Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много писал о самом себе, издал дневники, биографии. Написал множество стихов. Статей литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе. 11 мая 1904 года в небольшом испанском городке Фигерасе родился мальчик , которому суждено было стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………2
Глава 1. Творческий путь Сальвадора Дали………………………………...4
Сальвадор Дали и его ранний талант живописи……………..……4
Становление Дали как художника……………………….............10
Глава 2. Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали…………………….14
2.1. Сюрреализм в живописи…………………………………………...14
2.2. Сальвадор Дали – король сюрреализма……………………..…….15
2.3.Творчество Дали в эмиграции……………………………………...24
2.4.Стереоэффекты в живописи Сальвадора Дали……………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………..31
Приложение……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая по истории искусств Света.doc

— 2.30 Мб (Скачать файл)

           Эта картина снискала впоследствии оглушительный успех и была не раз продана и перепродана, пока не очутилась наконец в Музее современного искусства. А сколько она породила подражаний и копий – не счесть.

          Тридцатые годы – время самых дерзких выходок Дали, время, когда он всерьез заявляет о себе на весь мир. Об этом говорят многочисленные картины: «Фонтан» (см. прил.15) , «Постоянство памяти», «Портрет Гала», «Пылающий жираф» (см. прил.13), «Осенний каннибализм» (см. прил.14).  Дали не замечает мнимые границы сюрреализма, обогащая его достижениями великих мастеров прошлого, привнося фантастическое видение действительности. Гала позаботилась о том, чтобы для работы ее любимого были созданы самые что ни на есть идеальные. Именно в помещении была создана первая книга художника «Тайная жизнь Сальвадора Дали», вышедшая в 1941 году.

          Картины Дали продавались. Гала каждый день с папкой рисунков Дали ходила по галереям, пытаясь их продать и найти покупателей на живописные работы. Заходила она и к старым клиентам, тем, кто уже покупал работы Дали, и предлагала новые. И тут ее осенило. Однажды она пришла к графу, поклоннику таланта молодого испанского дарования, и предложила идею под названием «Зодиак». Суть идеи такая: граф находит среди своих бесчисленных знакомых еще одиннадцать богатых собирателей  современного искусства, чтобы вместе с ним было двенадцать, по числу месяцев в году. Каждый из них делает ежегодный взнос в пользу Дали, и это давало им право выбора картины Дали в определенный месяц года. Такой взнос составил бы месячный заработок художника, а в месяц он при его проворстве мог написать не одну картину. Графу идея понравилась, и он ее осуществил.

              Но самым значительным событием была премьера «Золотого века». Волной своего скандального успеха он вынес имена Дали и Бунюэля на вершину известности. Сразу после показа «Золотого века» практически ни одна из столичных газет не осталась равнодушной к этому событию.

             Газетными нападками, к несчастью,  дело не ограничилось. Парижские националисты и антисемиты устроили вскоре после премьеры настоящий погром – во время сеанса залили экран чернилами, избили дубинками зрителей, разгромили устроенную в фойе выставку работ Арпа, Танги, Эрнста и Дали, причем одна из его картин была уничтожена.

             Скандал стремительно набирал  обороты. Вмешались власти. После «Золотого века» Дали порывает с кинематографом, хотя в те годы у него вызрело много киношных идей. Дали тоже дали понять, что его могут выслать из Франции.

            Но подлинный взлет происходит в живописном творчестве Дали. Гала словно раскрыла шлюзы мощной реки, именуемой сверхталантом Сальвадора. Со времен Возрождения[2,с.182], мир не знал такого неистового, страстного, в высшей степени фанатично преданного искусству творца, в совершенстве владевшего техникой и обладавшего неуемной фантазией. Недаром многие исследователи называют этот период творчества Дали сюрреалистическим. Многие работы могут быть названы шедеврами.

             Имя Дали становится все более  известным, выставки его работ следуют одна за другой не только в Париже, но и в Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке. Дали обрастал связями, благодаря отчасти и «Зодиаку».

             На выставке в галерее было  представлено 22 работы, среди которых  несомненно выдающимися можно назвать посвященную Гале «Имперский монумент Ребенку-Женщине»(см.прил.2)и «Отнятие от груди накормленного шкафчика», где на фоне кадакесского пейзажа с лодками сидит, протянув ноги к шкафчику, няня с вырезанным в ее спине окном, сквозь которое просматривается часть пейзажа.

             Один из испанских журналистов,  освещавших этот вернисаж в  Америке, был очень удивлен,  что художник не пьет и не  курит и никакими иными средствами  себя не стимулирует для создания  таких чуждых здравому рассудку  видений и странных образов, населивших его холсты. В своих многочисленных интервью Дали говорит не только о себе и своем творчестве, он еще и активно просвещает американцев историей и теорией сюрреализма, давая как общие концепции вроде чистого психического автоматизма, так и пропагандируя свое собственное детище – параноидно-критический метод.

