Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 07:09, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотреть творчество и научные открытия Леонардо да Винчи.
Задача исследования: Рассмотреть этапы творческой жизни Леонардо да Винчи.
- изучить живопись как форму творческого познания;
- выделить особенности техники живописи;
- рассмотреть произведения;
- рассмотреть научные открытия
Введение 3
ГЛАВА 1.БИОГРАФИЯ 5
ГЛАВА 2.ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 11
2.1 Живопись как форма творческого познания 11
2.2 Техника живописи в искусстве Леонардо да Винчи 20
2.3 Величайшие шедевры Леонардо да Винчи 24
ГЛАВА 3.НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 33
Заключение 48
Литература 52
Приложения 54
Содержание
Введение
ГЛАВА1.БИОГРАФИЯ
ГЛАВА2.ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 11
2.1Живопись как форма творческого познания 11
2.2Техника живописи в искусстве
Леонардо да Винчи
20
2.3 Величайшие шедевры Леонардо да Винчи
24
ГЛАВА3.НАУЧНЫЕ ОКРЫТИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 33
Заключение
Литература
Приложения
Актуальность исследования. Эпоха Возрождения в Италии заложила основы реалистического искусства всей Западной Европы. Возрождение (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) — это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения. Искусство этой эпохи опиралось на заново открытую культуру античности, отсюда и термин «Возрождение». Возрождение принесло глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи. Гениальнейшем представителем этой эпохи является Леонардо да Винчи. В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Ему посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.
Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом. До нас дошли его многочисленные рисунки и чертежи с проектами токарных станков, прядильных машин, экскаватора, подъемного крана, литейного цеха, гидравлических машин, приспособлений для водолазов и т. п.
Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние на искусство.
Объект исследования: Культура итальянского Возрождения.
Предмет исследования: Творчество Леонардо да Винчи
Цель исследования: Рассмотреть творчество и научные открытия Леонардо да Винчи
Задача исследования: Рассмотреть этапы творческой жизни Леонардо да Винчи
- изучить живопись как форму творческого познания;
- выделить особенности техники живописи;
- рассмотреть произведения;
- рассмотреть научные открытия
Работа состоит из введения, глав: ГЛАВА1.В которой рассматривается этапы творческой жизни Леонардо да Винчи. ГЛАВА2. В которой рассматривается живопись, как излюбленная техника, технология живописи, творческие работы Леонардо да Винчи, ГЛАВА3.В которой рассматриваются научные открытия Леонардо да Винчи в области механики, анатомии. Заключения. Списка литературы и 6 приложений. Объем курсовой работы 58 страниц.
ГЛАВА 1.БИОГРАФИЯ
Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор) и учёный (естествоиспытатель, анатом), изобретатель, писатель.
Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека» (по-латыни: homo universalis), что есть идеал итальянского Ренессанса. Таким образом, явив собою идеал : homo universalis эпохи Возрождения, да Винчи осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко представившая диапазон творческих исканий этой эпохи. Леонардо да Винчи был сыном состоятельного нотариуса. Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Фамилии Леонардо не имел в современном смысле; «да Винчи» означает лишь"(родом) из городка Винчи». Полное его имя — по-итальянски: Leonardo di ser Piero da Vinci, что обозначает: «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Первые годы жизни Леонардо да Винчи провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на знатной, богатой девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро взял своего трёхлетнего сына на воспитание. Считается, что разлученный с матерью Леонардо да Винчи всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих картинах. Жил Леонардов это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям было отношение почти как к законным наследникам. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха при родах умерла. Отец женился повторно — но снова вскоре остался вдовцом. Пьеро прожил 67 лет, был четырежды женат, имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не проявлял интереса к законами общества. С самых ранних лет Леонардо демонстрировал незаурядные художественные способности, поэтому сэр Пьеро не мог пройти мимо этого факта в принятии решения о судьбе сына. Вскоре отец отдал восемнадцатилетнего юношу на обучение в одну из самых передовых и успешных мастерских живописи. Наставником Леонардо да Винчи стал известный художник Андреа дель Вероккьо. К счастью, Вероккьо не проповедовал средневековые взгляды на искусство, а шагал в ногу со временем. Он интересовался образцами античного искусства, которое так и оставалось непревзойденным, стремился возродить традиции Греции и Рима. В тоже время в его мастерской широко использовались современные научные и технические достижения, благодаря которым живопись обретала все больший реализм. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Схематичные и плоские изображения времен Средневековья уступали место стремлению во всем подражать природе. Для этого надо было овладеть приемами воздушной и линейной перспективы, понимать природу света и тени, а значит, не обойтись без знаний математики, геометрии, черчения, физики, оптики и химии. Леонардо обучался у Вероккьо азам точных наук, параллельно овладевая техническими приемами рисования, занимался скульптурой и моделированием, приобретал навыки работы с металлом, гипсом и кожей. Его талант раскрывался настолько ярко, что уже вскоре молодое дарование с лихвой опередил опытного мастера по качеству и мастерству владения живописью. В 1472 двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников. В становлении творческого облика молодого художника важное место занимает первый флорентийский период (ок. 1470—1480). Вероятно, у Леонардо да Винчи была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах. В произведениях первого флорентийского периода формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, не многословию, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, которая мягко моделирует формы и объединяет их с пространственной средой. К флорентийскому периоду относится первый опыт Леонардо в области портрета. Небольшой Портрет Джиневры Бенчи (ок. 1474—1476, Вашингтон, Нац. галерея). В 1481 или 1482 Леонардо поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Миланский период (1482—1499) был временем самой интенсивной и многосторонней деятельности Леонардо да Винчи . Придворный инженер герцога Лодовико Моро, он руководил строительными работами и прокладкой каналов, проектировал военные сооружения, осадные приспособления, разрабатывал проекты усовершенствования оружия К миланскому периоду относится большая часть научных рукописей Леонардо и его записи, посвященные проблемам живописи, впоследствии систематизированные и изданные его учеником Мельци под названием Книга о живописи. Немногочисленные живописные работы Леонардо да Винчи миланского периода принадлежат к числу его самых значительных творений. Алтарная картина Мадонна в гроте (ок. 1483, Париж, Лувр), Мадонна Литта (ок. 1490—1491, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Дама с горностаем (ок. 1483, Краков, Нац. галерея Чарторыйских).
В 1499, Леонардо покинул Милан. В результате шедших войн, город оказался захваченным французами во главе с Людовиком XII, а герцог Сфорца, лишившись власти, бежал за границу. Начались переезды с места на место и до 1503 Леонардо нигде подолгу не задерживался. И вот, в пятьдесят лет его вновь ждала Флоренция - город, где он когда-то начинал простым подмастерьем, а теперь на пике своего творческого пути работал над созданием гениального полотна «Мона Лиза». Через несколько лет Леонардо вернулся в Милан в качестве придворного живописца Людовика XII, в то время получившего контроль над всем итальянским севером.
Какое-то время жизнь Леонардо проходила между Миланом и Флоренцией, пока в 1513 он не переехал в Рим под покровительство Джулиано Медичи, брата Папы Льва X. В течение следующих трех лет художник в основном занимался наукой, техническими экспериментами и заказами на инженерные разработки.
Остаток своей жизни итальянский гений провел во Франции, куда его пригласил Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII. Жизнь в королевской резиденции, замке Лмбуаз, была окружена высочайшим почетом к маэстро со стороны монарха. Несмотря на то, что у престарелого Леонардо онемела правая рука, а состояние здоровья становилось все хуже, он продолжал делать зарисовки и заниматься с учениками, заменившими ему семью, которую мастер так и не создал при жизни.
Вклад Леонардо да
Винчи в мировую художественную
культуру является
Самые известные картины Леонардо да Винчи это: «Мона Лиза (Джоконда)». 1503, "Благовещение" . 1497, «Портрет Джиневры де Бенчи». 1474. , «Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани». 1490, «Леда с лебедем». 1515., «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». 1510., «Мадонна Бенуа». 1478., «Мадонна Дрейфус». 1470-1475, «Иоанн Креститель». 1515-1516., «Тайная вечеря». 1495-1498., «Мадонна Литта». 1480 , «Портрет музыканта»., «Мадонна с веретеном». 1501, «Мадонна в гроте», «Крещение Христа». 1472 год.
Важнейшим источником
для изучения воззрений
ГЛАВА 2. ЖИВОПИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
2.1 Живопись как форма творческого познания
Для самого Леонардо да Винчи наука и искусство были слиты воедино. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, он считал ее универсальным языком, наукой, которая подобно математике в формулах отображает в пропорциях и перспективе все многообразие и разумное начало природы. Оставленные Леонардо да Винчи около 7000 листов научных записок и поясняющих рисунков являются недосягаемым образцом синтеза и искусства. Листы эти долгое время кочевали из рук в руки, оставаясь неизданными, а за право обладать хоть несколькими из них на протяжении веков велись ожесточенные споры. Вот почему рукописи Леонардо да Винчи рассеяны по библиотекам и музеям всего мира.
О взаимопроникновении искусства и науки в творчестве Леонардо да Винчи, делавшем подчас недоступной глубину его замысла для широкого восприятия, говорил и A.M. Эфрос в статье "Леонардо-художник", объясняя загадку Леонардо да Винчи особенностями его мировоззрения: наука и искусство опирались на "основания" (principi) мыслителя как на законы мироздания. Исключительность Леонардо да Винчи и в то же время его сложность заключались в том, полагал A.M. Эфрос, что он был в полной мере "художником-ученым"; понять Леонардо - "значит уразуметь то, что можно назвать научностью его художественного творчества". И это была не просто многосторонность, подчеркивает Эфрос, - но совокупность, нерасторжимое единство, "так могло быть только потому, что для него искусство не отражало, а постигало природу". Ведь в живописи он видел наилучший инструмент познания природы. Картина - зеркало мира, она отражает его законы, и в этом, по Леонардо да Винчи, познавательная ценность живописи. Столь масштабная задача, стоявшая перед художником, глубина его замысла мешали быстрому их воплощению в картине. Эту особенность Леонардо А М. Эфрос считал главной причиной незавершенности многих его работ. В то же время он отмечал новаторство Леонардо в технике живописи, его "сфумато" (воздушная дымка), новизну его композиционного синтеза и видел в нем подлинного основоположника новой живописи: "Леонардо искал закономерности. Он начал с традиционных, вослед стольким предшественникам, поисков канона пропорций человеческого тела и кончил новыми, им самим изобретенными канонами композиционного строения картины". Опираясь на новейшие исследования зарубежного искусствознания (Э. Панофского, М. Дворжака и др.), A.M. Эфрос сделал акцент на новаторстве Леонардо да Винчи, не в полной мере оцененном современниками, но заложившем основу классического искусства2. Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. Леонардо возвысил живопись, утверждая, что не может правильно заниматься ею тот, кто не овладел теми науками и «свободными искусствами», которые служат живописи. Живопись играла для Леонардо столь незначительную роль среди его остальных работ, что мы должны рассматривать её только как одну из форм выражения его всеобъемлющей гениальной натуры. Но когда он обращался к живописи, то творил с такой глубиной и силой чувства, видения и воплощения, что его невозможно упрекать в том, что он так мало написал (как это часто делают различные издания). Известно, как настойчиво Леонардо боролся за то, чтобы живопись была признана равноправной среди свободных искусств, если не выше их всех, в том числе геометрии и арифметики. Он утверждал: «Эти две науки распространяются лишь на понятие количества, бесконечного или конечного, а сущностью не занимаются, а в ней и ее красота созданий природы и украшение мира. Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи... то и над ними он властелин и бог... Все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках,— писал он.— Поэтому живопись должна быть поставлена выше всякой другой деятельности»3. Всю жизнь Леонардо да Винчи, с первых проявлений гениальной созидательной деятельности и до самой смерти, прославлял живопись как ремесло и как форму творческого познания. Неизменным идеалом его было при помощи универсального языка живописи достичь точности формы, цвета и передать состояние образов в движении, что, по словам самого Леонардо да Винчи, является необходимым условием для выражения «движения души». И в действительности проблема объемности в живописи всегда занимала Леонардо в первую очередь, и он решал ее, начиная именно с тщательного изучения не только живой, но и сделанной из воска или глины модели. В этом он следовал традиции, которую, по словам Челлини, ввел Мазаччо и продолжил «живописец Леонардо да Винчи в прекрасных произведениях в Милане и во Флоренции». По всей вероятности, речь здесь идет о «Тайной вечере» и о «Битве при Ангьяри», что согласуется с намеком самого Леонардо на существование восковой модели одной из фигур «Битвы» 4. Среди всех искусств и среди всех дел человеческих Леонардо ставит на первое место живопись. Он указывает, что живописец является «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это – неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших живописцев, когда-либо живших на свете, в величии и все покоряющей мощи своего искусства.
Мир познается через чувства, а глаз – повелитель чувств. «Глаз, – пишет он, – есть око человеческого тела, через которое человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без него эта человеческая темница – пытка»5. Между живописцем и поэтом, пишет еще Леонардо, такая же разница, как между телами, разделенными на части, и телами цельными, ибо поэт показывает тебе тело часть за частью в различное время, а живописец – целиком в одно время.
Живопись, величайшее из искусств, дает в руки того, кто подлинно ею владеет, царственную власть над природой. Итак, для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения, высшее из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом. И вот опыт открывает Леонардо новые просторы, дали, до него не изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамки. Заглянув в бездну времени, которое есть «истребитель вещей», он увидел, что все изменяется, преображается, что глаз воспринимает лишь то, что рождается перед ним в данный миг, ибо в следующий миг время уже совершит свое неизбежное и необратимое дело. И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение. До Леонардо да Винчи очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Линия царила в ней, и потому даже у величайших его предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Свет и тени, пишет он, должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными. «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной. Масляные краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них новые возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца исследованы Леонардо6.
Исчезли линеарность, графическая жесткость, характерные для флорентийской живописи кватроченто. Светотень и «пропадающие очертания» составляют, по Леонардо, самое превосходное в живописной науке. Справедливо считают, что живопись изгнана из числа свободных искусств, ибо она подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому писатели не правы, что оставили ее вне числа свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала.