Танцевальная культура греческого народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным.

Содержание работы

Введение ………………………..……………………………………… 3 стр.
Глава I Костюм греческого народа…………………………………... 8 стр.
Глава II Танцевальная культура танцевального народа ………….... 15 стр.
Заключение …………………………………………………………..… 30 стр.
Список литературы ………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.75 Кб (Скачать файл)

Эллины считали тело лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическим идеалом был образ  мужественного человека, доблестный и прекрасный, - «калосс агатос», как говорили греки. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично сложенное и развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия, предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.

Женщины были красивы и  правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой  соответствовали пропорциям «золотого  сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской. Именно такой была скульптура под названием «Венера Милосская». Она обладала параметрами 86-69-93, при росте 164 см. На взгляд современного ценителя прекрасного - Венера была слегка полновата.

Душа должна быть прекрасна  так же, как и тело. Что подразумевали  под этим греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой  и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.

Женский облик имеет характер утонченный, нежный, изящный. В искусстве  воспеваются женщины в образе богини и жрицы.

Эллины считали тело самым  лучшим украшением человека, и они  заботились о нем. Греки более  всего ценили здоровье и красоту  и только на третье место ставили  богатство. Эстетическое отношение  к человеческому телу и благоприятные  климатические условия предопределили легкость и гармоничность форм античного  костюма.

Эстетической основой  костюма являлась драпировка, которая  располагалась в самых разнообразных  направлениях, подчёркивая форму  тела, и изменялась в разных ракурсах при движении. Вся драпированная  одежда основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок.

Драпировка прекрасно  выявляла благородную простоту и  достойную осанку, развитые формы  тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движение и  в то же время скрадывала любые  возможные недостатки тела. Только такая одежда с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок или легкая парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу возможность жить собственной жизнью, являясь лишь «эхом человеческого тела», как и архитектура этого периода. Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно падающих складок такой костюм напоминал стройные колонны храмов. Греки любили «прекрасное» без суеты и красоту без изнеженности». Основной интерес греков вызывала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только её размеры, ткань, отделка, украшения.

Самые характерные греческие  орнаменты – «пальметты», «бусы», «меандр», «набегающая волна», «ионики». Происхождение орнамента тесно  связано с наблюдениями над окружавшей природой. Так, волны моря превратились в ритмически повторяющиеся завитки орнамента, извилистые берега реки – в сложный меандр, кроны пальм – в стилизованные пальметты.

Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный  кусок ткани, сложенный по вертикали  вдоль левого бока человеческого  тела, скрепленный на плечах застежками – фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.

Греческий лен был гораздо  грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагался красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну. В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской  моды. Но это было характерно лишь для  костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии  и бедрах, но и на груди крест-накрест.

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он украшался орнаментом или был  многоцветным. Однако белоснежный хитон  всегда считался самым изысканным.

Самым древним хитоном  был пеплос, но не из льна, а из шерсти. Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был намного длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины. Этот очень оригинальный способ применения диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, - очень важный декоративный элемент женского хитона. В сочетании разнообразными колпосами он обогащал, облагораживал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Женщины в качестве верхней  одежды носили гиматий. Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья.

Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая; парадная – из кожи ярких  цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи и высокие ремешковые сапоги эндромис, а также крепиды и сапожки из мягкой кожи.

Греки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с непокрытой головой. Женщины довольно часто набрасывали  на голову шарф калиптру, либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости надевали соломенные шляпы – фолии. Они напоминали зонтик крепившийся над головой. Популярны были мешочки, чехлы, которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

Женские прически были очень  разнообразными. Наиболее популярными  были прически «греческий узел» и  прически, на основе греческого узла –  «лампадион», т.е. пламя и «каримбос» - узел расположенный очень низко, почти на шее. Популярны были и дынеобразные прически из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами. Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волосами. Темноволосым девушкам гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос.

Косметике уделяли особое внимание. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и  глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диокрита и т.д.

Украшения для костюма  были очень разнообразны и красивы: золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточки, деодемы для головы, стефаны – изысканное украшение для волос, серповидная надлобная часть соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла», в неё и помещалась часть прически.

Прошлое нам кажется нередко  наивным и смешным, когда мы сопоставляем его прогнозы на будущее и сегодняшний  день. Но без прошлого нет будущего. И при создании современной коллекции  мы довольно часто обращаемся к историческим источникам.

По словам К. Маркса, древнегреческое  искусство продолжает «доставлять  нам художественное наслаждение  и в известном отношении служить  нормой и недосягаемым образцом». Сегодня  древнегреческий костюм является образцом удивительного мастерства драпирования тканей и высочайшего искусства в создании ансамбля в костюме.

