Технология разработки сценария театрализованного концерта "Путешествие в страну "Мультяшию""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы: теоретически обосновать и разработать сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» и осуществить её режиссёрскую постановку для детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Дать общую характеристику детей младшего школьного возраста и особенностей их досуга.
Раскрыть сущность театрализованного концерта и специфику его проведения для детей младшего школьного возраста.
Провести диагностику изучения интереса детей младшего школьного возраста к такой форме досуговой деятельности, как театрализованный концерт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………………6-10
1.2Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста……11-17
1.3Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста…………………………………………………….18-23
ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста …....24-26
2.2 Сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию»………………………………………………………………………...27-34
2.3 Режиссёрская экспликация театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» для детей младшего школьного возраста………………………….35-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tekhnologii_skd.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

  Наиболее распространёнными  формами организации культурно-досуговой  деятельности детей можно назвать:

- кружки, студии, клубы, детские  коллективы художественного творчества;

- конкурсы, фестивали;

- тематические программы (недели музыки, театра, литературы  и пр.);

- интеллектуально-познавательные  игры;

- игры-путешествия;

- викторины;

- театрализованные представления;

- культурно-спортивные программы;

- музыкально-развлекательные  мероприятия (дискотеки);

-  мастер-классы для  детей по различным видам ремёсел  и др. [ 31, с. 68 ]

   Досуговое время  младших школьников оказывает  огромное влияние на их познавательную  деятельность.

      Таким образом, разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны  вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершённое, а также развивали в себе те или иные творческие способности.

 

1.3 Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста

       Под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных  публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

  Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. [30]

   Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры, широких слоев населения. На эстраду вышли жанры камерной и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества. [ 30 ]

  В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать условно как состоящую из двух основных разделов:  филармонического и эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим, либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

   К  филармоническим концертам принято относить следующие жанры концертов: симфонические, камерные концерты, концерты хоровых, танцевальных коллективов, концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов, концерты выступающих с классическим репертуаром, сольных исполнителей, музыкально-литературные концерты, концерты-лекции.

   К  эстрадным концертам относятся:  концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку; концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей, ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения; концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен; концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.); театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы); концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;  концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров. [ 30 ]

  Существует  несколько видов концертов.

  По  целевому назначению можно выделить концерты: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные.

   По  месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные.

  По  составу участников:  любительские, профессиональные, смешанные.

   По  числу участников: сольные (бенифисы), групповые (полубенифисы), коллективные (одного кружка или коллектива), сводные.

   По  составу зрителей: для детей, для ветеранов.

   По  способу построения программы: тематические, сборные, театрализованные.    

   [26]

   Нас интересуют в большей мере театрализованные концерты.

   Театрализованный  концерт – это концерт, имеющий  единый художественный сценический  образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный  костюм, грим, сценическая атмосфера.  Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная  от академического хора и заканчивая народным танцем. [36]

   Театрализованный  концерт готовится и ставится по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды: на столе драматурга и на сцене под руководством режиссера. [26]

   Сценарий  театрализованного концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемых текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления. Причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим: количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. [26]

   Театрализация – это приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных  свойств. [31, с. 56 ] Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. 

   Номер – это завершенное отдельное  произведение, построенное по законам  драматургии, включает в себя выступления  одного или нескольких исполнителей. Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью. Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости. Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке. [ 33, с. 61 ]

   Существуют  определенные закономерности при составлении  концертных программ:

      1.     Разнообразие номеров.

      2.     Сопряженность номеров, гармоничность  сочетания.

      3.     Контрастность, переключение внимания  с одного на другое.

   И так, рассмотрим  технологический процесс подготовки  театрализованного концерта:

Проектный период.

Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того,  какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.

1.        Разработка темы и идеи театрализованного  концерта.

Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?»

Идея – Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения.  Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается  в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение - в идее.

2.        Отбор номеров или работа с  готовым репертуаром.

Нужно помнить, что концертные номера - это главное. Они вплетаются в сюжет, не теряя своей музыкальной ценности. Сюжет дополняет номера, а номера - сюжет. Такой взаимообмен создает целостность произведения.

Принципы составления номеров КП:

1.     Нарастание  зрелищности.

2.     Контраст (массовые  и сольные, подвижные номера, статичные  – на слух и на зрение).

3.     Отношение  к каждому номеру как к самодостаточной  единице.

4.     Жанровая  совместимость (предыдущие номера  не должны отвергать рядом  стоящий номер)

5.     Техническая  совместимость.

6.     Принцип непрерывности  концертного действия.

Способы обеспечения непрерывности концертного действия:

1.     Занавес и  система суперзанавеса.

2.     Использование  сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции.

3.     Дополнительные  места действия (балкон, терраса)

4.     Предварительная  зарядка инструментов, станков, стульев.

