Творчество А. Родченко и В. Степановой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Наследие Александра Родченко и Варвары Степановой, экспонирующееся в Отделе личных коллекций — крупнейшее в мире. Живопись, графика, фотография, прикладное искусство.
О Родченко и Степановой написано немало книг, их искусство демонстрировалось во многих странах мира, они признаны крупнейшими мастерами русского авангарда.
Творчество Александра Михайловича Родченко наполнено любовью. Любовью к будущему, к стране, к новаторству. Фотография стала для него единственно правильным искусством, максимально точно отображающим жизнь в моментах её движения. Он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Творческий путь А.М. Родченко. «Впереди своего времени на 65 лет»…..5
2. Агитационное искусство и «ЛЕФ»……………………………………..……8
3.Ракурсы или революция в фотографии……………………………..………12
4. Пути творчества Варвары Степановой………………………………….…16
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

Теории дизайна.docx

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

ФГАОУ ВПО «Российский  государственный профессионально-педагогический университет»

Кафедра

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу  «Теории дизайна»

На тему:

Творчество А. Родченко и  В. Степановой

 

 

 

 

Студент: Шведов А.Н.

Группа ЗКД- 212С

                                                                     Преподаватель:

                                                                      Бобрихин А.А.

 

 

Екатеринбург 2013г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Творческий путь А.М.  Родченко.  «Впереди своего времени  на 65 лет»…..5

2. Агитационное искусство и «ЛЕФ»……………………………………..……8

3.Ракурсы или революция в фотографии……………………………..………12

4. Пути творчества Варвары  Степановой………………………………….…16

Заключение……………………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………….....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наследие Александра Родченко и Варвары Степановой, экспонирующееся  в Отделе личных коллекций — крупнейшее в мире. Живопись, графика, фотография, прикладное искусство.

О Родченко и Степановой написано немало книг, их искусство  демонстрировалось во многих странах  мира, они признаны крупнейшими мастерами  русского авангарда.

Творчество Александра Михайловича  Родченко наполнено любовью. Любовью  к будущему, к стране, к новаторству. Фотография стала для него единственно  правильным искусством, максимально  точно отображающим жизнь в моментах её движения. Он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения. Его стильные, «штучные» фото - поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного благодаря резким и неожиданным, нарочито «отстранённым» ракурсам. В резком разрыве старого и нового.

Советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино он восторженно встретил революцию  как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда. Родченко прославлял вслух революцию, как единственный двигатель жизни. Молодые жители строили своими крепкими руками страну будущего, страну в которой они  хотели жить не потом, а сейчас!

Он оказался яркой вспышкой советского искусства - один из родоначальников  беспредметной живописи, главный  инженер конструктивизма, пионер советской  фотографии, уже при жизни сделавший  классикой собственное новаторство, «пророк искусства» современной  рекламы. Он делал плакаты и писал  лозунги, он «установил существующий шрифт» для этих лозунгов.

Лучшие советские художники  учились у него: Дейнека, Вильямс, Шпелянов, Шестаков, Лабас.

Как только взял в руки фотоаппарат, создал своеобразный тип конструктивистской фотографии - с необычным углом  зрения и резкой фрагментарностью. Стиль Родченко делает его снимки безошибочно узнаваемыми. Зритель  вынужден то высоко закидывать голову, глядя на вершины сосен, то бросаться  взглядом с балкона вниз. Снимая архитектурные объекты, он придавал им едва ли не физически ощутимую динамику, превращая в конструктивизм то, что  им вовсе не было.

Александр Михайлович не заигрывал  с будущим, он просто работал для  него. Художник-футурист, которого можно  отождествить с писателями-фантастами. Он писал будущее. Кистью пролетариата. Используя новейшую технику, новейшие приёмы в искусстве, он борется с  прошлым, таким безобразным, «гориллоподобным и доисторическим». Его работы пропитаны урбанизацией, Родченко будет опираться на опыт старого, чтобы не повторить его никогда.

Сегодня его работы выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями. Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, открытые им приемы начали стремительно тиражироваться. То, что он делал в свое время - революционно, радикально, и по силе новизны равнозначно «Черному квадрату»  в живописи. «Визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки - художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.

Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его  работам почетное место в любом  современном учебнике фотографии. Увлечение  А.Родченко творческим фотомонтажом, документальной и постановочной фотосъемкой позволили мастеру выступить первооткрывателем новой плакатной формы. Все это является актуальностью моей курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Творческий путь А.М. Родченко. «Впереди своего времени на 65 лет»

 

Многие искусствоведы  считают, что русская культура, которая  всегда была вторична по отношению  сначала к византийскому, потом  к западноевропейскому искусству, лишь однажды внесла выдающийся вклад  в мировую сокровищницу человечества. И это был русский авангард 1910-1920-х годов, одной из ключевых фигур которого был и Александр Родченко.

Он работал для будущего. Рождаются такие заголовки: «Впереди своего времени на 65 лет» или «Большевик из революционной России».

Для того чтобы так жить и работать, ощущать связь времени  нужно быть искренним, наблюдательным, различать реальные и мнимые ценности в жизни, и создавать различные  вещи основательно и на века. Даже если для работы нет времени. Поэтому  Родченко не брал мелких и одноразовых  заказов. И если начинал какую-то работу, то она становилась для  него этапной.

Вот как отзывалась о нем  в своем дневнике Варвара Степанова, его супруга:

«...Апатичный и даже, пожалуй, ленивый, раздражительный и нетерпеливый - он совсем другой у своего стола, и  понятна его нелюбовь к гостям, к хождениям куда-нибудь - ибо  это отрывает и отвлекает его  от творчества… 

Мысль у него бежит скорее, чем он успевает ее реализовать... Его  фантазия проявляется не только в  творчестве, но и в обыденной жизни, в придумывании всевозможных выходов  как практического, так и теоретического характера. И очень забавно, что  он может упорно работать, чтобы  построить какое-нибудь практическое удобство дома…»

Родченко не получил систематического среднего образования, и в удостоверении, которое он получил по окончании  Казанской художественной школы  в 1914 г., говорилось, что он «прошел  полный курс ...по живописному отделению  с хорошими успехами как по рисованию, так и по живописи, но не может  воспользоваться правами, предоставленными окончившим курс вышеупомянутой школы, так как не проходил общеобразовательного курса школы и не имеет свидетельства об окончании какого-либо другого среднего общеобразовательного учебного заведения». Александр лишь в 22 года сдал экзамен за четыре класса церковно-приходской школы. В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. В этом же году встретился с Маяковским, Каменским и Бурлюком, которые стали едва ли не главными его соратниками по «левому искусству».

Он интересовался астрономией, позже - радиотехникой, когда сам  стал строить радиоприемники, научной  организацией труда, фото- и кинотехникой. Все книги, он воспринимал как  описания личного опыта художников, путешественников, писателей, изобретателей  и ученых. Отсутствие систематического общего образования, усложняет жизнь. Зато у человека нет стереотипов в оценке литературы, которые прививаются в школе. И поэтому выводы Родченко из прочитанного были всегда неожиданными и созвучными его творческим устремлениям.

«В 1916 году я участвовал на футуристической выставке, называвшейся «Магазин». В это время я ходил  зимой и летом в ободранном осеннем пальто и кепке. Жил в  комнате за печкой в кухне, отгороженной фанерой.

В 1917 году, сразу же после  Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его  Молодой Федерации, и занимается организацией нормальных условий жизни  и работы для молодых художников.

С 1918 по 1921 г. художник создает  еще несколько серий - «Концентрация  света», «Обесцвечивание», и завершает  свою живописную систему тремя работами, представляющими собой холсты, ровно  окрашенные красной, желтой и синей  красками. Многие восприняли это как  издевательство. А Родченко в проспекте  автомонографии в 1922 году написал: «Пройденный этап в искусстве считаю важным для выведения искусства на путь инициативной индустрии, путь, который новому поколению не надо будет проходить». В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

Каждая работа Родченко - это минимальный по типу использованного  материала композиционный опыт. Он строил композицию на доминанте цвета, распределив его по поверхности  плоскости с переходами. Ставил себе задачу сделать произведение только лишь из фактурной обработки - одни участки картины, написанной только черной краской, залив лаком, другие оставив матовыми. Сочетание блестящих и по-разному обработанных поверхностей рождало новый выразительный эффект. Граница фактур воспринималась как граница формы. Родченко делал композиции из одних точек, которые горели как разноцветные звезды на черном фоне, сделал композицию из линии, придав тем самым этому чисто геометрическому элементу философскую многозначность пластической категории, утвердив линию как символ конструкции.

Новым стало обращение  к коллажу и фотомонтажу. Обрезки  фотографий и газет, куски обоев  и открыток присутствуют в коллажах наравне с кусочками цветной  бумаги. Все это просто материал для создания композиции. А композиция строится всегда по подчеркнуто конструктивным законам. В фотомонтаже большее  значение имеет уже документальная изобразительная природа фотографии. Появляется сюжет.

