Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:52, реферат
Цель моего реферата выявить стилистические особенности русского культового зодчества конца 17 века
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
- ознакомится с культурой 17 века
- выявить приобретенные черты культового зодчества в данный период
- рассмотреть особенности культовых построек
- на основе проделанной работы сделать вывод, выявив характерные стилистические особенности русского зодчества периода конца 17 века
Введение 3-4
Глава 1
Общая характеристика русской культуры XVII века 5-8
Глава 2
Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века 9-10
Глава 3
Отражение стилистических черт в культовых постройках 11-20
Заключение 21-22
Список используемой литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ)
Кафедра «Теории и истории архитектуры»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «История архитектуры, градостроительства и дизайна»
на тему:
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА КОНЕЦ 17 ВЕКА
Выполнил
студ. гр. ДАС-01
Проверил
Барнаул 2013
Содержание:
Введение 3-4
Глава 1
Общая характеристика русской культуры XVII века 5-8
Глава 2
Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века 9-10
Глава 3
Отражение стилистических черт в культовых постройках 11-20
Заключение
Список используемой литературы 23
Введение
XVII век – период, завершающий русское средневековье. Многое в этом столетии можно назвать переломным: Россия, через влияния, созвучные внутренним культурным процессам, приобщается к культуре Нового времени, выбирая европейский путь развития – несомненно, что этот путь был во многом предопределен всей русской историей, также как и все бесконечные споры о своеобразии русского пути, начатые при Иване III, с созданием "московского царства".
В конце XVII столетия светское начало все глубже проникало в культовую архитектуру, неуклонно прокладывая себе путь сквозь дебри религиозного мракобесия. Реакционная церковно - феодальная культура все еще тормозила общественное развитие, но уже не могла сдержать поступательный ход истории. Расширялся кругозор населения, особенно посадских людей. Воссоединение в 1654 г. украинского народа с русским, возвращение белорусских земель способствуют культурным связям трех братских народов. Украинские ученые-богословы пишут свои труды в России; белорусские резчики, хорошо знакомые с западноевропейскими архитектурными формами, тщательно вырезают колонны в иконостасах московских храмов; идет обмен зодчими между Москвой и Киевом, взаимно обогащая архитектуру.
Цель моего реферата выявить стилистические особенности русского культового зодчества конца 17 века
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
- ознакомится с культурой 17 века
- выявить приобретенные черты культового зодчества в данный период
- рассмотреть особенности культовых построек
- на основе проделанной
работы сделать вывод, выявив
характерные стилистические
Глава 1. Общая характеристика русской культуры XVII века.
XVI и XVII века – время
развития единого русского
Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и радициями.
Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. Царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.
Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны.
Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.
Сочетанием "старины и новизны" отмечены архитектура и изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское.
Увеличивается число
общественных зданий
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на
попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др.
В конце XVII в. в церковном строительстве возникает т.н. нарышкинское или московское барокко, характерными чертами которого были:
- многоярусность,
-строгость пропорций
- пышность убранства зданий
Появляются церкви нового типа
– центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и
украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина.
Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон "Спас нерукотворный", "Вседержитель", "Троица". В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр (фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни), парсуна (портретные изображения), пейзаж, служивший фоном для икон. В 1672 г. появился первый
придворный театр, в котором разыгрывались пьесы на библейские и исторические сюжеты.
Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т.н. "строгановской школы", берущей начало в годуновских придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей
"годуновские" традиции и ориентированной на сознательное оспроизведение
прототипов конца XVI века.
С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название "узорочья" (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) - его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана
Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.
В XVII веке было построено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры.
Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды.
Глава 2. Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века.
Русские каменных дел мастера глубже знакомятся с ордерными формами и начинают проникать в тектоническую сущность ордерной системы. В Приказе каменных дел и Оружейной палате увеличивается количество прикладных руководств по архитектуре. Они уже выдаются мастерам для более технически совершенного выполнения строительных работ; так, Семену Ремезову в 1698 г. была дана «строения печатная книга фряжская в пример».
Обусловливаемые жизнью принципы рационализма все активнее проникают в архитектуру, сочетаясь с праздничной декоративностью, что придает произведениям конца XVII в. особую привлекательность и неповторимость.
Возникают новые требования
к культовым зданиям. Рост
Интерьеры храмов начинают терять свою замкнутость, отрешенность от реального мира. Высокие просторные помещения, залитые светом, с многоярусными сверкающими позолотой ордерными иконостасами и многоцветной иконописью, включающей бытовые сценки, уже далеки от средневекового облика церкви.
Меняется также фасадное
убранство храмов. Праздничный декор
подчиняется законам симметрии
и приобретает большую
Выделившиеся черты:
- ордерные формы
- рационализм и праздничная декоративность
- увеличение вместимости храмов
- увеличение освещенности
- более регулярная организация
объемно-пространственной
- в сомкнутых сводах делаются глубокие распалубки
- интерьер начинает терять замкнутость
- убранство ближе к человеку
- праздничный декор подчиняется законам симметрии, торжественность
- увеличивается количество западноевропейских архитектурных деталей
- четкий метрический строй
ордерных форм объединяет в единое художественное
целое все разнообразие богатой пластической
и цветовой отделки
Глава 3. Отражение стилистических черт в культовых постройках.
Искусство периода заката древнерусского зодчества и зари русской классической архитектуры, как и вся эпоха на рубеже XVII столетия, полно противоречий, что нашло отражение и в обилии различных типов храмов.
В Соликамске Троицкий собор (1685—1697 гг.) сохраняет традиции посадских храмов середины века ; его крыльцо — плод поразительной народной фантазии и мастерства.(рис.1)
рис.1 Крыльцо Троицкого собора (1685—1697 гг.) в Соликамске
Продолжают возводиться и четырех-столпные соборного типа храмы, в которых также отражаются идейные столкновения канона нового времени.
Особую группу составляют каргопольские церкви. Так, белокаменный двухэтажный храм Благовещения 1692 г. сочетает лаконичность массивного кубического объема с хрупкостью и утонченностью резного узорочья (рис.2). Изящная, словно вышитая, аркатура покрывает апсиды церкви; прекрасные по рисунку и мастерству наличники четко выделяются на глади стен. Тончайшая каменная резьба выполнена под воздействием кирпичных орнаментальных мотивов середины XVII в.
Рис.2 Фрагмент церкви Благовещения (1692 г.) в Каргополе (фото А. А. Тица)
Совершенно в ином художественном плане исполнен собор Иосифо-Волоко-ламского монастыря (1688—1692 гг.). Обычная схема четырехстолпного храма с галереей и пятью главами «одета» в ордерный наряд, как бы воскрешая систему членений Архангельского собора.
Но особенно красочно и своеобразно убранство церкви Николы «Большой Крест» (1680—1688 гг.). Ее симметричный центральный объем, поставленный на подклет и вытянутый по вертикали, гармонично расчленен на четыре уменьшающихся вверх яруса (рис. 3).
Информация о работе Стилистические особенности русского культового зодчества конец 17 века