Скандинавский дизайн на рубеже искусства. Традиции и утилитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Современные дизайнеры постоянно черпают вдохновение в истории, сознательно и бессознательно. Для них не секрет, что знание созданного прежде в этой области творчества, помогает создавать новое.
Оглядываясь на начало 20-го столетия, на стили и движения, главенствовавшие в то время, мы узнаем, что в итоге повлияло на формирование явления, с середины 20-го века именовавшегося «скандинавским дизайном». Скандинавские страны имеют четкие различия, но в то же время объединены общими культурными, геофизическими и историческими факторами.

Содержание работы

I. Скандинавский дизайн вчера и сегодня..............................................................................................3
1. Вступление........................................................................................................................................3
2. Исторический контекст.................................................................................................................. .4
3. Начало скандинавского дизайна......................................................................................................6
4. Скандинавия......................................................................................................................................8
5. Что сегодня?.....................................................................................................................................11
6. Шведский модерн............................................................................................................................12
7. Датский модерн................................................................................................................................13
8. Финский модерн..............................................................................................................................14
9. Что же особенного в скандинавском дизайне, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?...............................................................................................................................................15
10.Что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?.....................................................16
11.Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?.................................17

II. Творчество выдающихся личностей в скандинавском дизайне.....................................................18

- Тапио Вирккала.....................................................................................................................................18

- Айно и Алвар Аалто.............................................................................................................................19

- Арне Якобсен........................................................................................................................................20
- Поль Хеннингсен..................................................................................................................................21
- Ве́рнер Па́нтон......................................................................................................................................22
- А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто...................................................................................................................23
- Кай Франк..............................................................................................................................................24
III. Дизайн “IKEA”..................................................................................................................................25
IV. Список источников............................................................................................................................26

Файлы: 1 файл

История дизайна курсач!!.doc

— 2.51 Мб (Скачать файл)

 

В Скандинавии  идеи постепенно эволюционировали в  принципы и философию дизайна, которая  впоследствии возымела международный  эффект.

На Скандинавских дизайнеров влияло всё, что происходило вокруг. Используя две своих главенствующих традиции – ремесленничество и эффективное использование ограниченных материальных ресурсов (из-за их относительной географической изоляции), они объединили лучшее, что в них было. В соответствии с преобладающими в обществе демократическими взглядами, всё создавалось доступным для всех. Большое значение придавалось получению удовольствия от выполняемой работы, утверждение, что красивые вещи могут обогатить жизнь людей, продолжало жить.

Как уже упоминалось, шведское Общество Промышленного Дизайна  было основано в 1845 году, чтобы поддержать и поднять высокие стандарты  в различных профессиях, так или  иначе связанных с ремеслом. Тот  факт, что индустриализация происходила в Скандинавии позже, чем в соседних странах, поспособствовал сохранению в регионе ремесленных традиций.

В начале 20-го века, вместе с  тем, как все больше и больше людей  переезжало из сельской местности в  города, Общество расширило свою сферу  деятельности и начало повышать стандарты дизайна в  повседневности. Стремление сделать объекты высокого эстетического качества доступными массам всерьез озадачило общество уже в 1920-1930-е. На повестку дня были вынесены красота, гуманизм и демократические идеалы.

 

Красной нитью сквозь весь скандинавский дизайн проходит функционализм. Сотни лет необходимость в продуктах, которые бы просто работали, укоренялась в скандинавской душе. Еще недавно это было необходимостью для выживания.

8

Внимание уделялось  «потребности» или функции, а не декорированию и красоте.

С наступлением эпохи машин, выживать стало проще, и функционализм обратился к  удовлетворению эмоциональных потребностей человека. Так, северный функционализм  обрел новые, более человечные черты. Но сохранялись и жесткие подходы, в которых отказ от декора в угоду функции доводился до крайности.

Долгие зимы и короткий световой день, сподвигли  скандинавских дизайнеров на создание светлой, яркой, практичной среды. Они  пытались сделать домашнюю обстановку максимально комфортабельной, используя подручные материалы. Эти тенденции распространились сначала в соседние страны, а затем и по всему миру. Высококлассные образцы скандинавского дизайна продолжают жить и постоянно воспроизводятся в разных сферах, неустанно подтверждая свою всеобщую уместность и неподвластность времени.

Широко известны бессмертные проекты Арне Якобсена. После победы в нескольких творческих конкурсах, Якобсен  стал известен как дизайнер, подаривший  миру футуристический взгляд на текущий жизненный контекст. Его простой и удобный дизайн стульев снискал всемирный успех.

 

    


 

 

 

 

 

 

 

Лестница и мебель в Архуской Ратуше были разработаны Арне Якобсеном и его партнерами, 1937-1942 г.

Знаковый седьмой стул Якобсена, сделанный из гнутого и дерева и хромированной стали


 

 

 

9

Поль Хеннингсен создал великолепно продуманную  конструкцию ламп. Он искал решение, при котором свет от лампочки рассеивался бы на максимальное расстояние, не создавая видимых бликов. Это отличный образец скандинавского дизайна: красота и элегантная плавность линий никак не противоречат функциональности лампы.


 

 

 

 

 

Лампа Поля Хеннингсена

Скандинавский дизайн стал одним из наиболее узнаваемых стилей в дизайне мебели. Но и  другие сферы, такие как графический  дизайн, переняли его принципы.

Скандинавский стиль – это не только деревянная мебель с плавными изгибами, светлые  оттенки, заимствованные в природе  узоры и формы. Отличительной  чертой северных интерьеров стали также  вспышки цвета. В конце 19 века в  Швеции обрел известность художник и дизайнер Карл Ларссон. Его акварельные работы были своеобразным жизнеописанием его счастливой семьи. Вместе с женой Карин они считаются основателями типично шведского стиля, основными элементами которого являются светлость, яркость и жизненно-веселая функциональность.

Один из самых  известных датских дизайнеров, Вернер Пантон известен благодаря своим  смелым и абстрактным работам 60-х  годов, акцентировавшим использование  новых материалов. Произведения Пантона  не ориентировались на современников, он скорее занимался тем, что сегодня мы называем поп-артом. В его работах преобладали сильные впечатляющие цвета и футуристичные формы. Наравне с проектами финских дизайнеров Ееро Аарнио и Ееро Сааринена его творения использовались в нескольких фильмах и бесчисленном количестве фотографий, для придания атмосферы будущего.

 

 

 

 

 

 

10

  • 5.Что сегодня?

Со временем скандинавский дизайн эволюционировал, и от дизайна мебели и предметов  быта двинулся к распространению  своих принципов и процессов  на все текущие проблемы и перспективы. Его изменение было столь же заметным, как изменение общества, частью которого он является.

Как уже упоминалось, скандинавские страны на ранних этапах создавали институты для продвижения  и защиты различных индустрий  дизайна: Шведское Общество Ремесла  и Дизайна демонстрирует преимущества хорошего дизайна для социального развития, Датский центр дизайна подчеркивает значение дизайна для местного бизнеса, Исландский центр дизайна организует лекции и выставки, способствует сотрудничеству между местными дизайнерами и художниками, Норвежский Совет по Дизайну продвигает дизайн как стратегический инструмент для инноваций. Также северные страны являются домом для некоторых чрезвычайно интересных мероприятий в области дизайна и искусства, таких как: ICEWEB (исландская web-конференция), Копенгагенская Неделя моды и Стокгольмская Мебельная Ярмарка.

Скандинавская эстетика, которая доступна всем, тактично напоминает пользователю, что создатель  продукта – человек. В цифровом мире, где большинство предметов создается  с помощью мышки, экрана и клавиатуры, часто забывается сам создатель. Человеческий фактор опускается в угоду целесообразности и функциональности.

В статье об утилитарности  совершенства скандинавского дизайна  Лара Изерчич объясняет, что делает скандинавский стиль таким уникальным:

“Маркетинг  по-скандинавски – это чуть больше чем продвижение проектов, которые разрабатываются в соответствии с нуждами потребителя. Они не настаивают на продаже нового дизайна покупателю. Скандинавские дизайнеры гордятся тем, что создают функциональные, долговечные и экономичные продукты. И если людям что-то нужно, то они будут покупать это. Если же нет – для начала это просто не попадет на рынок”.

Принципы скандинавского дизайна, когда функция приоритетна, но грациозна и красива, успешно  применяются в любой сфере  дизайна.

В чем же особенность скандинавского дизайна в мебельном искусстве и его отличие, скажем, от итальянского и испанского? Во-первых, это лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции. Во-вторых, традиционная любовь к природным материалам (в данном случае - к дереву; применяется оно и обработанным разными способами, и необработанным, и в чистом виде, сохраняющем естественный цвет и фактуру), пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря... В типично скандинавском интерьере, как правило, также присутствуют прозрачное стекло и керамика с голубой кобальтовой росписью - это символы, олицетворяющие многоводье, те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия.

 
Что же касается лестниц, то по-нашему мнению, под описание скандинавского стиля подходит большинство наших лестниц на металлокаркасе - минимализм, простота, суровые материалы. Особенно лестницы, где в качестве балюстрады сделаны тросы отдаю северной строгостью.

Набирающие  популярность в Европе, в первую очередь в самой Скандинавии, лестницы на консолях.

11

6.Шведский модерн

К 1900 г. в Швеции, Дании и Финляндии возникли собственные  разновидности ар нуво, реализованные  в традиционных для этих стран ремеслах – в изготовлении мебели, керамики, стекла и текстиля. Наиболее мощно это движение развернулось в Швеции, превратившись в 20 веке в отдельный стиль дизайна. Произошло это благодаря активной работе «Sjlodforeningen», объединение художников и представителей различных ремесел, созданного в 1900-х гг. Первым этот стиль дизайна подхватили фирмы «Gustavsnerg» и «Rorstrand», выпускавшие керамику, а также компания-производитель изделий из стекла «Orrefors». В результате в 1920-х и 1930-х гг. дизайнеры этих фирм стали пионерами шведского модерна. Шведский модерн с его лаконичными и естественными мотивами стал идеалом демократических идеалов и получил большое распространение в послевоенный период.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

7.Датский модерн

Появившийся немного  позже датский модерн в 1950-х достиг не меньшей популярности в мире дизайна. Его создателями были Арне Якобсен, Вернер Пэнтом и Поуль Кайерхольм, широко использовавшие в своих работах  натуральные материалы – в особенности березу, бук и тик – и питавшие особую любовь к разного рода креслам и стульям: их дизайнерские замыслы быстро находили дорогу на широкий рынок.    