Ранние коллажные композиции Родченко редко были привязаны к  какой-либо конкретной теме. Тема рождалась  сама, в процессе работы.

Фотомонтаж для Родченко был агитационным полем фотографии. Фотомонтаж строился по совершенно определенным законам композиции, был насыщен  изображениями, как сложная визуальная фраза. Не случайно поэтому исследователи известной работы Родченко - фотомонтажей к поэме В. Маяковского «Про это» - применяют чисто лингвистические методы анализа. Они составляют словарь частоты употребления Маяковским тех или иных слов и затем находят зрительную аналогию тем же образам в фотомонтажах Родченко. [Приложение 1]

В оформлении первого издания  поэмы В. Маяковского «Про это» соединилось  новаторство Родченко как конструктора. Каждый фрагмент изображения несет  как бы двойную нагрузку: смысл  поэтической метафоры, с одной  стороны, и конструктивность сочетания  разнородных предметов, визуальное устройство мира, с другой. Родченко преодолел отвлеченность кубистического коллажа и утвердил новую содержательную ценность фотомонтажа.

В 1923 году, когда выполнялись  эти первые фотомонтажи для печати, Родченко еще не снимал сам. Он использовал  готовый печатный материал - вырезки  из газет и журналов, а также  специально выполненные для этих фотомонтажей фотопортреты В. Маяковского  и Л. Брик, которые сделал А. Штеренберг.

Первоначально фотография была вспомогательным инструментом: репродукция  живописи, рисунков, снимков. Тогда  же Родченко снял для архива и свои пространственные деревянные конструкции. Таким образом, Родченко осваивал фотографию в стенах своей мастерской художника-живописца, а теперь и конструктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Агитационное искусство и «ЛЕФ»

 

Владимир Маяковский в 1923 году пригласил Александра Михайловича  в «ЛЕФ». С этого и началось их творческое сотрудничество, которое  положило начало реализации революционных  художественных идей в плакате. Журнал начал выходить под редакцией  В. Маяковского в марте. «ЛЕФ» - литературная группа, участниками которой были писатели и теоретики искусства  Н. Асеев, С. Третьяков, В. Каменский, Б. Пастернак, А.Крученых, П. Незнакмов, О. Брик, Б. Арватов, Н. Чужак (Насимович), С.Кирсанов, В.Перцов. По объему журнал был гораздо больше «Нового ЛЕФа». Каждый выпуск составлял в среднем 150-200 страниц. Даже оглавление было разбито на пять разделов: программа, практика, теория, книга (обзор книг), факты.

Имя Родченко упоминалось  в «ЛЕФе» в связи с публикацией  проектов, обложек, реклам, работ студентов  во Вхутемасе будущих инженеров-художников. Рукой Родченко сделаны все обложки «ЛЕФа» и «Нового ЛЕФа». Помимо его снимков на страницах журнала помещались фотоработы Р. Кармена, С. Третьякова, Б. Франциссона (кинооператора), М. Кауфмана и зарубежных авторов - Ман Рея, Умбо. Публиковались и выразительные кинокадры из фильмов Кулешова и Вертова, первого новатора советской кинодокументалистики. Все это вместе представляло образ новой лефовской фото-культуры.

Публикуя в журнале  свои теоретические материалы, Родченко одновременно разрабатывает первые коллажи для оформления журнала, ставшие затем эталоном конструктивистского  дизайна. Работая над ними, он решает проблему акцентирования наиболее важных графических деталей для максимальной силы идеологического воздействия  художественного образа, - в коллажах Родченко, по выражению современника, «ракурс служит идеологии». В это  же время им были созданы статические  и динамические титры для кинохроник Дзиги Вертова. Его идеи разделяет Родченко, поскольку накануне им сделана большая серия динамических титров для различных выпусков «Кино-правды». Можно считать, что более подходящего места для рождения новых, оригинальных концепций в искусстве кино, фотографии, дизайна в то время, в тех условиях трудно было найти. Родченко в 1923 году оказывается в кругу людей, озабоченных проблемами нового искусства. Они интересуются кинематографом, театром, фотографией и полиграфическим искусством, дизайном и рекламой. Эти виды технических искусств непосредственно связаны с новой визуальной культурой, с конструктивными тенденциями.

Информация о работе Творчество А. Родченко и В. Степановой