Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа
Итак, цель данной работы: теоретически обосновать и разработать сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» и осуществить её режиссёрскую постановку для детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Дать общую характеристику детей младшего школьного возраста и особенностей их досуга.
Раскрыть сущность театрализованного концерта и специфику его проведения для детей младшего школьного возраста.
Провести диагностику изучения интереса детей младшего школьного возраста к такой форме досуговой деятельности, как театрализованный концерт.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………………6-10
1.2Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста……11-17
1.3Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста…………………………………………………….18-23
ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста …....24-26
2.2 Сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию»………………………………………………………………………...27-34
2.3 Режиссёрская экспликация театрализованного концерта «Путешествие в страну Мультяшию» для детей младшего школьного возраста………………………….35-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..
Наиболее распространёнными
формами организации культурно-
- кружки, студии, клубы, детские
коллективы художественного
- конкурсы, фестивали;
- тематические программы (недели музыки, театра, литературы и пр.);
- интеллектуально-
- игры-путешествия;
- викторины;
- театрализованные
- культурно-спортивные
- музыкально-развлекательные мероприятия (дискотеки);
- мастер-классы для
детей по различным видам
Досуговое время
младших школьников оказывает
огромное влияние на их
Таким образом, разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершённое, а также развивали в себе те или иные творческие способности.
1.3 Сущность театрализованного концерта и особенности его проведения для детей младшего школьного возраста
Под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. [30]
Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры, широких слоев населения. На эстраду вышли жанры камерной и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества. [ 30 ]
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать условно как состоящую из двух основных разделов: филармонического и эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим, либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим концертам принято относить следующие жанры концертов: симфонические, камерные концерты, концерты хоровых, танцевальных коллективов, концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов, концерты выступающих с классическим репертуаром, сольных исполнителей, музыкально-литературные концерты, концерты-лекции.
К эстрадным концертам относятся: концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку; концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей, ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения; концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен; концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.); театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы); концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар; концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров. [ 30 ]
Существует несколько видов концертов.
По целевому назначению можно выделить концерты: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные.
По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные.
По составу участников: любительские, профессиональные, смешанные.
По числу участников: сольные (бенифисы), групповые (полубенифисы), коллективные (одного кружка или коллектива), сводные.
По составу зрителей: для детей, для ветеранов.
По способу построения программы: тематические, сборные, театрализованные.
[26]
Нас интересуют в большей мере театрализованные концерты.
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. [36]
Театрализованный концерт готовится и ставится по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды: на столе драматурга и на сцене под руководством режиссера. [26]
Сценарий театрализованного концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемых текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления. Причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим: количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. [26]
Театрализация – это приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. [31, с. 56 ] Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы.
Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей. Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью. Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости. Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке. [ 33, с. 61 ]
Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:
1. Разнообразие номеров.
2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.
3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.
И так, рассмотрим
технологический процесс
Проектный период.
Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того, какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.
1.
Разработка темы и идеи
Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?»
Идея – Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения. Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение - в идее.
2. Отбор номеров или работа с готовым репертуаром.
Нужно помнить, что концертные номера - это главное. Они вплетаются в сюжет, не теряя своей музыкальной ценности. Сюжет дополняет номера, а номера - сюжет. Такой взаимообмен создает целостность произведения.
Принципы составления номеров КП:
1. Нарастание зрелищности.
2. Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение).
3. Отношение
к каждому номеру как к
4. Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер)
5. Техническая совместимость.
6. Принцип непрерывности концертного действия.
Способы обеспечения непрерывности концертного действия:
1. Занавес и система суперзанавеса.
2. Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции.
3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)
4. Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.
5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене
6. Ведущий, связывающий
действие на сцене и
3. Поиск сюжетного (сценарного) хода театрализованного концерта.
Здесь необходимо подключить всю фантазию, придумать героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении замысла, создадут атмосферу.
4.
Композиционное построение
Оно позволяет упорядочить материал и логично изложить события, расположить составные части в последовательности: экспозиция-завязка – развитие действия – кульминация – развязка – финал.
5. Первая проба сценария (набросок)
Важно сохранить
6. Работа с художником, световые и звуковые решения.
Необходимо рассказать художнику идею, познакомить с наброском сценария, героями, с вариантом решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Необходимо соблюдать в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют герои.
7. Составление плана подготовки мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки. [21]
Подготовительный период:
1. Рабочий вариант сценария
2. Написание свето - звуковой партитуры для технических служб.
3. Репетиции с ведущими по тексту. Проработка образов. Постановка актерских задач.
4. Репетиции эпизодов с ведущими.
5. Репетиции с ведущими на сцене. Постановка мизансцен.
6. Репетиция концертных номеров творческих коллективов на сцене.
7. Разработка и подготовка экспозиции, кульминации и финала
8. Оформление и монтировка сцены. Техническая репетиция
9. Сводная репетиция концерта.
10. Работа над оформлением фойе. [21]
Период реализации:
В день концерта необходимо провести следующие действия:
Технический прогон без ведущих, технический прогон с ведущими, репетицию начала, финала и кульминации с участниками, оформление фойе.
Особенностью прогона является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое количество участников. Здесь важно правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть эмоциональными, яркими, музыкальными. От настроения режиссёра на генеральной репетиции зависит весь ход репетиции. Уверенность, положительный эмоциональный заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Необходимо поблагодарить в конце вечера все службы, педагогов, детей. Через некоторое время будет целесообразно и очень полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи и ошибки, высказать свои ощущения и т. п. Для будущих программ это очень полезное дело! [21]
Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.
Таким образом, театрализованный концерт (спектакль-концерт) представляет собой единое сквозное театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных в эпизоды.
ГЛАВА 2. Сценарно-режиссёрские основы театрализованного концерта для детей младшего школьного возраста
2.1 Диагностика изучения интереса детей младшего школьного возраста.
Перед началом разработки сценарий театрализованного концерта «Путешествие в страну «Мультяшию», я провела исследование на базе Ружанской детской школы искусств. Для изучения интереса и степени познания о театрализованном концерте был использован метод анкетирования и устного опроса. Для этого была разработана анкета, которая состояла из 4 вопросов, касающихся данной проблемы, чтобы узнать, насколько интересна эта форма работы, что знает наш современный школьник младших классов о театрализованном концерте и 2 устных вопроса: «Заинтересованы ли вы в организации и проведении театрализованных концертов?» и «Проявляете ли вы желание активно участвовать в проведении и подготовке театрализованных концертов?».
В опросе участвовало 87 учащихся ГУО «Ружанская ДШИ».
В ходе исследования анкет удалось выяснить, что:
- главным мотивом посещения 71% детей школы искусств является желание развивать свои творческие способности , 17% - решение родителей, 12% - способ занять свободное время.
- большинство опрошенных активно участвуют в концертах, любят выступать на публике, что указывает на то, что учащиеся стараются продемонстрировать свои умения, знания, навыки широкой аудитории.
- 50% учащихся любят советские мультфильмы, 50% - современные.
- 10% опрошенных знают о такой форма досуга, как театрализованные концерт, 43% не знают о данной форме организации досуга и 47% могут только предположить о том, что это такое.
Опираясь на результаты устного опроса, я могу констатировать, что заинтересованность детей в проведении театрализованных концертов и участии в них достаточно высока. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования: 75% опрошенных заинтересованы в проведении театрализованных концертов, 60% из которых проявляют желание активно участвовать в их подготовке и проведении. Однако, хочется отметить низкий уровень осведомлённости детей отличительных черт театрализованного концерта от других видов концерта.
Следовательно, необходимо
повысить уровень