           Выставка хорошо рекламировалась не только прессой, но и многочисленными плакатами. На одном из них Дали был изображен Иоанном Крестителем, как бы крестившим американцев в мутных водах сюрреализма, который оказался настолько заразительным, что стал просто повальной модой.

             Одна из работ Дали была  приобретена Музеем современного  искусства, где он выступил  с лекцией со слайдами работ  Эрнста, Пикассо и своих собственных. Он говорил об универсальности языка подсознания[11,с.244], его доступности каждому, поскольку не требует обучения и не зависит от уровня культуры или состояния ума. Выступил он и в Центре испанской культуры в Нью-Йорке, где заявил, что целью сюрреализма является моральная революция и высвобождение инстинктов, а искусство лишь оружие в достижении этой цели. Эти высказывания говорят о том, что художник всерьез размышлял о необходимости идеологической платформы, на которой сюрреализм в целом и его творчество в частности могли бы держаться крепко и уверенно долгие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Творчество  Дали в эмиграции

           Из-за войны в Париже супруги Дали отправились в Америку на целых восемь лет. Дали писал здесь не только картины, но и работал над книгой.  Идея написать художественные мемуары созрела у него раньше. На вилле Шанель Дали тщательно обдумал и составил план книги, названной «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которую я часто упоминала в предыдущих главах.

            События своей жизни автор  причудливо переплетает в художественной  ткани повествования.  Ссылаясь  на автора А.Петрякова[6, с.126], книга наполнена великолепными диалогами, мягкими и ироничными образами известных людей, с кем его сталкивала судьба; в ней нет того угнетающего драматизма, каким пытаются увлечь зачастую иные авторы биографий, - она легка, непринужденна, светла и прозрачна, несмотря на серьезные иной раз, требующие глубоких раздумий, темы.

            Библиотека стала святым и  оберегаемым местом – там теперь  работал Сальвадор, и доступ  всем прочим туда был окончательно  закрыт. Месье Дали действительно был погружен в работу, и обитатели дома видели его очень редко, лишь за общими трапезами, причем он вставал, как обычно, в шесть часов утра и до завтрака работал. Прогулками себя не баловал, хоть окрестности были весьма привлекательны, - некогда было, да и для него, как мы знаем, был люб единственный пейзаж – кадакесский.

           Но тихая творческая жизнь  в американской глубинке вскоре  кончилась, супруги  переехали  в Вашингтон. А Нью-Йорк тем  временем принимал все новых  и новых беженцев из Европы, и среди них объявилось много знакомых.

          Дали же был востребован в  Америке практически во всех  сферах культуры – писал картины,  книги, работал в театре и  кино, подвизался в области книжной  графики и рекламы. Выставки  в Нью-Йорке следовали одна  за другой, но самая престижная и значимая была проведена в Музее современного искусства совместно с Хоаном Миро, помогавшим ему в свое время выбраться на большую дорогу. Декоративный и солнечный сюрреализм Миро не вызвал у американцев искусствоведов особых восторгов, зато творчество Дали вызвало у них в очередной раз острый ажиотажный интерес.

            На выставке были представлены  лучшие работы, созданные Дали  за последние пятнадцать лет, начиная с его любимой «Корзинки с хлебом». В ретроспективе были и такие шедевры, как «Постоянство памяти», «Предчувствие гражданской войны», «Африканские впечатления». Очень важным следствием этой выставки было и то, что она была показана еще в восьми крупных городах США, жители которых сумели убедиться, что Дали не только экстравагантная личность, о чем они много знали из газет, но и гениальный живописец. А еще надо сказать, что живописный язык Дали, зависимый от его сверхразвитого образного мышления, в большой степени привержен описанию событий, что и замечательно работает в искусстве книжной иллюстрации.

           Чрезвычайно важным для супругов  Дали оказалось знакомство с  Рейнольдом и Элеонорой Морз, молодоженами, настолько увлекшимися  творчеством испанского сюрреалиста,  что они стали его постоянными  меценатами до конца жизни.  Итак, супруги Морз станут отныне рьяными поклонниками таланта Дали, соберут к концу жизни огромную коллекцию работ мастера и откроют музей его имени в американском городе Санкт-Петербурге.

            А трудился он в Америке  столь же упорно и вдохновенно, как и в Европе. Несмотря на объявленный разрыв с сюрреалистическими вывертами и переход на рельсы классического искусства[8,с.386], в его творчестве мало что изменилось – он использовал старые сюжеты, варьировал их, наращивая в то же время свое мастерство. Он словно играл им, наслаждался своим умением не только достигать в технике совершенства старых мастеров, но и превосходить их.

