Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:25, курсовая работа
Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным.
Введение ………………………..……………………………………… 3 стр.
Глава I Костюм греческого народа…………………………………... 8 стр.
Глава II Танцевальная культура танцевального народа ………….... 15 стр.
Заключение …………………………………………………………..… 30 стр.
Список литературы ………………………………………………….....
Неизвестно как именно танцевали древние греки. Восстановить картину танца, одежду и украшения, которые носили исполнители, помогают античные вазы, рисунки на посуде. Например, на одном из таких предметов был изображен танец мужчин и женщин, держащих в руках ложки. Эти предметы и то, каким образом их держали танцоры, очень напоминает танец с ложками, которые танцуют в Малой Азии по сей день. То тут, то там в древних текстах говорится о том, что танец находился в большом почете в особенности благодаря своим воспитательным качествам. Равно как и музыка, письмо и физическое развитие, танец входил в систему образования, и многие античные авторы указывают на его пользу для развития души и тела. Например, спартанцы танцевали в основном воинственные танцы под марши и танцевали перед сражениями. В других частях Греции в богатых семьях было принято отдавать детей в частные учебные заведения, где известные преподаватели учили их танцам, музыке и поэзии.
Греческие танцы в древности подразделялись на религиозные и военные, театральные и общественные.
Известно, что женщинам и мужчинам танцевать вместе запрещалось. Но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах.
Среди военных танцев упоминают пиррихий и прилий. Точных сведений об этих танцах, характере их движений, исполнителях, месте, где они обычно исполнялись, не сохранилось. Прилий обычно исполняли амазонки. Возможно, этот бурный и воинственный танец (обычно исполнявшийся без оружия) мы видим на расписных вазах 5—4 вв. до н.э. Наибольшую известность получил пиррихий, который исполнялся в шлеме со щитом и копьем в руках. Пиррихий исполнялся как юношами, так и девушками и включал в себя разные па, имитирующие движения воина во время сражения — резкие выпады, манипуляции с щитом и копьем. Греки очень трепетно относились к этому танцу и считали, что их военный успех зависит от быстроты и сноровки в его исполнении.
Вакхические танцы имеют
несколько специфических
К категории мирных танцев
относят различные ритуальные пляски,
посвященные древнегреческим
Танцами как зрелищными развлечениями заведовали мимы – скоморохи, клоуны, акробаты, жонглеры – низкого социального статуса, как правило, беглые рабы или иностранцы. Но ни один пир богатых и почтенных граждан не обходился без них – пиры античности неразрывно связаны с танцами. Театральные же танцы имели непосредственное отношение к типу театрального представления – для трагедии характерна эммелия, для комедии – кордак.
Эммелия(Emmeleia) — хороводный танец, зачастую исполнявшийся у постели умирающего. Торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц — сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.
Главным танцевальным жанром комедии былкордак(Kordax), движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.
Сценические танцы были частью театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами. Для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет – устричных раковин
В период становления в Греции христианства началось формирование христианской музыкальной культуры. Церковь внесла запрет на инструментальную музыку и любые танцы. Однако на стенах древних православных храмов и монастырей можно увидеть росписи, на которых изображены различные танцы, удивительно похожие на античные. Христианская и языческая культура уживалась рядом, и в народном быту сохранились танцы, которые ведут свое происхождение из глубокой древности.
Античные росписи в храмах иногда изображают танцовщиц, исполняющих бурные танцы, аккомпанируя себе ударными инструментами. Это изображения вакхических танцев.
В старинных рукописях находятся свидетельства, датированные, которые описывают событие, произошедшее в Северной Фракии в 1257 г. В маленькой церкви Св. Константина внезапно вспыхнул огонь. Наблюдая, как пламя постепенно охватывает здание, жители деревни слышали странные звуки, доносившиеся изнутри и напоминавшие крики людей. Никого в церкви не было, поэтому обитатели деревни, решили, что звуки исходят от оставшихся в церкви икон. Несколько человек, решившие спасти иконы, бросились в огонь. Они вынесли из пламени 8 икон и при этом не получили никаких ожогов. Легенда гласит, что с тех пор эти люди получили иммунитет от ожогов, который могли даже передавать своим детям.
Этот обряд пришел в
Болгарию из Греции и сохранился в
практически неизменном виде. Болгарский
свидетель его Святослав
В Крыму огнехождение практиковалось в общине греков, чьи предки переехали сюда на постоянное место жительства в 1830 г. из древней Фракии. Этот феномен описан этнографами со слов свидетелей и исполнителей этого обряда. Итак, греческие танцы несут в себе традиции глубокой древности, реликты архаичных культовых обрядов, но это не препятствует их популярности. Благодаря традиции, сохранившей их на протяжении многих столетий, они, хотя и в видоизмененном виде, дошли до наших дней и являются неотъемлемой частью современной культуры греческого народа.
Танцы Северного Кипра. В народной культуре Кипра есть 5 видов традиционных танцев: Karsilamas, Sirtos, Zeybeks, Ciftetellis & Arabiyes и Topical Dances.Среди огромного разнообразия танцев древних эллинов одним из самых распространенных исследователи называют сиртос.
Сиртос танцуется во всей Греции. Танцоры, мужчины и женщины, танцуют в открытом кругу, соединяя руки на уровне плеча. Шаги медленные,движения простые и сдержанные. Его облегченная версия – сиртаки. Часто лидер, будь то мужчина или женщина, держит в руке платок и размахивает им в процессе танца. Что примечательно, за руки могли держаться только родственники или супруги. Друзья, знакомые или незнакомые люди держались за платок. Sirtos – любимейший танец киприотов, проверяющий крепость настоящей дружбы. Когда один из танцоров начинает исполнять более сложные движения, рискуя потерять равновесие, его сосед прекращает свой танец и становится надежной опорой для друга. Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни - Sirtos. Это самый древний танец. Первый танцор ведет остальных. Это основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. На древней керамике можно увидеть воинов, которые танцуют сиртос. Сохранилась надпись (примерно 300 г. н.э.), где говорится, что Sirtos -самый патриотический танец.
