Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:25, реферат
Актуальность темы: данная тема была выбрана, поскольку любой стиль, возникавший в ту или иную эпоху, вызывал явный интерес общества во все времена.
Стиль рококо до сегодняшнего дня является, пожалуй, одним из наиболее дискуссионных явлений в искусствознании, оцениваемым крайне неоднозначно.
Введение......................................................................................................3
Глава 1. Век под лозунгом «искусство как наслаждение»……...……. 5
Глава 2. Новаторство стиля рококо и его распространение ..................10
Глава 3. Ведущие представители живописи рококо.............................. 20
Заключение..................................................................................................33
Список использованной литературы.................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет заочного обучения
Кафедра «Коммуникационный менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История искусств»
на тему: «СТИЛЬ РОКОКО ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ »
Автор:.
Дата . Подпись ______________
Руководитель:.
Дата __________ Подпись ______________
Защищена с оценкой _____________________
Пенза, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Век под лозунгом «искусство как наслаждение»……...……. 5
Глава 2. Новаторство стиля рококо и его распространение ..................10
Глава 3. Ведущие представители живописи
рококо........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: данная тема была выбрана, поскольку любой стиль, возникавший в ту или иную эпоху, вызывал явный интерес общества во все времена.
Стиль рококо до сегодняшнего дня является, пожалуй, одним из наиболее дискуссионных явлений в искусствознании, оцениваемым крайне неоднозначно. Долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма.
Рококо – одно из интереснейших стилевых направлений в искусстве, которое следует изучать, так как для времени своего господства он проявил только ему присущие особенности в архитектуре, скульптуре и, конечно же, в живописи. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Эта сфера включает в себя идеи, основа которых лежит в прошлом, но неразрывно связана с настоящим. И эта связь является существенным историческим звеном, заложившим основы изучения данного вида искусства.
Объект работы: живопись рококо.
Предмет работы: французское рококо начала 18 века.
Задачи:
- описать периоды возникновения стиля рококо живописи рококо;
- показать особенности и
- проанализировать семантику
- рассмотреть синкретизм всех сфер стиля рококо;
- ознакомиться с
Методы исследования:
В ходе проводимого исследования используются следующие методы:
- анализ литературы по данной
теме;
- изучение иллюстраций картин,
архитектурных памятников, предметов
интерьера;
- сравнение произведений барокко и рококо, принадлежащих к разным видам искусств.
ГЛАВА 1
Век под лозунгом «искусство как наслаждение»
XVIII век во Франции знаменуется очевидным
обозначением процесса разложения французской
абсолютной монархии.
Смерть в 1715 году «короля – солнца» была
просто завершающим событием в том длинном
ряду явлений, которые подготовили приход
нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Новый век приносит
и новый стиль в искусство. Во Франции
появление стиля «рококо» ассоциируется
с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг.), с которой
он практически совпадает по временным
рамкам. Данный период и будем считать
хронологическим этапом и рамками, так
как именно в эпоху царствования этого
короля данный стиль зародился и получил
свое развитие. Немалый вклад в развитие
стиля рококо внесла и история. Ведь в
это время многое меняется: король перестает
быть главным заказчиком произведений
искусства, а двор – единственным коллекционером.
Для более полного восприятия индивидуальности и особенностей стиля рококо, необходимо рассмотреть исторический период его зарождения и развития, так как особенности каждой эпохи накладывают свой отпечаток и на искусство.
Смерть Людовика XIV — самого блистательного
представителя абсолютной монархии, который
более других государей принимал непосредственное
участие во всей художественной жизни
великой нации, воспринимается всеми как
падение досадного препятствия, как наступившее,
наконец, начало нового века.
«Король так долго царствовавший умер»,
- без всякой тени удивления и сострадания
пишет своему другу один из героев «Персидских
писем» Монтескье. Именно так, равнодушно
и почти пренебрежительно, встретила вся
Франция первого сентября 1715 года – день
смерти Людовика XIV. Престарелый «Король
– солнце» пережил самого себя. Он оставил
своему правнуку нищую страну, истощенную
войнами и налогами. Помпезно и педантично
построенное им здание абсолютизма уже
давало угрожающие трещины, - никто не
сомневался, что Франция стоит на пороге
неизбежных перемен.
Смерть столь блистательного монарха дала мощный толчок к перевороту во всех сферах жизни Франции, который с того времени начинает сказываться в дикой разнузданности и в полном изменении нравов внутри государства и общества, находит отражение и в искусстве, приводя к новому направлению, которое вначале, во время регентства за несовершеннолетнего наследника, принимает своеобразный отпечаток (стиль Регентства), но уже через десятилетие перерабатывается в стиль Людовика XV. Стиль Регентства мы помянем лишь как менее выраженный переходный стиль.
Стремления, которым следовали мастера эпохи Регентства, достигают своей полной зрелости в 1725 году, и с этого момента начинается во Франции стиль Людовика XV, стиль рококо в собственном смысле. Во Франции стиль рококо развивался ярче и последовательнее, чем где либо.
Рококо складывается как стиль в результате
смешения и синтеза новых эстетических
тенденций, новых вкусов, которые постепенно
кристаллизовались в качестве нового
стиля, подчиняющем себе все французское
искусство, и в последующие десятилетия
бурно развивается, достигая высшего подъема
в середине столетия. Но стоит вспомнить
и о том стиле, который предшествовал стилю
рококо. Этим стилем был барокко.
Нужно особо отметить, что рококо и барокко
довольно - таки похожи и имеют огромное
количество сходств, как в истории происхождения,
так и в характере орнамента и стиля.
В эпоху барокко произведения искусства
активно стремятся соединиться с другими,
т. е. мастер эпохи барокко мыслит и как
скульптор, и как архитектор, и как декоратор
одновременно.
В изобразительном искусстве барокко
преобладают виртуозные декоративные
композиции религиозного, мифологического
или аллегорического характера, парадные
портреты, подчёркивающие привилегированность
общественного положения человека. Идеализация
образов сочетается в них с бурной динамикой,
неожиданными композиционными и оптическими
эффектами, реальность — с фантазией,
религиозная аффектация — с подчёркнутой
чувственностью, а нередко и с острой натуральностью
и материальностью форм, граничащей с
иллюзорностью.
Кроме вышеперечисленных особенностей
типичными также являются:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: поиск единства в противоречиях жизни - в архитектуре – овал в линии здания, архитектурные ансамбли; скульптура подчинена общему декоративному оформлению; в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание «бесконечности» пространства; в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).
6. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке).
В отличие от других католических стран, во Франции барокко ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале.
Стоит отметить и то, что во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно во Франции.
Подобно тому, как барокко часто называют последней стадией Возрождения, рококо нередко считают заключительным этапом барокко - длительным периодом восхитительных, но все же упаднических сумерек, прерванным эпохой Просвещения и неоклассицизмом. Во Франции рококо ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715—1765), с которой оно почти совпадает хронологически. Однако, его не следует отождествлять с абсолютистским государством или с Церковью в большей степени, чем барокко,— даже при том, что они продолжали быть основными покровителями искусств. Более того, основные характеристики стиля рококо сложились до рождения короля - его первые признаки появились на пятьдесят лет раньше, во время длительного переходного периода, составлявшего позднее барокко.
Действительно, Рококо хронологически следует за Барокко. Но и внутренняя суть, и внешние проявления этих стилей различны.
На смену силе эмоций, накалу страстей, помпезности и величественности Барокко пришел изящный и камерный стиль дамских будуаров и аристократических гостиных – Рококо. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. Идейная и эмоциональная основа Рококо – индивидуализм и гедонизм. Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом». Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца. Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод - строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм.
Рококо получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Рокайль (от фр. rok – скала, утес) - главный
элемент орнамента стиля рококо, напоминающий
форму завитка раковины (см. Приложение 1). Появился во Франции
в начале XVIII века, при украшении парковых
павильонов – гротов деталями, имитирующими
природные элементы – морские раковины,
причудливые растения, камни, обломки
скал. Этим объясняется происхождение
название “рокайль”. Впоследствии этот
термин стал обозначать все изгибающиеся,
вычурные, необычные формы, напоминающие
раковину, неровную жемчужину, камень.
В ходе своего развития данный стиль получил
свое отражение не только в живописи, но
и в других видах искусства, таких как
архитектура, скульптура, оформление интерьера,
даже в литературе и т. д.
Заключение по главе:
Таким
образом, рассмотрев основные этапы
развития стиля рококо с
Глава 2
Новаторство стиля рококо и его распространение
Рококо - стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века.
Для рококо характерны гедонистические
настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической
театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной
и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее
во Франции, рококо в области архитектуры
сказалось главным образом в характере
декора, приобретшего подчеркнуто изящные,
утонченно-усложненные формы; распространяясь
в зодчестве других стран Европы (постройки
Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана,
отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало
как местный вариант позднего барокко.
Преимущественно декоративный характер
имела богатая тонкими переливами цвета
и одновременно несколько блеклая по колориту
живопись рококо (картины и росписи Франсуа
Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола
Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре
Фрагонара). Живопись рококо, тесно связанная
с интерьером отеля, получила развитие
в декоративных и станковых камерных формах.
В росписях плафонов, стен, наддверных
панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали
пейзажи, мифологические и современные
галантные темы, рисовавшие интимный быт
аристократии, пасторальный жанр (пастушеские
сцены), идеализированный портрет, изображающий
модель в образе мифологического героя.
Образ человека утрачивал самостоятельное
значение, фигура превращалась в деталь
орнаментального убранства интерьера.
Художникам рококо были присущи тонкая
культура цвета, умение строить композицию
слитными декоративными пятнами, достижение
общей легкости, подчеркнутой светлой
палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых,
золотистых и розовых оттенков. Одновременно
с развитием живописи рококо усиливалась
роль реалистического направления; достигли
расцвета портрет, натюрморт, бытовой
жанр, пейзаж. Одним из основоположников
стиля рококо был талантливый живописец
Антуан Ватто, давший наиболее совершенное
воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность
и меланхолическая мечтательность придают
характерам персонажей картин Ватто особую
утонченность. Непосредственными последователями
мастера, которые по большей части превратили
манеру Ватто в изысканную и поверхностную
моду, являлись художники Никола Ланкре,
Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы.
Крупнейшим мастером собственно рокайльного
искусства стал ученик художника исторического
жанра Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных
любовных сюжетов, великолепный колорист
и рисовальщик. Живопись Буше диктовала
законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф
Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель,
отчасти Элизабет Виже-Лебрен, и другие)
и это влияние продержалось вплоть до
Великой Французской революции 1789 года.
Среди значительных мастеров рококо были
художники самого разного дарования, обращавшиеся
к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер
Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис
Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист
Перроно. Последним крупным живописцем
рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий
портретист и пейзажист, как и Ватто, не
вписывающийся в рамки просто модного
стиля.
Скульптура рококо во Франции менее значительна
и своеобразна, чем живопись. Большое распространение
в искусстве рококо и всего 18 столетия
получили портретные бюсты и маленькие
скульптурные группы или статуи купальщиц,
нимф, амуров, их ставили в парке, украшали
ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие
скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан,
Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод
Мишель Клодион. В скульптуре рококо других
европейских стран также преобладали
предназначенные для украшения интерьеров
рельефы и статуи, небольшие статуэтки,
в том числе из терракоты и фарфора (изделия
немецкого скульптора, мастера фарфоровой
пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Прихотливое
изящество отделки, частое заимствование
экзотических декоративных мотивов китайского
искусства, виртуозное выявление выразительных
возможностей материала присущи рокайльному
декоративно-прикладному искусству.