5.     Совмещение  нескольких, а иногда и многих  коллективов на сцене

6.   Ведущий, связывающий  действие на сцене и зрительный  зал. Своим мастерством создает  «энергетическое поле»  между  зрителем и сценой, которое взаимообогащает  творческий процесс в концерте.

3.        Поиск сюжетного (сценарного) хода  театрализованного концерта.

Здесь необходимо подключить всю фантазию, придумать героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении замысла, создадут атмосферу.

 

4.        Композиционное построение театрализованного  концерта.

Оно позволяет упорядочить материал и логично изложить события, расположить составные части в последовательности: экспозиция-завязка – развитие действия – кульминация – развязка – финал.

5. Первая  проба сценария (набросок)

 Важно сохранить композиционное построение (и расположение кульминации в этом построении, т.к. именно там фокусируется идея – основная мысль. В театре сценарист и режиссер работают в тесном творческом союзе. В нашем случае сценарист и режиссер часто одно и то же лицо – в этом также состоит особенность театрализованного концерта.

6. Работа  с художником, световые и звуковые  решения.

Необходимо рассказать художнику идею, познакомить с наброском сценария, героями, с вариантом решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Необходимо соблюдать в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют герои.

7. Составление плана подготовки мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки. [21]

Подготовительный период:

1.        Рабочий  вариант сценария

2.        Написание  свето - звуковой партитуры для  технических служб.

3.        Репетиции  с ведущими по тексту. Проработка  образов. Постановка актерских задач.

4.        Репетиции  эпизодов с ведущими.

5.        Репетиции  с ведущими на сцене. Постановка  мизансцен.

6.        Репетиция  концертных номеров творческих  коллективов на сцене.

7.        Разработка  и подготовка экспозиции, кульминации  и финала

8.        Оформление  и монтировка сцены. Техническая  репетиция

9.         Сводная репетиция концерта.

 

10.    Работа над  оформлением фойе. [21]

Период реализации:

   В день концерта необходимо провести следующие действия:

Технический  прогон  без ведущих,   технический  прогон с ведущими, репетицию  начала,  финала и  кульминации  с участниками, оформление   фойе.

   Особенностью прогона является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое количество участников. Здесь важно правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть эмоциональными, яркими, музыкальными. От настроения режиссёра на генеральной репетиции зависит весь ход репетиции. Уверенность, положительный эмоциональный  заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Необходимо поблагодарить в конце вечера все службы, педагогов, детей.  Через некоторое время будет целесообразно и очень полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи и ошибки, высказать свои ощущения и т. п. Для будущих программ это очень полезное дело! [21]

   Театрализованный  концерт подразумевает тесную связь  между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между  сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.

   Таким образом, театрализованный   концерт   (спектакль-концерт)   представляет   собой   единое  сквозное театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных  в эпизоды.

 

ГЛАВА 2. Сценарно-режиссёрские основы  театрализованного концерта для детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста.

   Перед началом разработки сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну «Мультяшию», я провела исследование на базе Ружанской детской школы искусств.   Для изучения интереса и степени познания о театрализованном концерте был использован метод анкетирования и устного опроса. Для этого была разработана анкета, которая состояла из 4 вопросов, касающихся данной проблемы, чтобы узнать, насколько интересна эта форма работы, что знает наш современный школьник младших классов о театрализованном концерте и 2 устных вопроса: «Заинтересованы ли вы в организации и проведении театрализованных концертов?» и «Проявляете ли вы желание активно участвовать в проведении и подготовке театрализованных концертов?».

   В опросе участвовало 87 учащихся ГУО «Ружанская ДШИ».

В ходе исследования анкет удалось выяснить, что:

- главным мотивом посещения 71% детей школы искусств является желание развивать свои творческие способности , 17% - решение родителей, 12% - способ занять свободное время.

- большинство опрошенных активно участвуют в концертах, любят выступать на публике, что указывает на то, что учащиеся стараются продемонстрировать свои умения, знания, навыки широкой аудитории.

- 50% учащихся любят советские мультфильмы, 50% - современные.

- 10% опрошенных знают о такой форма досуга, как театрализованные концерт, 43% не знают о данной форме организации досуга и 47% могут только предположить о том, что это такое.

   Опираясь на результаты устного опроса, я могу констатировать, что заинтересованность детей в проведении театрализованных концертов и участии в них достаточно высока. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования: 75% опрошенных заинтересованы в проведении театрализованных концертов, 60% из которых проявляют желание активно участвовать в их подготовке и проведении. Однако, хочется отметить низкий уровень осведомлённости детей отличительных черт театрализованного концерта от других видов концерта.

   Следовательно, необходимо  повысить уровень теоретических  знаний детей по этому вопросу, привлекая к реализации постановок  театрализованных концертов на  практике. Для этого необходимо  желание и стремление не только  детей, но и организаторов культурно-досуговых  мероприятий.

Информация о работе Технология разработки сценария театрализованного концерта "Путешествие в страну "Мультяшию""