Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:52, дипломная работа
Цель исследования: выявить пути влияния русского народного творчества на детей. Изучить хореографию, как один из видов народного творчества и ее педагогическое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
разработать практические рекомендации по организации деятельности коллективов основанной на русских народных традициях;
выявить уровень педагогического воздействия на личность средствами хореографии;
Введение._______________________________________________3-7
Глава I. Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта.___________________________________7-9
I.1. Концепции развития народного творчества в современных условиях.________________________________________________9-13
I.2. Фольклор, как основная составляющая народного творчества, его место в развитии личности.________________________________13-18_
I.3. Хореографическое искусство как средство в воспитании гармонично развитой личности._____________________________18-21
Глава II. Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун. ________________22-23_
II.1.Характеристика хореографического коллектива РДК.___23-24
II.2. Содержание деятельности и занятость детей в хореографическом творчестве РДК__________________________________________24-25
Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях деятельности РДК п. Куйтун_________________________________________________25-26
III.1. Программа социологического исследования._______26-27_
III. 2. Анализ результатов исследования._________________27-33
III.3. Программа развития хореографического творчества основанного на народных традициях_____________________________________34-36
Заключение._____________________________________________37-38
Библиография.___________________________________________39-
ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия
культуры и искусств
Факультет Бизнеса и администрирования в социально-культурной сфере
Кафедра социально-культурной деятельности
Русское народное творчество и дети.
Владимировна
к. п. н
Умурова Людмила
Халиловна
Допущена к защите «__»_______2006 г. |
Защищена с оценкой «__»____________ |
Члены ГАК________________________ |
Улан - Удэ 2006
Содержание:
Введение._____________________
Глава I. Русское народное творчество, как объект
социально-педагогического аспекта.______________________
I.1. Концепции развития народного
творчества в современных условиях._____________________
I.2. Фольклор, как основная составляющая
народного творчества, его место в развитии
личности._____________________
I.3. Хореографическое искусство как средство
в воспитании гармонично развитой личности._____________________
Глава II. Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун. ________________22-23_
II.1.Характеристика хореографического коллектива РДК.___23-24
II.2. Содержание деятельности
и занятость детей в хореографическом
творчестве РДК___________________________
Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем
развития хореографического творчества
в условиях деятельности РДК п. Куйтун________________________
III.1. Программа социологического исследования._______26-27_
III. 2. Анализ результатов исследования._________________
III.3. Программа
развития хореографического творчества
основанного на народных традициях_____________________
Заключение.___________________
Библиография._________________
Глоссарий_____________________
Приложение.
Введение.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей традиционной художественной народной культуры.
Современная ситуация в обществе, сложившаяся на фоне глубоких социально-экономических преобразований России, вызывает необходимость учитывать те сложнейшие условия, при которых в настоящее время протекает процесс воспитания и образования подрастающего поколения.
Молодое поколение должно решать проблемы, которые ранее так остро стояли перед молодыми людьми. Проблемы выбора образовательного маршрута, проблема самоидентификации с неформальными молодежными группами. Если раньше каждый был октябренком, пионером, комсомольцем, то сейчас перед каждым молодым человеком встает вопрос: кто я? Отсутствие признанных обществом детских и молодежных организаций увеличивает опасность конформизма, утраты индивидуальности в условиях группового давления.
Уже достаточно давно педагоги стали отмечать, что новое поколение детей отличаются независимостью суждений, ростом самоуважения, чувством собственного достоинства. Между тем взрослые нередко готовы признавать самостоятельность детей только при реализации целей, поставленных самими взрослыми, отказывая детям в праве выступать в качестве субъектов целеполагания. Нередко взрослые требуют от детей принятия ценностей стареющих поколений, не желая считаться с тем, что события, ставшие актом биографии взрослых людей по иному восприниматься детьми: они в состоянии понять объективное значение этих событий, но личностный смысл их для взрослых и детей неизбежно будет разным.
В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений куль туры. Народному творчеству отводится значительная роль, поскольку эта форма досуга интересна и увлекательна, он дает раскрыть человеку свои творческие способности через конструирование игровой деятельности, через костюм и роль. Немаловажное значение в этой области принимает и хореография, поскольку активизация детей на досуг способствует гармоничному развитию личности.
Степень разработанности проблемы. Изучением танцевального творчества этносов России и зарубежных стан занимаются специалисты исследовательских институтов, педагоги высших учебных заведений культуры и искусств. Изучению народно-сценического танца придается огромное значение. Это одно из профилирующих дисциплин в системе среднего и высшего хореографического образования. Наиболее значительную лепту в разработку методики преподавания народно-сценического танца внесли такие известные педагоги, как Т.С.Ткаченко, А.А. Борзов, А.А.Климов и другие. Психологическая сторона воздействия хореографии на детей изучалась Барышниковой Т.А., Деминой С.С.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста
База исследования – районный дом культуры п. Куйтун.
Предмет исследования – деятельность хореографического коллектива
основанного на народных традициях.
Цель исследования: выявить пути влияния русского народного творчества на детей. Изучить хореографию, как один из видов народного творчества и ее педагогическое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Гипотеза исходит из предложения о том, что понятие народного творчества и сохранение исторических традиций, обрядов происходит в сохранение культурного наследия и потенциала человечества, впитавшего многовековой опыт народных масс. Развитие же всего многообразия хореографического творчества достигается путем внедрения технологии, а именно хореографическими разработками, которые в свою очередь обеспечивают и лежат в основе кутьтуротворческого потенциала народного хореографического творчества.
Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы к изучению социально-воспитательной деятельности в трудах В.Г.Бочаровой, А.А.Лиханова, С.Л.Соловейчик. Культурологические аспекты воспитания и перевоспитания средствами культурно-досуговой деятельности широко раскрыты в исследованиях и публикациях Г.М. Бирженюка, А.Д.Жарокова.
Исследование так же опиралось на труды профессора Т.Я.Шпикалова, доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ Г.А.Величкина и педагога Л.В.Рязанова, под руководством которых организована «детская академия русской культуры», где происходит изучение традиционного искусства и культуры России.
Методы исследования: Для решения поставленных задач и доказательство выдвинутой гипотезы использовались теоретические методы (сопоставительный анализ, моделирование, проектирование), эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование), а также статистические методы обработки данных.
Практическая значимость работы проявилась в разработке внедрении методики организации хореографического творчества основанного на народных традициях в детском коллективе в условиях дома культуры, клуба. Данная работа представляет ценность для хореографов, методистов по народному хореографическому творчеству.
Положения, выносимые на защиту:
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, 8 параграфов. I глава «Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта», II глава «Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун», III. Глава «Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях деятельности РДК п. Куйтун»
Глава I. Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта.
На
современном этапе развития
Ни для кого не секрет, что помимо экономических трудностей Россия к концу ХХ – го началу ХХI – го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколение. Освоение ребенком столь близкого ему по духу родного народного наследия – одно из приоритетных направлений современной культуры и педагогики.
На данном этапе
главная задача
Эмоциональное
восприятие народного
Фольклор как художественная
традиция целого народа
Сегодняшняя практика показывает, что дети, поющие в фольклорных ансамблях, занимающиеся в хореографических коллективах, театральных группах по иному проявляют себя в суждениях и поведении. Они отличаются непринужденностью поведения, общительностью, раскованностью. Это происходит потому, что народная песня, танец или другой жанр народного творчества требует от исполнителя правдивости, искренности, эмоциональной открытости.
Фольклор дает возможность выразить себя и руководителю и каждому из участников коллектива.
Через практическое
освоение фольклорного
Переход многих
фольклорных традиций в