Творчество А. Родченко и В. Степановой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Наследие Александра Родченко и Варвары Степановой, экспонирующееся в Отделе личных коллекций — крупнейшее в мире. Живопись, графика, фотография, прикладное искусство.
О Родченко и Степановой написано немало книг, их искусство демонстрировалось во многих странах мира, они признаны крупнейшими мастерами русского авангарда.
Творчество Александра Михайловича Родченко наполнено любовью. Любовью к будущему, к стране, к новаторству. Фотография стала для него единственно правильным искусством, максимально точно отображающим жизнь в моментах её движения. Он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Творческий путь А.М. Родченко. «Впереди своего времени на 65 лет»…..5
2. Агитационное искусство и «ЛЕФ»……………………………………..……8
3.Ракурсы или революция в фотографии……………………………..………12
4. Пути творчества Варвары Степановой………………………………….…16
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

Теории дизайна.docx

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Обстановка 1937 года привела  его в ужас: начинается поиск врагов советской фотографии. Он писал: «Каким же маленьким, ненужным считает себя человек в невероятной горячке  дней. И почему? Когда ты самым  искренним образом за свою страну и за социализм? И ещё настроение плохое оттого, что всё время кого-нибудь забирают бесследно, как врагов народа. Ходят слухи о многих случаях, когда эти люди страдают невинно». В 1938 году разочаровывается культурной Европой, которая не смогла остановить фашизм: «Все высокие идеи, за которые  боролись классики Запада, ни черта  не стоят. Один немец раздавил их сапогом».

Устав от непрерывных революционных  преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших  ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство - это служение народу, а народ  ведут кто куда. А мне хочется  вести народ к искусству, а  не искусством вести куда-то. Рано родился  я или поздно? Надо отделить искусство  от политики…».

Но Александру Михайловичу, преданному друзьями и учениками, пережившему  гонения и лишенному возможности  работать и зарабатывать на жизнь, участвовать  в выставках, исключенному из Союза  художников, тяжело болевшему в последние  годы жизни, повезло. У него была близкие: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко её муж и  сын. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили  эту жизнь сохранению его наследия и служению фотографии. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и  первый фотографический музей в  России - Московский Дом фотографии. В доме Родченко.

 
В области рекламы наиболее интересным представляется сотрудничество Родченко и Владимира Маяковского. Особенно активно этот творческий тандем работал  в период НЭПа, когда активизировалась частная и государственная кооперативная  торговля. Он назывался «реклам-конструктор Маяковский-Родченко». Технология работы была такова. После получения заказа Маяковский писал текст, иногда делая при этом набросок «для ясности», а Родченко воплощал все это в виде готового графического оригинала для печати.  
 
В основе проектирования визуальной информации в рекламе Родченко исповедовал определенные пластические принципы. Как правило, в основе его композиций лежат простые формы: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник. Используются рубленые брусковые шрифты типа гротеск с преобладанием прописных букв (прямоугольный брусковый шрифт), ровная заливка крупных плоскостей, двухкрасочная печать. Родченко подчеркивает конструкцию, каркас.. Одним из методов работы Родченко стало создание не просто отдельных рекламных плакатов, а построение целой графической серии, которая способствовала созданию устойчивого имиджа предприятия – «Моссельпрома», «ГУМа», «Госиздата». Например, для серии реклам многочисленной продукции «Моссельпрома», была использована однотипная композиция с фиксированными зонами изображений различного товара. В нижней части рекламного пространства размещался слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Стилевой язык рекламных плакатов был близок графическому языку агитпропа. Особое место среди оформленных Родченко политических изданий занимают двадцать пять листов «Истории ВКПб в плакатах», изданных в 1926 году. Маяковский назвал ее «единственной историей в изобразительных и биографических образах коммунистической партии». Эти графические листы создавали у неискушенных зрителей, особенно иностранцев на международных выставках, ошеломляюще динамичный образ жизни новой России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути творчества Варвары Степановой

Пути творчества Варвары  Степановой также начинались с модерна  и футуризма. Вслед за Алексеем Крученых она пишет беспредметные стихи. Это “визуальная” поэзия. Эти стихи можно было не только читать, но и рассматривать как некие визуальные структуры – с их особым ритмом, рисунком строк, силуэтом текста. Степанова приняла участие в том процессе сближения поэзии и живописи, который происходил в России в 1910-х гг. и наиболее полно воплотился в творчестве футуристов. Самая заметная работа, которую оставила Варвара Степанова – ее “Фигуры”[Приложение 11], большая серия картин и графических листов. Композиции, как правило, состояли из одной или нескольких фигур, переданных схематично, но остро и экспрессивно. 

