Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:13, реферат
Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.
На уровне культурных эпох и направлений искусства исследователи говорят о стилях искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле классицизма, барокко, рококо, модерн. В периоды размытости глобальных стилей эпохи или крупного направления говорят о стилях отдельных школ (например, для Возрождения: стили сиенской, венецианской, флорентийской и других школ) или стилях конкретных художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).
Стиль в искусстве
Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика).
Стиль в искусстве
— это не форма, не содержание,
не даже их единство в
На уровне культурных эпох
и направлений искусства
В истории искусства крупные стили возникали, как правило, в синтетические эпохи, когда основные искусства формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг и на основе ведущего искусства, которым обычно выступала архитектура. Живопись, скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е. на систему принципов работы с формой и художественным образом (принципами организации пространства, в частности), складывающуюся в архитектуре. Понятно, что стиль и в архитектуре, и в других видах искусства формировался исторически и интуитивно, вне сознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: создать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и характеристиками. Фактически «большой» стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением и выражением на макроуровне (уровне целой эпохи или крупного художественного направления) неких сущностных духовных, эстетических, мировоззренческих, религиозных, социальных, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей.
Классификация основных видов изобразительного искусства
Живопись передает форму предмета, его цвет, освещающий его свет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. Поэтому живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т. д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Объемная, трехмерная, полная дыхания жизнь как бы застывает на двухмерной плоскости. Многокрасочная, переливающаяся множеством оттенков, насыщенная игрой светотени полотно подлинного мастера рельефно передает в разнообразной цветовой палитре все богатство жизни.
Основными жанрами живописи
являются тематическая картина (историческая,
батальная, бытовая или, иначе, жанровая),
портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.
Тематическая, или сюжетная, картина
занимает ведущее место в советской
живописи. Портрет – жанр, в котором
не только (и даже не столько) передается
внешнее сходство, но раскрывается
внутренняя сущность портретируемого
человека. На хорошем портрете человек
порой даже более похож на себя,
чем в жизни, ведь художник нередко
делает явным то, что для самого
портретируемого было тайной. В пейзаже
через изображение природы
Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т. д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета. В графике используется также рисунок пятнами – изобразительное средство, широко примененное, например, в графических листах Мезерееля и Пророкова.
Книжная графика – это
не только оформление книги (обложка
и суперобложка, титул, рисунок в
начале и конце текста и т. д.) Иллюстрация
ставит задачей раскрыть идеи и образы
произведений, внутренне соответствовать
его глубинному содержанию. Иллюстрации,
созданные Д. Шмариновым к «Войне
и миру» Л. Толстого, О. О. Верейским
к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами
к сочинениям А. П. Чехова, обогатили
наше понимание и эмоциональное
восприятие немеркнувших образов этих
произведений. Однако книжная иллюстрация
– не простая копия литературного
текста, переведенного на язык графики,
а самостоятельное
Особое место в искусстве графики занимает плакат – большое публицистическое, агитационное искусство, отличающееся ясностью, броскостью, яркостью, сочетанием рисунка с литературным текстом, – боевой ответ средствами изобразительного искусства на наиболее острые и значительные злободневные политические вопросы.
К искусству графики относится также карикатура и примышленная графика, включая различные виды воспроизведения рисунка: гравюру – отпечаток рисунка с гравировальной доски; литографию – отпечаток с камня или с заменяющей его металлической пластинки.В графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. На нее свободно ложатся линии рисунка, послушно следуя полету мысли художника. Недаром в графике так часто говорят об индивидуальном почерке, о неповторимом своеобразии манеры выражения.
Гравюра - отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию и т. д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге – оттиск, или, как его иногда называют эстамп. Правда эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить станковый характер.
Рисунок, как и картину,
можно сделать только в одном
экземпляре. Он по своей природе
уникален. Повторить его нельзя,
потому что каждая копия и репродукция
всегда бывают хуже подлинника. Иначе
обстоит дело с гравюрой. Главным
ее качеством является тиражность –
возможность сделать с одной
печатной доски много оттисков. Все
эти оттиски будут равноценными
художественными
Замечательными мастерами гравюры были такие великие живописцы, как А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Э. Делакруа, К. Коро, Ж. –Ф. Милле. Из русских художников много занимались гравюрой О. А. Кипренский, И. И. Шишкин, В. А. Серов.
Скульптура воспроизводит явления жизни в объемной форме. Скульптор создает задуманный им образ из твердых материалов – камня, бронзы, мрамора, определенных пород дерева – с учетом пластических возможностей каждого из них. Основным объектом изображения в скульптуре всегда было лицо и тело человека. В отличие от живописи и графики, изображающих не только человека, но и среду, в которой он живет, скульптура, особенно круглая, изображением среды в прошлом не интересовалась. Представления о времени, образе эпохи скульптура в отличие от других искусств, как правило, всегда давало через непосредственное изображение человека.
Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста (погрудного изображения), полуфигуры и фигуры или статуи (изображение во весь рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон. Примером удачного сочетания круглой скульптуры и рельефа является, скажем, памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса, установленный в Москве. Фигуры Минина и Пожарского выполнены в круглой скульптуре, а рельеф на постаменте изображает отдельные эпизоды войны.
Существует скульптура малых
форм. К ней относятся небольшие
по размеру изделия из фарфора, керамики,
статуэтки. Эти произведения нередко
находятся на грани скульптуры и
декоративно-прикладного
Искусство фотографии завоевало прочное место в семье искусств и приносит большую эстетическую радость десяткам миллионов людей. Однако научному обоснованию природы художественной фотографии, раскрытию ее специфических видовых особенностей и место среди других видов искусства, прежде всего среди других видов изобразительного искусства в искусствоведческой литературе все еще уделяется недостаточное внимание.
В отличие от живописи фотограф-художник
не прибегает к помощи деталей, созданных
воображением. Во всех случаях объект
изображения находится
Лучшие работы советских фотомастеров наряду с картинами живописцев и эстампами графиков представляют собой художественную летопись жизни социалистического общества. «Колхозница Таня» Скурихина нам также дорога, как «Делегатка» Ряжского.
Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; архитектура – это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.
Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.
Декоративно-прикладное искусство - искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой.
В прикладном искусстве форма изделия его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета так и его эстетическую выразительность. Формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы. В различные эпохи они характеризуются преимущественным различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности и т. д. Современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, малогабаритности, экономичности. Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие народные корни и широко распространено. В силу этого его значение особенно велико, так как оно непосредственно входит в быт. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.
Синтез искусств – сочетание произведений различных видов искусств в одном ансамбле, при котором каждая из частей может иметь самостоятельную ценность или значение, а в совокупности составлять новое .
Синтез искусств позволяет
на основе сочетания специфических
средств выразительности и
Различные виды искусства могут существовать как самостоятельно (напр., скульптура, живопись), так и в художественном синтезе друг с другом. Но в последнем случае они должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью).
В синтезе архитектуры и изобразительных искусств ведущую роль играет архитектура, организующая пространство и являющаяся основой любого ансамбля или отдельного произведения, основанного на синтезе искусств и Архитектуре в значительной, мере определяет место, идейную направленность, масштаб, технику исполнения и общие принципы композиции скульптуры, живописи, элементов декоративно-прикладного искусства, являющихся компонентами органического решения общей художественной задачи. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. В одних случаях произведения скульптуры могут иметь тектоническую связь со зданием (напр., кариатиды, атланты), а монументальная живопись - заполнять отведенные для нее поверхности ограждающих конструкций и архитектурных элементов - стен, сводов, перекрытий и т. д. (напр., мозаика в Византии, орнаментальные керамические облицовки древней узбекской архитектуры и т. д.). В других случаях синтез искусств формируется сочетанием свободно стоящих скульптурных изваяний, декоративных стенок и мозаичных панно, для которых архитектурные сооружения являются лишь основным фоном или системой организации пространства. Этот последний прием, при котором живопись и скульптура получают сравнительно большую самостоятельность, получил значительное, распространение в современной архитектурно - художественной практике. Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в синтезе искусств.