя и был силой приведен к нему.

    Во – вторых в народном  поэтическом творчестве существует и определенная профессионализация. Известные Трофим Рябинин и Ирина Федосова были людьми, для которых пение былин и исполнение причитаний

Информация о работе Русское народное творчество и дети