Основной приметой датского мебельного дизайна 1950-х был  примитивизм, прослеживающийся, например, в дизайне кресла из дерева и кожи в африканском стиле Могенсена, и в работах его молодого коллеги финна Юхла в 1940 – 1950-х годах. Впервые появившиеся в начале 20 века элегантность в изделиях из металла Георга Йенсен затем была унаследована Каем Бойсеном, а еще позднее возродилась в работах Хеннинга Коппеля. Одним из самых выдающихся – и определяющих – свойств датского дизайна того времени была способность создавать объекты вне времени, которые по сей день выглядят столь же новаторскими, как и во времена, когда они появились впервые.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

8.Финский  модерн

Триеннале в  Милане в 1951 и 1954-м гг. показали, что Финляндия стала одним из лидеров в области современного дизайна. Это случилось в первую очередь благодаря уникальным изделиям из стекла фирмы «Iittala». Дизайнеры Тапио Веркала и Тимо Сарпанева никогда до этого не работали со стеклом, однако выиграли конкурс, объявленный «Iittala», а их выразительные скульптурные изделия из этого материала в 1950-х снискали всемирное признание.

Более опытные и смелые в том, что касается стиля, финские  дизайнеры достигали больших  высот в дизайне текстиля и мебели. Их ткани отличали броские набивные узоры и яркие цвета, использование крупных абстрактных мотивов на однотонном фоне. По сей день выдающимися образцами этого стиля являются изделия «marimmekko». Финский подход к дизайну был не только тесно связан с ремесленным производством, как в других скандинавских странах, скорее. Он опирался на дух современного дизайна в целом. Тем не менее, мебель из гнутого дерева от известнейшего финского дизайнера Алваро Аалто выполнена в традиционном духе с использованием ремесленных технологий. Выпущенная после войны, она считалась классическим образцом современного дизайна.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

14

  • 9.Что же особенного в скандинавском дизайне, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?

 

Пожалуй, начнём с образов. Итак, белый и чёрный, дерево и метал, хлопок и шерсть, птица и лист – ничего лишнего. Та простота, которая граничит с совершенством, не терпит излишеств и не нуждается в экспрессии. Она логична, функциональна и привлекательна. Не более.

Около 50 лет назад именно эта простота окончательно стала полноправной хозяйкой скандинавской школы дизайна.

 

Ещё с начала 30-х годов скандинавский дизайн пустился на поиски той «идеальной формы», которая должна была бы обладать большей полнотой внутреннего содержания, чем внешней эксклюзивности. И он нашёл её. Неброская, но притягательная, не вычурная, но современная, не претензионная, но гениальная простота как минимум на столетие вперёд определила основное русло развития искусства в Дании, Норвегии и Швеции, а так же в Финляндии.

Кстати, с 1950 по 1971 г. включительно, лучшим дизайнерам  скандинавских стран ежегодно вручали премию им. Фредирика Луннинга. Не удивительно, что эти 20 лет сыграли огромную роль в становлении развитии дизайна в Скандинавии. Мотивация – великая вещь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

  • 10.Что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?

 

Представьте себе, что уже тогда культурная  политика в этих странах была направлена на комфорт человека из народа. Красота и функциональность должны были стать достоянием не только богатых, но выйти в народные массы. К слову, главным жизненным правилом одного из самых знаменитых финских  дизайнеров и архитекторов Алвара Аалто стало выражение:«Задача архитектора – сделать жизнь удобнее».

 

Хочу обратить ваше внимание на то, что плавность природных линий и строгий функционализм – это один из постулатов скандинавского дизайна. И только с позиций удобства для человека!

 

Интересно ещё  и то, что с исторической и культурной точки зрения страны Скандинавии  тесно связаны друг с другом. За долгий период сосуществования они сумели выработать единый подход к дизайну. Геометрия и растительные мотивы в большинстве случаев сочетаются рациональным способом. Линии остаются простыми. А форму украшают лишь единичные элементы декора.

 

Вам кажется  это немного скучным? Отнюдь! Простота скандинавского дизайна говорит  на языке плавно изогнутых линий, конкретных образов, общей сглаженности и лаконичности стиля. Всё гениальное – просто, не так ли?! Дизайнеры  легко совмещают изображения растений, животных и людей с чёткими и строгими геометрическими фигурами. Что одновременно выглядит и современно, и по — скандинавски.

Информация о работе Скандинавский дизайн на рубеже искусства. Традиции и утилитаризм