Цаконикос. Самый известный танец-лабиринт. Танцев-лабиринтов в Греции много, но отличаются они не шагами, а способом «закрутить» и «раскрутить» лабиринт.
Хотя греческие танцы во многом схожи, имеют место региональные особенности в шагах и стиле танца.
На характер и местные особенности танца влияли климатические условия. В общем, «волочащиеся» танцы танцуются в равнинных частях страны, а «припрыгивающие» характерны для горных районов. На стиль, манеру и движения танца по-разному влияет и характер людей, их социальная жизнь, костюмы, т.д. Например, холодная погода, высокие горы, неровная земная поверхность вынуждала людей носить тяжелую одежду и обувь, из-за чего люди двигались маленькими шагами и, передвигаясь, тянули стопу. На танец очень влияет обувь: тяжелая обувь, не позволяла танцорам высоко поднимать ноги, а туфли и тапочки давали такую возможность, т.к. были значительно легче и идеально подходили для сиртосов.
Традиционные греческие танцы делятся на две категории: «волочащиеся» танцы и танцы «с подпрыгиванием». «Волочащимися» танцы называют так из-за манеры исполнения: танцоры двигаются вправо или влево легкими шагами, не прыгая.Они очень разнообразны благодаря множеству фигур, названий, мелодий, ритмов, шагов, а также похоже, что они самые старые. Самый известный «волочащийся» танец - Сиртос.
Танцы с подпрыгиванием произошли
из горной Греции и получили свое название
благодаря характеру
Одно из главных правил «этических» правил в танце — уважение по отношению к лидеру круга либо линии. Как правило, фигуры, которые делает лидер, сложнее и разнообразнее тех, что танцуют остальные, и он, как наиболее искусный и уверенный в себе танцор, имеет право выделиться таким образом.
В кругу или линии существует своя иерархия. Например, раньше лидером не могла быть женщина, эта привилегия до недавнего времени оставалась только мужской. Также в некоторых танцах можно увидеть, что женщины танцевали либо отдельно, образуя свои круги внутри мужского круга, либо возле него. В других танцах мужчины и женщины танцуют вместе, но сначала идет цепочка мужчин и заними цепочка женщин. Сейчас, танцуя, мужчины и женщины чередуются через один.
Karsilama, что переводится с турецкого как «лицом к лицу» - один из самых экспрессивных парных танцев. Karsilamas-мужчина старается поразить воображение своей партнерши, демонстрируя свои способности вертеться волчком, пружинисто подпрыгивать высоко вверх, а также эффектно падать перед дамой на колени. При этом ступни, а иногда и ладони танцоров непрерывно отбивают ритм о землю, следуя за меняющимся рисунком музыки.
Zeybeks – танец неторопливый, наименее травматичный способ для мужчины показать свою стать, храбрость и силу личного обаяния. Танцоры исполнены чувства собственного достоинства, гордо держат королевскую осанку, очаровывая женщин своим благородным видом.
Ciftetellis или Arabiyes – женщинские танцы. В своих грациозных движениях охотницы используют весь арсенал женского оружия: стреляют глазами, покачивают головами, взмахивают волосами, поводят плечами, играют бедрами.
Topical Dances – яркие танцы–подражания окружающему миру: повадкам животных, силам природы; эти танцы также символически изображают различные обряды, любовные истории, смертельные схватки.
Сиртаки (греч. συρτκι) — популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников, одним из символов Греции. Он был создан специально к фильму "Грек Зорба". Греческий композитор Микис Теодоракис написал для фильма "Грек Зорба" музыку, взяв за основу традиционный танец сиртос, распространенный на островах Эгейского моря. Исполнитель роли Алексиса Зорбаса - Энтони Куин - незадолго до съемок повредил ногу и не смог танцевать быстрый сиртос. В результате на свет родился танец сиртаки - "маленький сиртос". Он начинается в медленном темпе, который затем все убыстряется и убыстряется. Музыка так понравилась грекам, что сиртаки немедленно стал настоящим народным танцем.
Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Размер — 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца размер меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.
Традиционные танцы - это незамкнутый хоровод, в котором все держатся за руки. Возглавляет круг один человек - ведущий. Он выполняет довольно сложные танцевальные фигуры, всевозможные прыжки и кульбиты, требующие немалой сноровки и хорошей физической подготовки. Все остальные делают так называемые "шаги" - менее сложные движения, которые не так уж и трудно выучить.
В работе «Искусство танца его теория и практика» Лесли Кленденен излагает греческую систему танца основанную на шести фундаментальных позициях, которые являются основными позами человеческого тела. Они изменяются и вращаются, как предоставлено на рисунках ниже, вызывая каждую часть тела, двигаться одинаково. В Греции составлен Алфавит Греческого Танца, освоив который, каждый имеет возможность составлять собственные танцы. В Греческих танцах особое внимание уделяется нагрузке ног для балансировки. Ниже предоставлены Шесть Оригинальных Греческих Позиций.
Первая Позиция. "Приветствие". Вес тела равномерно распределен на двух ногах, пятки подняты, тело держим прямо, колени согнуты. Руки широко раставлены в стороны, ладони вперед, и профиль тела расположен к зрителю. Взгляд направлен в сторону над ведущей рукой.