В начале 20-х гг. живопись перестает быть предметом занятий Родченко и Степановой, они занимаются “производственным искусством”, театральной декорацией, книжным оформлением, плакатом.

Варвара Степанова старалась  не отстать от своего мужа. Ее творческое развитие тоже шло вширь, захватывая все новые и новые сферы  деятельности. Подлинную славу принесло ей оформление пьесы А. Сухово-Кобылина “Смерть Тарелкина”. На афише 1922 г. рядом с именами режиссера Вс. Мейерхольда и одного из ассистентов С. Эйзенштейна стояло имя “конструктора” (не художника!) В. Степановой. И действительно, надо было быть именно конструктором, чтобы реализовать эту постановку, задуманную в виде балаганного зрелища, полную эффектных трюков и подчиненную мейерхольдовской идее биомеханики. Степанова проявила подлинное техническое мастерство, инженерную изобретательность, перенеся на сцену приемы и методы художника-конструктивиста. 

Не меньший успех принесла художнице работа на ситценабивной  фабрике, где она совместно с  Любовью Поповой создавала эскизы тканей. Они пользовались геометрическими  формами, полагаясь на свой художественный опыт и во многом предвосхищая те открытия, которые были сделаны через несколько  десятилетий художниками поп-арта. Эти новаторские устремления  привели Степанову на текстильный  факультет ВХУТЕМАСа, где она  была профессором. В 20-е гг. началась интенсивная работа в полиграфии. Для Степановой, как и для Родченко, искусство книги было последним  прибежищем их новаторской программы. Упорно старались они сохранить  стиль 20-х гг., который тщательно  вытравлялся не только из живописи, графики, прикладного искусства, но и из самой жизни. В книгах и  журналах, оформленных Родченко и  Степановой, продолжал царить строгий расчет, их отличала тонкая, продуманная во всех деталях режиссура, смелое использование самых различных средств выразительности, тщательно выверенная композиция всех форм, элементов текста и оформления.

Заключение

 

Александр Родченко и Варвара Степанова стремились разрушить, уничтожить старые стереотипы, идеалы и ценности. Их творчество вертикально. Оно стремится не зафиксировать себя на горизонтальной плоскости, не стоять в задумчивости, словно указатель, «право или лево». Оно вне правил, предрассудков, политики. Оно «самосоздательно» и стремительно, оно едва поспевает за идеями своего мастера. Оно неугомонно летит вверх, к светлому будущему. Не вперёд, а вверх, стать ещё на одну ступень выше, ещё на одну ступеньку набраться опытом. Родченко считал, что фотограф должен снимать старое или новое, но никак не среднее, «потому что оно никуда не ведёт». Ему не терпелось оказаться в будущем, очутиться на пятьсот лет вперёд.

Художник-футурист, которого можно отождествить с писателями-фантастами. Он писал будущее. Кистью пролетариата. Как у людей, испытывающих дежавю, не способных отличить прошлое от настоящего, у Родченко был обратный процесс. Он не отличал настоящее от будущего. Используя новейшую технику, новейшие приёмы в искусстве, он борется с доисторическим прошлым. Его работы пропитаны урбанизацией, Родченко будет опираться на опыт старого, чтобы не повторить его никогда.

В заключении хочу сказать, что наше будущее оказалось безнадежным  прошлым по отношению к настоящему Родченко - настоящему социалистического  развития, давшему ему возможность  настолько универсально реализовывать  себя в своей творческой деятельности. По сравнению с ним мы отброшены  назад. И будем ещё долго отброшены  назад, пока не побежим так же быстро, как бежал он. Как сказал Льюис  Кэрролл, в своём бессменном произведении: «Если ты хочешь оставаться на месте, тебе надо быстро бежать. Если ты хочешь двигаться - бежать надо ещё быстрее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

 Приложение 2  фотомонтаж-для-ЛЕФ-журнала-Левый-Фронт 

Приложение 3 «Добролет»

  Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8

 Приложение 9

 Приложение 10

 Приложение 11

 


Информация о работе Творчество А. Родченко и В. Степановой