Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много писал о самом себе, издал дневники, биографии. Написал множество стихов. Статей литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе. 11 мая 1904 года в небольшом испанском городке Фигерасе родился мальчик , которому суждено было стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………2
Глава 1. Творческий путь Сальвадора Дали………………………………...4
Сальвадор Дали и его ранний талант живописи……………..……4
Становление Дали как художника……………………….............10
Глава 2. Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали…………………….14
2.1. Сюрреализм в живописи…………………………………………...14
2.2. Сальвадор Дали – король сюрреализма……………………..…….15
2.3.Творчество Дали в эмиграции……………………………………...24
2.4.Стереоэффекты в живописи Сальвадора Дали……………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………..31
Приложение……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая по истории искусств Света.doc

— 2.30 Мб (Скачать файл)

          Среди его картин всемирно  известное полотно «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»(см.прил.3). Художник объясняет: «Впервые средствами живописи был проиллюстрирован типичный повествовательный сон, вызванный тем, что будит нас. Если на шею спящему падает какой-то предмет, он одновременно и будит его и подготавливает длинный сон, оканчивающийся гильотинированием; сходным образом жужжание пчелы на картине подготавливает штык, который будит Галу. Лопнувший гранат воплощает весь процесс биологического сотворения. Слон Бернини на заднем плане несет обелиск с папской эмблемой».

           Самой значительной картиной  была «Христос св. Иоанна на кресте». Эта безукоризненная и ненавязчивая картина без каких-либо сюрреалистических обертонов, была продана художественной галерее Глазго. Еще одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется «Евхаристический натюрморт». На ней изображен покрытый скатертью стол с лежащими на нем хлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали простотой. Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по поводу его возвращения на родную землю в Порт – Льигат.

          Дали, рисующему на религиозные   и научные темы, был необходим  отдых. Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием стилей и подходов, как- будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука. Он продолжал удивлять публику своими экстравагантными появлениями. Большая часть зрителей, приходивших посмотреть на спектакли Дали, была попросту привлечена эксцентричной знаменитостью.

           Популярность Дали все росла. Спрос на его работы стал сумасшедшим. И журналы, дома мод и режиссеры театров боролись за него. Он уже создавал сюжеты ко многим шедеврам мировой  литературы, таким как: «Библия», « Божественная комедия», « Потерянный рай».

           Следующим увлечением Дали стала стереоскопия. Идея трехмерного изображения в живописи занимала его давно[11,с.192], истоки этого интереса можно найти в детстве, когда длиннобородый учитель Трайта показывал малышу Сальвадору картинки в своем магическом театрике.

             С творчеством Дали были знакомы  не только американцы, французы  и испанцы, его ретроспективные  выставки были организованы в  Японии, Австрии, Голландии, Италии, Бельгии, Швеции, Израиле, Германии, Англии, Шотландии, но – к сожалению  – не в России. Впервые советский зритель мог познакомиться с произведениями великого художника за год до его смерти: в 1988 году в московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина была показана коллекция.

            В августе 1961 года в Фигерасе  была организована фиеста в честь Дали. Перед началом корриды он проехался по арене под аплодисменты земляков на своем кадиллаке, а в конце любимого испанцами спектакля под открытым небом к восторгу толпы был взорван и разлетелся фейерверком пластмассовый бык. Настоящего, поверженного во время корриды, быка, по сценарию Дали, должны были сбросить с вертолета в море в качестве жертвы для Нептуна. Дали объявил, что здесь будет создан музей его имени, но это будет не просто банальный музей с картинами и всем прочим музейным хламом, а музей сюрреалистический, такой, какого еще не бывало.

             После смерти жены больше всего  он был озабочен своим здоровьем,  а оно лучше не становилось.  Старый художник не мог уже  работать в своей прежней манере, рука не подчинялась, поэтому, помимо любимых тонких мягких кистей, стал писать и плоскими флейцами, позволявшими выражать себя энергичным мазком.

             Последним произведением мастера считается «Хвост ласточки»(см.прил.10),созданное в мае 1983 года. Подлинность этой работы вызывает у многих сомнение. Аргументируют это тем, что вряд ли дрожащей рукой Дали смог так безупречно изобразить графически четкие линии, однако Антонио Пичот, почти неотлучно находившийся в то время в Пуболе, говорил, что старик иной раз собирал всю свою волю, и в порыве светлого вдохновения рука служила ему как прежде.

            В конце ноября 1988 года Дали  заболел гриппом с осложнениями  на легкие и сердце. Его положили  сперва в больницу Фигераса, а  затем перевезли в Барселону.  Встревожилась и общественность. К барселонской клинике было не подойти, ее взяли в осаду журналисты, мечтавшие об интервью с великим художником, но им приходилось довольствоваться лишь скупыми сведениями о состоянии здоровья. Врачи никого к нему не пускали, даже друзей, среди которых было немало знаменитостей.

            Ему было там очень тяжко, особенно по ночам, когда он не мог слушать радио или смотреть телевизор. Темные предчувствия туманили мозг, и вместе с ними стала являться Гала. Она садилась к нему на постель, гладила по голове и говорила на мягком бескостном русском языке. Он пытался ее понять, кричал, чтобы она говорила по-французски, но она упрямо бормотала славянские непонятные слова, и он отмахивался от нее, как от наваждения, прекрасно понимая в минуты ясности, что это всего лишь бред, галлюцинация.

          Дали был еще жив и находился  в здравом уме и мог бы  подтвердить свою последнюю волю  документально, при нотариусе.  Но этого не случилось. Все  почему-то поверили словам мэра, единственного, кому больной художник поведал свое желание быть похороненным не рядом с Галой, а в Фигерасе, в Театре-музее.

          К умирающему никого не пускали.  С ним хотела проститься его  племянница и подруга юности, но им тоже не удалось пробиться.  Анна Мария и не пыталась встретиться с братом. Итак, 21 января, было объявлено о месте погребения великого художника, но старик был еще жив. Дышал и думал. Он все время причитал, что хочет домой, и очень хотел слушать музыку. Дали был музыкален всегда, к старости же, не имея возможности живописать и услаждать свой взор любимыми пейзажами, он развил в себе внутреннюю потребность в музыке, ее звуки насыщали его душу необходимой всякому художнику гармонией.

            Воскресной ночью ему стало  совсем плохо. На медицинском  языке это называлось пневмонией и острой сердечной недостаточностью, с которыми его организм боролся с превеликим трудом. Сознание было затуманено, в нем не осталось уже реальных, сегодняшних ощущений. Он уплывал от них безвозвратно. Земное напоминало о себе лишь смутными образами прошлого, ставшими для него, как это и бывает с умирающими, зримой и очевидной явью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Понимание места Сальвадора Дали  в истории современного искусства  сходно с восприятием его картин  – ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание отличиться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами.

           Психологическое объяснение –  самому Дали оно очень нравилось  - могло бы быть таковым,  что  он ясно осознавал свою собственную  неполноценность, которую ему  нужно было как-то компенсировать.

          Благословенный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника. Как большинство художников Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Культ Дали, обилие его работ в разных жанрах и стилях привели к появлению многочисленных подделок, что вызвало большие проблемы на мировом рынке искусства.

            Его запоминающиеся образы находятся  среди символов духовного пантеона  искусства и скорее всего останутся  стойкими вехами искусства ХХ  века. Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный , как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Вазари, Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995. – 260с.
  2. Воротников, А.А., Горшковоз, О.Д., Еркина, О.А. История искусств. М., 1997. – 865с.
  3. Гибсон, Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М., 1998. – 220с.
  4. Дзери, Ф. Сальвадор Дали. М., 2000. – 280с.
  5. Завадская, Е. Сальвадор Дали. Живопись. М., 2002. – 180с.
  6. Каптерева, Т.П. Искусство Испании. М., 1998. – 274с.
  7. Каганэ, А.Л. Испанская живопись. М., 1990. – 237с.
  8. Куликова, И. Сюрреализм в искусстве. М., 2007. – 560с.
  9. Нере, Ж. Сальвадор Дали. М., 2001. – 306с.
  10. Петряков, А. Сальвадор Дали. Божественный и многоликий. П., 2008. – 220с.
  11. Рожин, А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М., 2002. – 286с.
  12. Рохас, К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали.: М., Республика, 1999. – 407с.
  13. Такач, М.Х. Испанские мастера. Б., 1994. – 308с.
  14. Энциклопедия живописи. М., 1997. – 856с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Постоянство памяти. Холст, масло.

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Хвост ласточки. 1983. Холст, масло.

Приложение 11

Диван-губы.

Приложение 12

Венера  и моряк 1925 год

 

Приложение 13

Пылающий  жираф 1937

Приложение 14

Осенний каннибализм 1937 год

Приложение 15\


Информация о работе Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали