Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа
Цель данной работы - изучение стилевых особенностей современности 21 века.
Задачи:
1. Изучить роль стилей в дизайне.
2. Выявить значение каждого стиля.
3. Описать историю создания и развития новых методик проектирования.
ВВЕДЕНИЕ
Стиль по словарю Даля - это образ, вкус. Стиль в нашем понимании это единство художественного направленея, гармоничная совокупность черт.
Дизайн — это деятельность, синтез проектного мышления и творчества, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий (промышленный дизайн). Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн - синтез наук, технологий, эстетики.
Проблемой исследования является смена течения стилей.
Гипотеза - без прогресса не мог бы полноценно развиваться новый стиль в искусстве.
Цель данной работы - изучение стилевых особенностей современности 21 века.
Задачи:
Обьектом данного исследования являются стилевые течения XXI века.
Предметом курсовой работы является значение стиля в интерьере современного человека. Метод исследования- системный анализ.
Искусствоведы выделяют средовой дизайн, графический, ландшафтный, промышленный. При расширительной трактовке дизайна утверждается, что дизайн - явление, имеющее длительную историю, измеряемую тысячелетиями, а "современный дизайн" - это не более чем количественный скачок. Он выражается в резком увеличении количества вещей, в создании которых участвует художник, и соответственно в самоопределении дизайна как самостоятельной деятельности за счет его выделения из искусства и инженерии. Сущность деятельности дизайнера при этом существенно не меняется. Наконец, началом дизайна считают годы кризиса 1929 года, когда Раймонд Лоуи, Уолтер Дорвин Тииг, Генри Дрейфус и ряд других художников начали работу в американской промышленности и на американских промышленников, испытывающих трудности со сбытом продукции. Дизайн как профессиональная деятельность художников-проектировщиков возник и оформился за последние несколько десятилетий, за это же время американизованная западная цивилизация претерпела ряд существенных внутренних изменений. Если действительная сущность капиталистического общества осталась той же самой, то формы ее проявления сегодня очень мало напоминают формы, общезначимые ещё три десятилетия назад.
Масштаб массового
производства в наиболее развитых капиталистических
странах позволяет избежать кризиса количественного
перепроизводства только в том случает,
если потребитель готов сменить один имеющийся
у него продукт на другой, однородный по
основной утилитарной функции, исключительно
из-за дополнительных «малозначимых»
(значимых для него) различий. Необходимо
все чаще заставить сменить один продукт
на другом и относительно реже — купить
принципиально новый продукт; монополия
играет все большую роль по отношению
к конкуренции. Сама возможность предложения
иллюзорной новизны продукции как действительной
потребности реализуется только в тех
условиях, когда иллюзорные качества,
символические различия продукта по отношению
к другому приобретают значение действительных
потребностей, иными словами, когда они
становятся ценностью. Фактически, на
рынке конкурируют уже не столько сами
продукты, сколько их действительная
или иллюзорная новизна.
Конечно, нельзя игнорировать тот факт, что все больший размах приобретает (причём именно в уровне массового потребления) самодеятельность человека-потребителя в создании себе соответствующей среды. Но, за редчайшим исключением, самодеятельность эта носит чисто иллюзорный характер — фактически роль аранжировщика выполняет не профессионал-художник, а сам человек-потребитель, но ведь способ его мышления, уровень художественной культуры, определен общим развитием массового искусства.
Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.
Помимо дизайн-икон, воплотивших в себе эстетические идеалы определенного исторического периода, технические и художественные идеи своих создателей, особое значение в описании истории дизайна имеют художественные стили. В.Власов в своем известном словаре «Стили в искусстве» отмечает, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. В равной степени это относится и к стилям в истории дизайна, объединяющим по определенным формальным признакам дизайн-иконы в уникальные целостные художественные течения и направления. Упомянутый выше искусствовед В.Власов рассматривая внутреннюю структуру понятия «стиль» выделяет ряд его уровней: исторический художественный стиль, историко-региональный (стилистическое течение) и индивидуальный стиль мастера. Аналогичное можно наблюдать и в истории дизайна. Стили в дизайне как части общей художественной культуры корреспондируются с большими историческими художественными стилями в искусстве, и, в особенности, архитектуре.
. В начале
XX века с появлением новых веяний в мышлении
и изменений в социальном сфере оформление
интерьеров совершенствовалось, упрощалось
и оптимизировалось. В дизайне помещений
появился новый стиль без резких ярких
отличий – Интернациональный.
Общепринято этот стиль называть функционализмом
или конструктивизмом, рационализмом
Квартиры времен социализма – живой пример
этого образа. Ему характерны помещения
с гладкими низкими потолками и ровными
балочными перекрытиями. Любое свободное
пространство функционально используется
встроенными нишами. Смелое цветовое решение
дополнительно подчеркивает компактные
объемы и геометрические формы. Мебельное
производство в эти годы начало выпускать
гарнитуры, элементы которых, нарушая
симметрию, производят впечатление членения
пространства. Широко используются светильники,
зелень, деревянные предметы. Но время
не стоит на месте, и даже в строгий Интернациональный
(функционализм, конструктивизм, рационализм)
стиль можно гармонично внести элементы,
смягчающие жесткую геометрию.
ГЛАВА I. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ
1.1 Романский стиль
Стиль утвердился в Европе в IX веке. Для него типичны массивные элементы — круглые арки, кровати, часто с пологами, стулья с высокими спинками, сундуки, лари. Особая примета стиля — орнаменты в качестве украшения окон и дверей, в которых часто обыгрывались мотивы листьев и завитков. До наших дней в интерьере загородных домов используются элементы этого стиля.
1.2 Классический стиль
Сформировавшийся в XVII веке, основным критерием выдвигает на разных уровнях симметричность и точность. Простоту линий, умеренное использование золотых и бронзовых украшений, лепнины, светлые сдержанные тона и чистые линии можно считать основными характеристиками классического стиля в интерьере. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
1.3 Арт-деко
Демонстрация хорошего вкуса. Направление, геометрический стиль в архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20 века. Характерные подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы. Эффектные образцы этого стиля сочетали в себе общественную полезность и подчеркнутую красивость. Новое направление - ар-деко - не было напрямую связано с конкретными историческими традициями, хотя оно синтезировало в себе идеи различных стилей от эклектики и модерна до классицизма и экспрессионизма. Дизайнеры имели свободу выбора для своих поисков в решении интерьеров. Если современное движение в Европе тяготело в 1920 е годы к массовому и стандартному, то стиль ар-деко, наоборот, стремился к удовлетворению индивидуальных вкусов заказчиков и отличался разнообразием. Свободно оперируя историческими знаками и символами, ар-деко обращается к новам строительным материалам, цвету, световым эффектам и этим отличается от исторических предшественников. Если ар-деко обращается к классицизму, то трансформирует ордер, представляя его упрощенно и лишая его нормативных атрибутов ( капителей, базы ), превращая объемные колонны в плоские пилястры, лопатки или графически рисуя его на плоскости стены. Когда ар-деко обращается к ар-нуво, заимствуя криволинейные формы и линии, они становятся менее живописными, орнамент более жестким, лишенным изобразительности. Ар-деко вступает в творческое взаимодействие с модернизмом, что сказывается в четкости, геометричности прямоугольных объемов, плоскостности фасадов, использовании трубчатых поручней ограждений. Но при этом возможно применение декоративных и дизайнерских мотивов. Модернизированность ар-деко часто проявлялась в обтекаемости форм. Иногда формы становятся близки к машинному дизайну.
Часто в интерьерах и на фасадах появляются рельефные фризы с сюжетными скульптурными изображениями обрбщенно-геометризированного характера. Производители мебели в стиле ар-деко используют для изготовления и декора предметов обстановки алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость, эбеновое дерево, дорогое стекло, инкрустации по дереву, кожи экзотических животных – зебры, крокодила, ящериц. Произведения мастеров кубизма, постимпрессионизма – необходимые детали в интерьере данного стиля. Стены представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются. Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур - окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 30-х годов - так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в ар-деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах. Дизайн ар-деко затрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительное искусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Изобретательность ар-деко сделала его популярным и в наше время, так как именно эклектичность, а так же разнообразие форм и приемов позволяют успешно реализовать этот стиль в условиях современных интерьеров.
1.4 Романтизм
Этому стилю характерны: утонченность, элегантность, пластика линий. Романтизм это легкий, изысканный стиль. В интерьере прекрасно сочетаются: ковка, арочные формы проемов, зеленые уголки в красивых вазонах, скульптуры, стекло, цветы, легкие ткани… Мебель обтянутая шелковой тканью, или шелковые подушки. Возможно обращаться к фольклорным и природным формам декора. Романтизм (франц. romantisme ), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному" жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. ЖерикоДж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. В современной архитектуре романтизм это обращение, скорее, к фольклорным и природным формам декора - дикий камень, ковка, готические формы проёмов.
1.5 Ампир
Французский стиль, заявивший о себе после буржуазной революции в конце XVIII века, стал наиболее актуален во времена Наполеона I. Стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Ампир характеризуется античными ассоциациями в интерьере и архитектуре. Неотъемлемыми атрибутами стиля стали колонны, карнизы, консоли, фризы и многое другое, что напоминает о Древнем Риме. Столы, диваны, кресла — словом, вся мебель в своих главных частях, согласно стилю ампир, выполняется по образцу античных львиных лап, герм, сфинксов и др. Очевидно, что в стиле господствуют массивные завершенные формы, для которых нехарактерны выступы.