Скандинавский дизайн на рубеже искусства. Традиции и утилитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Современные дизайнеры постоянно черпают вдохновение в истории, сознательно и бессознательно. Для них не секрет, что знание созданного прежде в этой области творчества, помогает создавать новое.
Оглядываясь на начало 20-го столетия, на стили и движения, главенствовавшие в то время, мы узнаем, что в итоге повлияло на формирование явления, с середины 20-го века именовавшегося «скандинавским дизайном». Скандинавские страны имеют четкие различия, но в то же время объединены общими культурными, геофизическими и историческими факторами.

Содержание работы

I. Скандинавский дизайн вчера и сегодня..............................................................................................3
1. Вступление........................................................................................................................................3
2. Исторический контекст.................................................................................................................. .4
3. Начало скандинавского дизайна......................................................................................................6
4. Скандинавия......................................................................................................................................8
5. Что сегодня?.....................................................................................................................................11
6. Шведский модерн............................................................................................................................12
7. Датский модерн................................................................................................................................13
8. Финский модерн..............................................................................................................................14
9. Что же особенного в скандинавском дизайне, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?...............................................................................................................................................15
10.Что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?.....................................................16
11.Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?.................................17

II. Творчество выдающихся личностей в скандинавском дизайне.....................................................18

- Тапио Вирккала.....................................................................................................................................18

- Айно и Алвар Аалто.............................................................................................................................19

- Арне Якобсен........................................................................................................................................20
- Поль Хеннингсен..................................................................................................................................21
- Ве́рнер Па́нтон......................................................................................................................................22
- А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто...................................................................................................................23
- Кай Франк..............................................................................................................................................24
III. Дизайн “IKEA”..................................................................................................................................25
IV. Список источников............................................................................................................................26

Файлы: 1 файл

История дизайна курсач!!.doc

— 2.51 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Нижегородский  государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «История дизайна, науки и техники»

 

«Скандинавский  дизайн на рубеже искусства. Традиции и утилитаризм.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ДСВ-13 Демидова Н.С.

 

Научный руководитель: Балашова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2014г.

 

 

Содержание

 

I. Скандинавский дизайн вчера и сегодня..............................................................................................3

1. Вступление........................................................................................................................................3

2. Исторический  контекст.................................................................................................................. .4

    •    3. Начало скандинавского дизайна......................................................................................................6
  •    4. Скандинавия......................................................................................................................................8

    •    5. Что сегодня?.....................................................................................................................................11

   6. Шведский  модерн............................................................................................................................12

   7. Датский модерн................................................................................................................................13

   8. Финский модерн..............................................................................................................................14

   9. Что  же особенного в скандинавском  дизайне, интересного?  Что можно  взять для себя? Чему поучиться?...............................................................................................................................................15

  •    10.Что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?.....................................................16

  •    11.Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?.................................17

 

II. Творчество выдающихся личностей в скандинавском дизайне.....................................................18

 

- Тапио Вирккала.....................................................................................................................................18

 

- Айно и Алвар Аалто.............................................................................................................................19

 

- Арне Якобсен........................................................................................................................................20

- Поль Хеннингсен..................................................................................................................................21

- Ве́рнер Па́нтон......................................................................................................................................22

- А́лвар Ху́го Хе́нрик  А́алто...................................................................................................................23

- Кай Франк..............................................................................................................................................24

III. Дизайн “IKEA”..................................................................................................................................25

IV. Список источников............................................................................................................................26

  •  

     

     

                                                                                                                                                                                                             2

    • I.Скандинавский дизайн: вчера и сегодня.

    • 1.Вступление

    Во все времена  искусство находилось под сильным  влиянием социальной и политической среды. Пробежавшись по истории, можно заметить как взгляды, сформированные в тот или иной период прошлого, со временем устаревают, но дизайн и искусство, созданные в эти периоды, зачастую остаются актуальными.

    Современные дизайнеры постоянно черпают вдохновение в истории, сознательно и бессознательно. Для них не секрет, что знание созданного прежде в этой области творчества, помогает создавать новое.

    Оглядываясь на начало 20-го столетия, на стили и движения, главенствовавшие в то время, мы узнаем, что в итоге повлияло на формирование явления, с середины 20-го века именовавшегося «скандинавским дизайном».  Скандинавские страны имеют четкие различия, но в то же время объединены общими культурными, геофизическими и историческими факторами.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

    • 2.Исторический контекст

     

    Скандинавский дизайн многим знаком под именем шведского  и датского модерна. Скандинавский  модерн – одна из разновидностей стиля  модерн. Для этого стиля характерна мебель из светлых пород дерева с  особенным акцентом на линии и формы, обычно изделия украшались яркими цветовыми акцентами, но в не слишком большом количестве. До сих пор скандинавский модерн является одним из ведущих стилей домашнего дизайна Скандинавского полуострова и всего мира.

    Модерн, культурное течение, зародившееся в конце 19-го века, был, по сути, разрывом с реализмом, главенствовавшем в мировом искусстве того периода. Главным ресурсом реализма было зарождавшееся искусство фотографии и желание художников создавать работы воспроизводящие реальность максимально достоверно. Следовательно, это направление искусства было достаточно консервативным, созданное в этот период было намеренно правдивым и точным. Выходом из сложившейся ситуации стал модерн, а впоследствии и множество культурных и эстетических течений, им порожденных.

    Вскоре после 1880, Уильям Морис вместе с движением  Искусств и Ремесел, вдохновленный  социальными теориями Джона Рескина, начал выражать свое отвращение к  индустриальной революции, а точнее, недовольство ее нерукотворным дизайном и грубостью форм. Они осуждали униформу, однообразие продуктов, производимых с помощью машин. Моррис хотел оживить традиционные методы производства: ремесла, такие как, например, ткачество. Воспевавшие силы природы, человеческую изобретательность и верность традиционным материалам, Моррис и члены его движения были приверженцами романтизма и сохранения народных традиций во всех видах искусств.

    Эти взгляды  привели к возникновению первого  популярного течения в искусстве 20-го века, сначала названного во Франции  арт нуво, затем в Германии - югендстилем, в Австрии - сецессионом, у нас, в России, - модерном. Модерн провозглашался «новым стилем для нового века». Сосредоточенное на декоративном и прикладном типах искусства, движение было сознательным противостоянием процессам, протекающим в искусстве на тот момент.

    В период примерно с 1880 по 1910 арт нуво ознаменовало зарождение модерна. Новое направление не развивало  какие-либо жанры искусства в  отдельности, оно комплексно подходило  к созданию среды, окружающей человека, выдерживая ее в едином стиле вплоть до мельчайших деталей. Вдохновляясь природой, модерн нес в себе обилие декоративных элементов. В зависимости от наличия их в быту, можно было оценить социальный статус человека, его желание сломать устои и отречься от продиктованных правил. Можно сказать, что с воцарением модерна, в искусстве обнажился социальный подтекст. Хотя приверженность модерну, не могла дать определенную характеристику взглядам человека: с одной стороны, открытость новому стилю вроде бы говорила о гибкости взглядов, с другой стороны, модерн противоречил прогрессу, маскируя технические новинки плавными формами, заимствованными у природы.

    Тут вспоминается роман известной Айн Рэнд «Источник», где по сюжету главный герой, архитектор Говард Рорк строит современные здания вопреки принятой в архитектуре того времени исторической эклектике и неоклассицизму.

    Плавные, перетекающие формы проникают во все жанры  искусства: архитектуру, мебель, текстиль, живопись или печать. Возникновение  стиля совпало с эпохой географических

    4

    открытий, когда  в Европу стали проникать экзотические веяния с Востока. Активно стали  применяться новые и экзотические материалы из других стран, обрел популярность так называемый «Японизм».

    В 1914 году в Дании  начинает печататься журнал «Skønvirke». Журнал вдохновлялся традициями местных ремесленников и идеей национального романтизма. Само слово Skønvirke стало синонимом модерна. Тонкие природные формы, изящество линий и цветовых сочетаний – все диктуемое журналом отлично вписывалось в Скандинавскую эстетику.


     

     

     

     

     

     

    Аптека св. Джонса. Пример стиля Skønvirke. Оденс, Дания, 1903 г.

    Для Европы это  было неспокойное время, во многом из-за Первой Мировой Войны и нарушений общественного правопорядка. Откликаясь на потрясения войны, искусство из эволюционного становится революционным. Общественные формы и механизмы прошлого рассматриваются как препятствие прогрессу. Так, художник становится политическим и социальным активистом. Его новые цели - провокация, переворот и отрыв от старых систем. Эти обширные изменения в обществе порождают множество художественных течений.

    Эпоха машин  резко изменила условия жизни  людей. Опустошенность и огромные человеческие потери первой мировой войны снова подняли вопросы о состоянии человеческой морали. Мир менялся, и через кинематограф, выставки, книги и архитектуру это доносилось до широких масс.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5

    • 3.Начало скандинавского дизайна

    Под Скандинавией в статье подразумевается страны северной Европы – Дания, Швеция и Норвегия. Дизайн этих стран справедливо описан многими как чистый, минималистичный, с простыми и точными линиями. Высокофункциональный, этот стиль не нуждается в тяжеловесных элементах, в нём используется только то, что необходимо. Выживание на севере требует функциональности во всем, а это и есть базовая идея всего дизайна в целом.

    Смешение тонких декоративных качеств, наследованных  у творческих движений начала 20-го века, с простотой линий, берущей начало в искусстве военного времени, придало этому стилю элегантность. Получил одобрение девиз «красивые вещи, которые сделают вашу жизнь лучше».

    Скандинавский дизайн часто называют демократичным, потому что его цель - апеллировать к массам через доступные и  недорогие продукты.

    Эта идеология  берет свое начало местных учреждениях, таких как Шведское Общество Промышленного  Дизайна. Целью этой организации  было продвижение дизайна, доступного и понятного публике. Такие цели были продиктованы социальными изменениями, которые тогда происходили в Европе. Несмотря на то, что изделия были демократичны и предназначались для масс, они не были лишены красоты, в угоду удобству использования. Важность этого баланса была определена скандинавами очень давно, они продолжают придерживаться этой философии.

    Несколько выставок скандинавского дизайна было проведено  в Европе и Северной Америке. Одной  из первых была Стокгольмская выставка 1930 года, где по-настоящему «расцвел»  функционализм. Другая важная веха - одновременно с официальным визитом Датской Королевской четы в 1960 прошла выставка Датского искусства в Нью-Йоркском Метрополитен Музее.

    Термин «скандинавский дизайн» происходит от названия выставки, путешествовавшей по США и Канаде с 1954 по 1957 годы. Пропагандируя «скандинавский образ жизни», она экспонировала работы различных северных дизайнеров. Так вошел в употребление термин, который и по сей день означает красивый, простой, чистый дизайн, вдохновленный природой и северным климатом, доступный и понятный каждому, с акцентом на получение удовольствия от домашней обстановки.


     

     

     

     

     

     

                               Часть выставки Шведского Дизайна,  которая выставлялась а Америке  весной 1964г.                   6

    Подобные выставки сыграли большую роль в распространении  скандинавского дизайна и в большой степени повлияли на развитие модернизма в северной Америки и Европе. Общая европейская эстетика к тому моменту складывалась десятилетиями и находилась под сильным влиянием искусства и дизайна. Она объединяла в себе тенденции, которые появились в начале века с чистыми формами, возникшими позже, и скандинавские традиции, о которых пойдет речь дальше.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7

    • 4.Скандинавия

    Стили и движения, бурлившие  в Европе, в начале 20-го века распространились по миру. Пусть идеи, которые они несли, различались, но все они были нацелены на создание новых форм и функций.

    Модернизм получил  широкое распространение, но развивался в каждой стране по-разному. Общаясь  с современниками по всей Европе, например, с помощью такого быстро развивающегося носителя, как кинопленка, дизайнеры и художники быстро распространяли идеологию модернизма за пределами Скандинавии.

    Информация о работе Скандинавский дизайн на рубеже искусства. Традиции и утилитаризм