Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью данной курсовой является рассмотрение становления советского кинематографа.
В задачи данной курсовой работы входит рассмотрение советского кинематографа: становления, развития, причин упадка.
Предмет: Советский кинематограф
Объект: развитие и становление советского кинематографа
Методология: В работе мы использовали такие методы как историко-сравнительный, историко-сопоставительный, метод анализа и диахронический метод.
Несомненно, эти нововведения заметно меняли экономические, социальные, художественные условия развития кинопроцесса. Объёмность и размах их определялась полифункциональностью кинематографа. Однако при определении значения организационно - экономических форм взаимосвязи искусства и общества как ключевых надо не забывать о существовавших условиях, причинах и следствиях различных явлений в изучаемом предмете. Случившиеся изменения в отечественном кинематографе к 1988 г. скорее напоминают трансформацию его структуры, а не переход к качественно новым социально-экономическим отношениям. Следует отметить, что рынка в его классическом понимании в стране в то время еще не существовало. Первые кинорынки, возникшие в нашей стране с государственной подачи, а также попытки самостоятельной продюсерской работы не дали ощутимых результатов и не обещали больших перспектив. Практически с самого начала функционирования отечественного кинорынка предложение на нём значительно превысило спрос.
Таким образом, 1988 г. – своеобразная грань между двумя этапами структурного развития кинематографа эпохи перестройки. Выделять его в отдельный период не стоит, потому что за время с 1985 по 1991 г. все инвестиции, съемки новых картин, стратегия кинопроката абсолютно не соотносились с спросом на кинорынке. С трансформацией в 1988 г. общесоюзной киносети кинематограф погружается в пучину неопределённости между как будто бы ещё социализмом и будто бы рынком, из чего и создаётся уникальная технология так называемой «российской эффективности», когда фильм снимается, но не демонстрируется - либо потому, что его совсем не намерены пускать в прокат, либо планируется демонстрировать его только на фестивалях и за рубежом, что намного выгоднее.103 Фактически с 1989 г. в нашей стране существовала довольно интересная модель кинематографа: «Сейчас Россия – единственная страна – утверждал Андрей Михалков-Кончаловский – в которой, я бы сказал, существует свобода творчества. Сколько это будет длиться – неизвестно. У свободы всегда два главных врага – рынок и цензура». Действительно, все виды запретов – идеологические, тематические – в конце 80-х гг. были практически отменены. А рыночные отношения, как впрочем, и правовые, ещё не сформировались. Художники в полной мере воспользовались этим счастливым состоянием всеобщей неопределённости и неразберихи. Не существовало никаких ограничений творцам и экспериментаторам. Однако отсутствие запретов деморализовывало кинематографистов, находивших прежде необходимое и стимулирующее сопротивление во внешних ограничениях. Кинематографическое творчество на рубеже 90-х гг. в нашей стране велось в элитарных формах, рассчитанных, в основном, на демонстрацию на фестивалях – причём, производство фильмов в 1990 г. в три раза обогнало американский кинематограф (контролирующий 60% мирового экранного времени), составив 300 против 100 фильмов соответственно. В результате, с начала 90-х гг. российский кинематограф неуклонно двигался к фестивальной модели своего существования, для которой характерна оригинальная идейная направленность картин, часто совершенно не понятная (в силу своей специфики) массовому зрителю. Найти достойную оценку подобные произведения могли лишь в узком кругу «фестивальной публики», по своим художественным вкусам и пристрастиям от массового зрителя очень далёкой. В качестве примера можно привести картины (кстати, впоследствии обозванные «чернушными»), где за внешней актуальностью темы скрывалась весьма посредственная подача материала («Ангелы в раю» Е.Лунгина и др.), при этом отзывы о подобных произведениях в кинопериодике конца 80-х, начала 90-х были, в основном, положительные.
Таким образом, на первом этапе кризисного процесса отечественный кинематограф, страдающий многими недостатками, получив в подарок абсолютную свободу действий в кинопроизводстве и относительную в кинопрокате, не сумел ей воспользоваться. Освобождение от многих ограничений и реорганизация кинопредприятий в 1988 г. привели к деморализации кинематографистов и неразберихе в прокате.
В 1992 г. начинается второй этап кризисного процесса. В это время также происходят изменения «типовых моделей» существования общества. Выразилось это в распаде СССР 8 декабря 1991 г. и радикальном движении к рыночной экономике. В 1992 г. начинается быстрое включение рыночных регуляторов экономики (свобода цен, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, подготовка к приватизации государственного имущества). В это время производилась решительная ломка многих государственных структур, в том числе и управления кинематографией, причём не всегда это было оправдано. Распад государственной системы управления киноотраслью сделал невозможными дальнейшие статистические исследования в области кинематографии в масштабах всей страны. В Краснодарском крае, занимающем некогда 3-е место в СССР по объёмам валовых сборов от демонстрации кинофильмов, статистика носила отрывочный характер, а в менее благополучных регионах, например в Средней Азии и Закавказье, где местная политическая элита была озабочена лишь удержанием единоличной власти, не велась вообще.
В итоге никто на данный момент не знает, сколько отечественных игровых картин реально демонстрировалось на экранах страны с 1991 г. и сколько зрителей посетило их. Поэтому при рассмотрении этого этапа приходится ограничиваться выборочными данными.
5 февраля 1992 г. был создан Российский комитет по кинематографии (Роскомкино) при Президенте РФ как гарант и механизм поддержки национального кинематографа. Первыми шагами его были восстановление в бюджетах - как в федеральном, так и в региональных - самостоятельных разделов, посвящённых финансированию кинематографа, а также разработка правовой нормативной базы существования кино в условиях рынка. С 1992 г. в современной российской ситуации подчинения кинематографии государственному органу фактически не существует. Роскомкино развивается параллельно с другими кинообъединениями, сотрудничая как с бывшими государственными киноорганизациями, так и с представителями новых коммерческих предприятий. Но в 1993 г. Роскомкино покровительствовало всего четырём объединениям, профессионально занимающимся прокатом кино - и видеофильмов.
С распадом СССР в России
и бывших союзных республиках
стало наблюдаться
Итак, распад СССР и ликвидация централизованной системы финансирования привели к ещё большему усугублению кризиса отечественного кино. Причём Российская Федерация пострадала от него не так сильно, как бывшие союзные республики, ставшие после 1991 г. независимыми государствами. Отличительной особенностью второго этапа является и своеобразная модель отечественного кинематографа, существовавшего будто бы в двух измерениях: с одной стороны, полная загруженность столичных кинофабрик в течение 5 лет с 1991 г., с другой – «вестернизация»111 российского кино, кое – где превышающая 90%.
Следует отметить, что в первом случае картины часто производились либо для фестивальных показов, либо для отмывания денег, уклонения от налогов и тому подобных целей. Их выпуск в массовый прокат не предусматривался, и зритель, как правило, их не видел. Во втором случае – массовый экран в период 1991 – 1996 гг. как на видео, так и в кинотеатрах был практически полностью заполнен западной кинопродукцией, скопированной чаще всего незаконно.
Прокатчики и директора
кинотеатров в этот период отвыкают
работать с национальным кино. В 1995
г. отечественные картины продавал
Таким образом, кризисный процесс, охвативший отечественный кинематограф с 1986 по 1996 г., можно разделить на два основных этапа. С 1986 по 1992 г. кинематограф практически всегда регулировался «сверху» и создание структур, от которых действительно зависел кинопроцесс, осуществлялось только государством. При этом часто сохранялась доперестроечная методика работы. С 1992 по 1996 г. была предпринята попытка радикального перехода к рыночным отношениям, то есть формирование «коммерческой» модели отечественного кино. Отдельные изменения в российском кинематографическом пространстве, например закон о «видеопиратстве», происходящие на этом этапе, являлись небольшими, но необходимыми шагами к цивилизованному кинорынку. Принятие 17 июля 1996 г. Федерального закона о поддержке кинематографии ознаменовало начало нового этапа – этапа формирования новой модели российского кино, где на порядка, адекватную новым условиям в мире.
Заключение
Среди незабываемых рекламных слоганов советского государства лозунг «кино для нас является важнейшим из искусств», пожалуй, был самым правдивым, далеко опередив в этом смысле фразу о «самой читающей в мире стране». Ведь, как ни крути, книжки читать может только грамотный и усердный. А вот кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от образовательного ценза. И его действительно любили все граждане и гражданки «бывшего СССР», заполняя свой скромный досуг целлулоидными драмами призрачных героев и забывая в двухчасовом промежутке между начальным и финальным титрами свои собственные драмы.
Но самое главное — кино было фаворитом государства. Фигура кинорежиссера возвышалась где-то рядом с членами правительства и космонавтами, становясь идеальным воплощением мечты о светлом пути. Профессия режиссера на советском романтическом олимпе даже потеснила не только номенклатуру, но и космонавтов: если неразумные дети мечтали стать покорителями космоса, а разумные — начальниками, то повзрослевшие молодые люди, знакомясь с девушками, представлялись исключительно киношниками.
Что говорить, наша страна за последние годы изменилась радикально. Крах идеологии, естественно, привел к смене авторитетов и приоритетов. Но то, что произошло с кино, неподвластно никакой логике: «важнейшего из искусств» за несколько последних лет как бы просто не стало — поскольку не стало его поклонников.
Сейчас в России по-прежнему (хотя и во много раз реже) снимаются фильмы. Но факт этот уже больше не является доказательством того, что в России по-прежнему существует кино. Конечно, никуда не делись режиссеры, актеры, операторы, художники, осветители, звукотехники, гримерши, костюмерши и девушки с «хлопушками». Для пополнения их рядов все так же ежегодно набираются творческие мастерские Института кинематографии. Как и раньше, функционирует Государственный комитет — министерство кинематографии, а его соответственно возглавляет министр. Имеется и Союз кинематографистов, насчитывающий около пяти тысяч членов, а в нем соответственно обсуждаются профессиональные творческие проблемы. Есть и Центральный Дом кино — премьерно-концертная площадка, а там соответственно хозяйничает главный киношный массовик-затейник. Появился даже Музей кино, и в нем соответственно хранятся экспонаты-шедевры.
На этом соответствие
принятому, привычному и, в общем-то,
разумному положению вещей
Однако проблема не только в том, отчего, в народе пропало доверие к киноафише. Сегодня любят повторять, что зрители соскучились по российским картинам, поэтому, мол, не идут в кинотеатры, предлагающие преимущественно американские фильмы. Да, отечественного кино сейчас снимается преступно мало, а проблема качества при таком количестве решается далеко не по известной формуле «лучше меньше, да лучше». Но ответ на вопрос, почему весь диапазон отечественного кино последних лет — от «Утомленных солнцем» до «Ширли-мырли» — проваливается в безразмерную прокатную дыру, до обидного прост и, увы, недемократичен.
Народ, далекий от многих проблем, включая сюда и проблему функционирования искусств, доверяет только тому и любит только то, что имеет государственный статус. Или, наоборот, с поправкой на российские особенности, — антигосударственный.
Теперь государству не до кино. Оно пока пытается кризис идей и отсутствие народных героев преодолеть на политической сцене. Но и кино мало что может предложить государству: во время демонтажа старой системы, в котором самое активное участие принимала и киноэлита, все герои оказались дискредитированы, любая идеология — скомпрометирована. Искусству не из чего лепить. А если попробовать отсечь все лишнее, то, скорее всего, ничего не останется. Сюжет жизни размыт, пафос отсутствует. Так что кинематограф и его проблемы — всего лишь частный случай общей ситуации в стране.
Поле, на котором сегодня проигрывает российское кино, в сущности, едино для всех видов искусства. Искусство ищет смысл жизни. Этот поиск — его пища.
Задачей советского кино всегда было, есть и будет донести до зрителя реальность современной жизни. Оно всегда было реалистическим, как и вся культура России. Кинематограф России всегда решал проблемы человеческого существования и развития, пользуясь методами и средствами, накопленных веками традиций нашего многонационального народа.
Библиографический список
С.Гинзбург. – М.: Титул, 1962. – 404 с.