Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:24, курсовая работа
Современные дизайнеры постоянно черпают вдохновение в истории, сознательно и бессознательно. Для них не секрет, что знание созданного прежде в этой области творчества, помогает создавать новое.
Оглядываясь на начало 20-го столетия, на стили и движения, главенствовавшие в то время, мы узнаем, что в итоге повлияло на формирование явления, с середины 20-го века именовавшегося «скандинавским дизайном». Скандинавские страны имеют четкие различия, но в то же время объединены общими культурными, геофизическими и историческими факторами.
I. Скандинавский дизайн вчера и сегодня..............................................................................................3
1. Вступление........................................................................................................................................3
2. Исторический контекст.................................................................................................................. .4
3. Начало скандинавского дизайна......................................................................................................6
4. Скандинавия......................................................................................................................................8
5. Что сегодня?.....................................................................................................................................11
6. Шведский модерн............................................................................................................................12
7. Датский модерн................................................................................................................................13
8. Финский модерн..............................................................................................................................14
9. Что же особенного в скандинавском дизайне, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?...............................................................................................................................................15
10.Что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?.....................................................16
11.Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?.................................17
II. Творчество выдающихся личностей в скандинавском дизайне.....................................................18
- Тапио Вирккала.....................................................................................................................................18
- Айно и Алвар Аалто.............................................................................................................................19
- Арне Якобсен........................................................................................................................................20
- Поль Хеннингсен..................................................................................................................................21
- Ве́рнер Па́нтон......................................................................................................................................22
- А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто...................................................................................................................23
- Кай Франк..............................................................................................................................................24
III. Дизайн “IKEA”..................................................................................................................................25
IV. Список источников............................................................................................................................26
Тонкости национальных различий может подметить лишь узкий специалист либо же коренной житель одной из скандинавских стран. Может просто стоит съездить в Скандинавию?!
Кстати, профессор Датской архитектурной школы в Орхусе Томас Диксон считает, что вполне правомочно выделять отдельные дизайнерские школы внутри группы скандинавских стран. Так, к примеру, основоположником датского дизайна считается архитектор и дизайнер Коре Клинт. Он развивал тему немецкого модерна «югендстиля», однако по-своему – без рамок, орнаментов цветочного декора.
16
Очень многому! Не выдумывая ничего нового, лишь гармонично соединяя образы окружающего мира, шведы, финны, датчане создают действительно шедевры, причём шедевры скорее для будней, чем для праздников. Ну что, Вы уже готовы превратить свои будни в праздник? Ведь креативщик так и должен жить!
Давайте вместе присмотримся к тому же шведскому бренду «IKEA». Ясно, что вся линия дизайна направлена на простоту и функциональность.
Дизайн «IKEA»
А вот гораздо менее известная, но не менее творческая, скандинавская группа молодых дизайнеров из Стокгольма «WIS». Они работают по нескольким направлениям: графика, интерьер и промдизайн. Их графика так же максимально проста. Но они смотрят на жизнь с разных сторон, стараясь увидеть обычные вещи в необычном ракурсе.
Сегодня классический скандинавский
дизайн в странах Скандинавии
наполняет жизнь людей
Скандинавский дизайн – это не погоня
за чем-то новым и невиданным, ярким
и необыкновенным. Это – простота зрительных
образов в сочетании с их природной функциональностью
и красотой.
По-моему, достойный пример для подражания!
Все
должно быть изложено так просто, как только
возможно, но не проще.
Альберт Эйнштейн
17
II.Творчество выдающихся личностей в скандинавском дизайне.
Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala, 1915-1985)
Наиболее известный
финский дизайнер Тапио Вирккала
заинтересовался паркетными полами коллекции
Saima в 1980-х годах и оказал влияние на дизайн
изделия. Уникальная вертикальная структура
шпона в коллекции Saima напоминает похожую
структуру в работах Вирккала, а также
Айно и Алвара Аалто: в скульптурах, в мебели
и в деталях дизайна интерьеров. Вирккала
использовал характеристики коллекции
Saima в своих проектах по дизайну интерьеров;
выбрал модели коллекции Saima в качестве
напольных покрытий в Финском музее стекла
в Риихимаки, а также установил их в качестве
потолка у себя дома.
Отсюда началось взаимодействие с полами
коллекции Saima и дизайнером Вирккала. Вирккала
хотел привнести новый оттенок в модельный
ряд коллекции Saima. Он определил «Серый
цвет пчелиного улья» с насквозь прокрашенным
материалом для своих моделей. Около 30
лет назад было возможно производить очень
ограниченное количество особенного пола
коллекции Saima, и всё, что производилось,
было в личном пользовании Вирккала либо
использовалось в его мировом показательном
турне.
В 2009 году первоначальный цвет Вирккала
вновь вошел в модельный ряд коллекции
Saima. Модели Wirkkala сейчас выпускаются в
той самой цветовой гамме, что и в 1980-х
годах. Цвет моделей Wirkkala уникален насквозь
благодаря прокрашенным пластинам из
березового шпона. Паркетные полы коллекции
Saima, имеющие цвет Wirkkala, выдерживают износ
и не меняют цвет, так как при окрашивании
состав проникает через все слои массива
древесины.
18
Айно и Алвар Аалто (1898-1976гг.)
Айно и Алвар Аалто были предшественниками как разработчики гнутья древесины и деревянного архитектурного стиля. В частных домах массивные паркетные полы с многочисленными деревянными элементами - результатом ручной работы плотника, вносили завершающий штрих в атмосферу современного дома.
Айно и Алвар Аалто
также развили применение гнутоклеёной
фанеры в мебельной промышленности, которая,
в свою очередь, способствовала развитию
паркета со структурой из березовых пластин.
Отличительной чертой дизайна Айно и Алвара
Аалто стало создание визуального воздуха
благодаря берёзовой облицовке мебели.
Эффект тонкой грани, который создается
при использовании лощёной берёзовой
фанеры, также используется в коллекции
паркетных покрытий Saima.
Коллекция паркетных полов Kotka, выпускавшаяся
в продажу в сороковых и
пятидесятых годах, использовалась
парой Аалто в жилых районах работников
фабрики в Сунула, в Финляндии, и стала
предшественником коллекции Saima. Коллекция
Saima унаследовала дизайнерский стиль и
структуру полов серии Kotka, лицевой слой
которых состоял из вертикальных пластин
берёзового шпона, склеенных вместе. Таким
образом, поверхностный узор напоминал
поперечный разрез согнутого шпона.
Паркетные полы коллекции Saima отличаются
высокой прочностью и износоустойчивостью.
Шпоновая структура поверхности, основанная на идее Айно и Алвара
Аалто, создаёт исключительно богатую,
атмосферу леса в помещении. Благодаря
особой структуре, полы коллекции Saima уникально
отражают свет и играют цветом любого
пространства.
19
Арне Якобсен (Arne Jacobsen) (1902-1971)
Арне Якобсен - известный датский архитектор и дизайнер мебели, интерьеров, тканей, изделий из стекла и металла, крупнейший представитель функционализма в датской архитектуре.
Якобсен был одним из первых, кто своими проектами представил модернизм в датском дизайне. В числе этих проектов - "Дом будущего" (House of the Future) - круглый в плане, который он создал в соавторстве с Флеммингом Лассеном (Flemming Lassen) в 1929 году.
Еще ранее, в 1952
году, появился еще один шедевр от Якобсена
- стул "Муравей" (Ant Chair) - а точнее серия
штабелированных стульев из отформованной
фанеры с металлическим каркасом. Впервые
спинка и сидение стула были сделаны из
одного куска фанеры. Дизайн стула "Ant"
положил начало всемирной известности
Арне Якосена как дизайнера мебели. Свыше
миллиона стульев "Муравей" было
распродано. Это первая настоящая промышленная
мебель, ставшая иконой скандинавского
дизайна.
Следующим шедевром Якобсена, как по значимости,
так и по дате создания, является модель
"3107" 1955 года, обычно называемая "Номер
7". Стул первоначально был выполнен
из бука в белом и черном цвете. Впоследствии
датский архитектор Вернер Пантон (Verner
Panton) и датский художник Поль Гернес (Poul
Gernes) расширили цветовую гамму, и сейчас
стул выполняется разнообразной цветовой
палитры из разных материалов (бук, клен,
ясень, вишня). Стул номер 7 (1955) является
одним из самых успешных коммерческих
проектов, со дня его создания было изготовлено
более пяти миллионов его копий.
Сидя в креслах и на стульях Якобсена,
начинаешь заново ощущать разумную органику
человеческого тела. Они сочетают в себе
элегантность формы, рациональный подход
к использованию материалов и легкость.
Лишь единицам удалось превзойти обостренную
чувствительность художника по отношению
к пропорциям и цвету.
Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: "Основной фактор - это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными… И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь".
20
Поль Хеннингсен (9 сентября 1894 г. - 31 января 1967 г.), датский автор, архитектор и критик, был одной из ведущих фигур культурной жизни Дания между Мировые Войны. В Дании, он часто упоминается как PH.
Его наиболее ценный вклад в дизайн был в области освещения. Он предназначен PH-лампы в 1925 году, который, как и его более поздние конструкции, используемые тщательно проанализированы, размышляя, и, отразив лучи света от лампы для достижения бликов и равномерное освещение. Его светлые, были изготовлены Louis Poulsen. Его самые известные модели PH Артишок и PH5. Лампы создавал экономическую основу его более поздних работ. Другие заметные проекты включают PH Рояль который включен в несколько примечательных 20-го века, дизайн сайтов, включая Метрополитен-Музей в Нью-Йорке. Он также предназначен для Glassalen Тиволи в Копенгагене.
21
Ве́рнер Па́нтон (родился 13 февраля 1926 года, умер 5 сентября 1998 года) — датский дизайнер и архитектор.
Вернер Пантон считается революционером в области дизайна мебели. Он экспериментировал с такими материалами, как стекло, пластик, сталь и полипропилен и одним из первых стал рассматривать отдельные элементы интерьера как связанные общим пространством.
Пантон много экспериментировал и утверждал, что мебель не обязательно должна иметь традиционную форму. Его знаменитые проекты стульев — Tivoli, Bachelor и Cone — считались в своё время самыми необычными стульями в мире. Вернер считал, что стулья должны быть не только удобны, но и интересны. Самый знаменитый стул дизайнера — Panton Chair был сделан из единого куска формованного пластика. Дизайн стула был настолько необычен, что производство началось только в 1967 году немецкой фирмой «Herman Miller&Fehibaum» и до сих пор производится фирмой «Vitra». Кроме стульев, дизайнер придумал более 25 различных форм для ламп.
Также Пантон занимался дизайном текстиля и интерьеров, создав интерьеры для издательских домов «Spiegel» и «Gruner & Jahr» в Гамбурге, а также для отеля «Astoria» в Тронхейме.
Стиль Пантона
стал прототипом психоделического дизайна
1970-х годов и производили
Мечтой Пантона было полное слияние функций различной мебели. Мысль о том, что глядя на вещь можно с первого раза определить её функцию, лишала его воображения и желания творить. Кроме того, он мечтал нарушить традиционное деление на пол, стены и потолок, сместив их функции. Его легендарные наброски можно расценивать как зенит его карьеры.
В отличие от других датских дизайнеров у него был революционный, а не эволюционный взгляд на вещи и за свою жизнь он создал множество инновативных, рискованных и игривых вещей. Для их создания потребовались самые современные технологии, что отображало его жизненный оптимизм.
22
А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) — финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна.
Испытал влияние неоклассицизма Гуннара Асплунда и эстетики европейского архитектурного авангарда, на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции). В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла).
В довоенное время Аалто построил санаторий в Паймио (1929—1933) и городскую библиотеку в Выборге (1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939). В 1940—1948 годах Аалто работал и преподавал в США, где осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.
Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола под Болоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).
От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.
Своё представление
о достоинстве творческого
С 1928 по 1954 год участвовал и являлся членом оргкомитета Международных конгрессов по современной архитектуре.
Был президентом Союза финских архитекторов (1943—1958) и Академии Финляндии (1963—1968). Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.
23
Кай Франк (1911-1989)
Признан одним
из лидеров финского дизайна, оказавшим
и оказывающим по сей день огромное
влияние на дизайнеров Финляндии
и других стран.
Работу арт-директора Iittala group (в
то время Wartsila Group), он совмещал с преподавательской
деятельностью в Колледже Прикладного
Искусства.
Продукты, разработанные им, собрали огромное
количество наград и хранятся во многих
музеях мира, самыми известными сериями
Кая Франка является посуда Teema и серия
из стекла Kartio.
Сервизы, созданные на фабрике Арабиа
по проектам Кая Франка, сегодня представлены
в музеях дизайна, они стали одной из легенд
современного дизайна.
К 100-летнему юбилею со дня рождения Кая
Франка финский монетный двор выпустил
серебряную монету в честь знаменитого
дизайнера, а также промышленного искусства,
в области которого он работал.
Согласно сообщению пресс-службы Монетного
двора Финляндии: номинал монеты - 10 евро,
драгметалл - серебро 925 пробы, диаметр
- 38,6 мм, масса - 25,5 г, художник-дизайнер
- Reijo Paavilainen, тираж - 5.000 (BU), 10.000 (Proof).
На аверсе монеты изображены стилизованные
изделия Кай Франка.
На реверсе монеты присутствует автограф
дизайнера — строгий и в то же время стильный,
кроме того, сверху и снизу отчеканены
даты жизни и смерти Франка - 1911-1989.
24
III.Дизайн “IKEA”
IKEA («ИКЕА», также
иногда произносят как «Икея»)
Информация о работе Скандинавский дизайн на рубеже искусства. Традиции и утилитаризм