           Весьма примечательны и рисунки,  прослеживающие процесс работы над картиной «Атомная Леда»(см.прил.1). В образе Леды, конечно же, выступает Гала, представшая на картине действительно богиней, - ее обнаженное тело не вызывает эротических желаний, бесстрастным холодком скульптуры веет от Леды, вознесенной над всем материальным, словно в высшем мире божественных идей. Очередным наваждением Дали стал так называемый «ядерный мистицизм». И вот на принципе неприкосновения построена вся композиция «Атомной Леды», архисложнейшая,  надо сказать, композиция.

             Дали написал много портретов  американских толстосумов. Играя безупречной техникой, он перегружал холсты многочисленными деталями, позволяя себе иной раз иронично изображать своих богатеньких персонажей. Но они не слишком обижались. Не обижались богачи и на другие экстравагантные выдумки сюрреалиста. Как –то в Лос-Анджелесе, где проходила очередная выставка Дали, было решено провести вечеринку на тему «Ночь в сюрреалистическом лесу» под предлогом сбора денег для бедствующих в эмиграции европейских художников. Для создания соответствующей обстановки Дали потребовались даже звери из местного зоопарка. Было приглашено много гостей, в том числе и голливудские звезды. Жизнь в Америке настолько обрыдла Дали, что он просто бредил родиной. Прошло еще три года после войны, прежде чем Америка отпустила блудного сына к родным пенатам.

 

 

 

2.4 Стереоэффекты  в живописи Сальвадора Дали

            Желание Дали быть признанным в обществе вызвало в нем его естественную склонность к привлечению к себе внимания. Художник начал создавать сюрреалистические объекты, ставшие его самыми известными произведениями. Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Из парикмахерского манекена он сделал бюст, положив на него французский батон и чернильницу. Затем последовал шокирующий  смокинг – увешанный бокалами вина.

          Дали предлагал потрясенным зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов.  Другими  его памятными работами были «Телефон – омар» , «Диван –губы» (см.прил.11), созданные в 1936 году. Успех принес богатство.

         Но больше всего внимания к  Дали привлекли не эти странные  предметы, а его лекция в Лондоне.  Она проводилась в рамках международной  выставки сюрреалистов.  Художник  появился в костюме  водолаза- глубоководника.  Костюм подходил  для погружения в подсознание, считал Сальвадор, и  был встречен  шумными  аплодисментами. Однако, когда Дали стал задыхаться, аплодисменты сменились страхом и растерянностью. Это было не совсем то, что задумывал Дали, но внимание широкой публики было привлечено к первой выставке сюрреалистических работ. Выставка, пользующаяся огромной популярностью, проводилась американским коллекционером. Кроме рекламы выставки, инцидент с костюмом водолаза привлек к Дали внимание издателей журнала «Тайм»: на обложке последнего номера 1936 года была помещена его фотография.

          В конце семидесятых годов появились подделки и живописных работ мастера, и недоброжелатели утверждали, что они попадают на арт-рынок с ведома супругов, что подделыватели сидят чуть ли не в мастерской мастера, а он просто ставит на готовые холсты свою подпись, удостоверяя, так сказать, подлинность подделок. Трудно сказать, что это – домыслы и сплетни либо и вправду мастер, у которого к старости стали дрожать руки, был не в состоянии писать сам и нанимал художников.

           Дали уже не с прежней страстью, как раньше[5,с.84], а с мудрым спокойствием опытного полководца бросает в бой за традицию, поруганную рогоносцами старого нового искусства, свой арсенал виртуозного мастерства, что несколько снижает заявленную значимость и возрожденческую мощь таких полотен, как«Открытие Америки Христофором  Колумбом»(см.прил.9) и «Сантьяго де Компостелла».

            На вершине славы и богатства  Дали создает очередной шедевр под названием «Лов тунца». Перешагнувший шестидесятилетний рубеж художник сумел не только критически пересмотреть свои творческие достижения и избавиться от ненужного и наносного[10,с.179], но и начал работать в совершенно новом преломлении своего бездонного таланта и еще раз доказал всем своим недоброжелателям, а их у него было ох как много, что не до конца исчерпал колодец воображения.

          В послевоенные годы в творчестве  Дали появляются черты поиска  духовной истины. Теперь он был  как никогда уверен, что художники  периода Возрождения были правы, рисуя на религиозные  темы, причем так, как они это делали. Дали заявил, что собирается возродить испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность материи. Он обращается к мифологическим, библейским сюжетам, превращая свои картины в символы новой веры. Его картины становятся почти монументальными росписями. Характерный пример – картина «Искушение св. Антония».

Информация о работе Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали