Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:52, реферат
Цель моего реферата выявить стилистические особенности русского культового зодчества конца 17 века
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
- ознакомится с культурой 17 века
- выявить приобретенные черты культового зодчества в данный период
- рассмотреть особенности культовых построек
- на основе проделанной работы сделать вывод, выявив характерные стилистические особенности русского зодчества периода конца 17 века
Введение 3-4
Глава 1
Общая характеристика русской культуры XVII века 5-8
Глава 2
Приобретенные черты культового зодчества в конце 17 века 9-10
Глава 3
Отражение стилистических черт в культовых постройках 11-20
Заключение 21-22
Список используемой литературы 23
Храм не сохранил первоначальную венчающую часть стен, которая была, по всей вероятности, подобной резным парапетам церкви в Троице-Лыкове. Несмотря на грузность основного объема, Я. Г. Бухвостов придал ему вертикальную устремленность и внес в облик храма элементы светской дворцовой архитектуры. Поэтому собор, если не смотреть на главы, воспринимается как трехэтажные палаты.
Общие тенденции русской архитектуры XVII в. к вертикальным композициям находят выражение в развитии колоколен, в которых тоже применяется ярусная структура.
Блестящим примером мастерства русских зодчих конца XVII в. является колокольня Новодевичьего монастыря . Стройный многоярусный столп монастырской звонницы очень гармоничен. Уменьшение восьмериков ввысь, чередование глухих объемов со сквозными, подчеркнутая устойчивость основания придают колокольне тектоническую выразительность и композиционную завершенность. Семидесятидвухметровая динамичная вертикаль объединила в одно целое все монастыр- ские постройки. Колокольня при подходе с восточной стороны оказывается посередине стены между двумя башнями ограды Новодевичьей обители, усиливая главную композиционную ось монастыря Тенденция к регулярности проявляется и в расположении башен восточной стены.
Прекрасной иллюстрацией
изменений принципов планировки
в концеXVII в. является Донской монастырь.
Строительство «Нового (Большого)» со
бора (1684 г.) и крепостных стен (1686—1698 гг.)
велось по общему замыслу. На пересечении
диагоналей квадратной ограды рядом со
«Старым» собором (1593 г.) поставлено новое
здание центрического плана. Углы ограды
закреплены круглыми башнями. Промежуточные
прямоугольные башни возведены на равных
расстояниях от угловых, а надвратные
церкви — посередине северной и западной
стен. Геометрические
принципы планировки становятся ведущими,
функционально-живописные решения уступают
место геометрически правильным симметричным
планам.
Заключение
На основе проделанной работы, изучив материал по данной теме можно выявить следующие стилистические особенности культового зодчества в конце 17 века :
- Для нового декоративного убранства служили и многоколонные, испещренные узорочьем, резные иконостасы, и архитектурные керамические детали, и пред меты иноземного прикладного искусства.
- Продолжают возводиться и четырех-столпные соборного типа храмы, в которых также отражаются идейные столкновения канона нового времени. Сочетает лаконичность массивного кубического объема с хрупкостью и утонченностью резного узорочья.
- Искусство периода заката древнерусского зодчества и зари русской классической архитектуры, как и вся эпоха на рубеже XVII столетия, полно противоречий, что нашло отражение и в обилии различных типов храмов.
- Памятники, в которых особенно ярко проявились черты нового, составляют особую группу, причем главенствующее место в ней принадлежит центрическим ярусным храмам. Это стилевое явление конца XVII в. иногда условно называется московским барокко. Возникновению такого названия способствовал декоративный характер архитектурно-скульптурного убранства, широко использующего ордерные детали. Его распространение связано в первую очередь с Москвой и Подмосковьем, с широко образованными людьми, стремившимися применить достижения западноевропейской культуры для преодоления технической отсталости и косности древнерусского быта. В городских домах и усадьбах Нарышкиных и Голицыных можно было встретить западноевропейские произведения искусства.
- В последние годы XVII в. как лебединая песня древнерусского культового зодчества возникает еще один тип храма-колокольни, соединяющий композицию ярусных деревянных построек с идеей церквей «под колоколы».
-Стремление к вертикальным, симметричным решениям башнеобразного характера, присущее постройкам конца века, способствовало использованию широко распространенной в деревянных сооружениях композиции «восьмерик на четверике».
- На более совершенной технической основе русские зодчие возрождают давнюю идею совмещения колокольни с храмом в единую композицию.
- Необычным для русских храмов является и устройство лестницы со стороны алтаря. А так же ювелирное декоративное убранство храма, включающее статуарную скульптуру как на фасаде, так и в интерьер. Это лишний раз показывает, что использование западноевропейских архитектурных форм при сохранении традиционных композиционных и тектонических принципов не лишает произведение национальной выразительности.
- Общие тенденции русской архитектуры XVII в. к вертикальным композициям находят выражение в развитии колоколен, в которых тоже применяется ярусная структура.
- Геометрические принципы планировки становятся ведущими, функционально-живописные решения уступают место геометрически правильным симметричным планам
Можно повторить и следующие черты:
- ордерные формы
- рационализм и праздничная декоративность
- увеличение вместимости храмов
- увеличение освещенности
- более регулярная организация
объемно-пространственной
- в сомкнутых сводах делаются глубокие распалубки
- интерьер начинает терять замкнутость
- убранство ближе к человеку
- праздничный декор подчиняется законам симметрии, торжественность
- увеличивается количество западноевропейских архитектурных деталей
- четкий метрический строй ордерных форм объединяет в единое художественное целое все разнообразие богатой пластической и цветовой отделки
Список используемой литературы
Информация о работе Стилистические особенности русского культового зодчества конец 17 века