Драпировка, чаще всего является основой для создания вечернего  ансамбля, нарядов для выпускного бала, свадебных платьев. В поисках  вдохновения, новых идей мы обращаемся к источникам, описывающим костюм Древней Греции, так как греки  в полной мере познали искусство  драпирования тканей. В данном случае нам есть, у кого учиться, чей опыт взять на вооружение. Драпировка в значительной мере может преобразить не очень привлекательную ткань. При помощи драпировки мы можем скрыть недостатки фигуры и выигрышно подчеркнуть достоинства. А в обстановке когда мы одеваем вечерний ансамбль выглядеть безупречно очень важно.

Поэтому при создании своей  небольшой коллекции вечерних нарядов  я постаралась на максимальном уровне показать множество вариантов драпировок. При работе над коллекцией я постаралась  отразить искусство Древней Греции; передать их стиль и манеру драпирования, мастерство укладывания ткани разнообразными складками. А также передать это через свои модели вечерних платьев. Ведь в повседневной жизни мы можем быть кем угодно, но в торжественной обстановке женщина хочет быть царицей, хочет проявить свою индивидуальность.

Костюм отражает внешний  образ человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой.

Развитие моды, как и  развитие истории, идёт по спирали. Каждый виток этой спирали обогащает  её чем-то новым: даёт свежие идеи, формы, усовершенствованные материалы, а  так же формирует новое отношение  к одежде.

Постоянное стремление человека к новизне заставляет создателей одежды беспрерывно искать новые  формы и конструкции.

Наряду с национальным костюмом, важнейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм. Костюм отражает внешний образ  человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой человека.

Изучение исторического  и национального костюма является ключом знаний об изменении форм и  конструкции. Изучение истории костюма  необходимо для художников, поскольку костюм является не только историческим ходом, но и может быть средством атрибуции произведения искусств.

Изучая художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции можно увидеть значительное влияние  на развитие современной культуры.

 

II. Танцевальная культура греческого народа

 

Греки понимали танец очень  широко, рассматривая его и как  гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К  танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при  Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии. Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.

Оргиастические танцы  в честь бога плодородия Диониса  постепенно сложились в определенную церемонию - дионисию. Для них специально обучались танцовщицы, изображавшие менад, и танцоры, изображавшие сатиров; в соответствии с мифом это была свита Диониса. Общий танец - дифирамб, исполнявшийся в дионисийских празднествах, стал источником древнегреческой трагедии. У танца, развивавшегося в рамках древнегреческой трагедии, наблюдается несколько периодов, соответствующих разным этапам развития самой драматургии. Танец в составе трагедии (эммелия) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия) - широкими, крупными, легко воспринимавшимися публикой на больших аренах, где ставились трагедии. Танец в старой комедии назывался кордаком и был, в соответствии с духом представления, разнузданным и неприличным. Танцор вертел животом, ударял себя по пяткам и ягодицам, прыгал, бил себя в грудь и по бедрам, топал ногами и даже колотил партнера. Сикиннис - пляска сатиров, насыщенная акробатическими элементами, превзошла кордак в откровенном бесстыдстве. С распространением христианства оба танца исчезли. Любимым развлечением древних греков были трапезы в дружеском кругу - симпозиумы. В них принимали участие профессиональные танцоры. Росписи греческих ваз изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, в то время как зрители наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.

Греки считали, что танцы  были посланы людям богами и поэтому  связывали их с религиозными церемониями  и церемониями поклонения. Они  верили, что Боги передавали дар  умения танцевать только избранным  смертным, которые в свою очередь  учили этому остальных. 

 Древнейшие исторические источники можно найти на острове Крите, где с 3000 по 1400 века до н.э. процветала древнейшая Минойская цивилизация. Жители Крита развивали музыку, песню и танец как часть своей религиозной жизни, а также развлечений.  

 Основная особенность античного греческого танца - это то, что танцоры образуют круг или полукруг и танцуют, сохраняя его. Как правило, мужчины и женщины танцевали отдельно. Огромную роль в танцах играло музыкальное сопровождение.Известно, что античные инструменты представляли собой деревяшки, металлические цимбалы, колокольчики, ракушки, которые использовали для отбивания ритма. Минойцы пользовались струнными инструментами: кифарой и лирой.

Древние греки танцевали, образуя открытый или узкий круг, обычно вокруг дерева, алтаря или мистических  предметов для того, чтобы освободиться от злых духов. Впоследствии это правило  перешло в традицию танцевать  вокруг певца или музыканта. На критских скульптурах изображаются танцы  вокруг музыканта, играющего на лире, парные танцы и женские танцы  в кругу с большим числом танцоров. Похожие скульптуры были найдены  в Греции и на Кипре и датируются 2 -1 вв. до н.э. 

Информация о работе Танцевальная культура греческого народа