Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:09, реферат
Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем.
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно.
Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем.
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён.
Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Леонардо да Винчи оставил после себя огромное творческое наследство. Он преуспел в искусстве, естественных науках, философии и литературе, ремеслах. Особенный интерес представляет вопрос «Как»? На протяжении своей жизни мудрый Леонардо оставлял записи, изучая которые можно попытаться ответить на этот вопрос. Очевидно, что Леонардо в отличие от многих современников мыслил и действовал по иному.
Леонардо да Винчи был любознательным человеком. Большинство людей основную информацию о жизни получают до пяти лет. За первые пять-семь лет человек обучается языку, моделям поведения в обществе и стереотипам мышления. Дальнейшее обучение в школе, высшем учебном заведении в лучшем случае увеличивает сумму знаний и представлений о мире, добавляет стереотипов. Лишь немногие проходят сквозь сито образовательной системы, сохранив в себе неистребимую любовь к знанию. Таких людей легко узнать, у них горят глаза, они не успокаиваются до тех пор, пока не поймут, как работает та или иная штуковина. Леонардо всерьез интересовали вопросы, которые даже не появляются в голове у «обычных» людей, например, почему небо синее или как летают птицы. Уметь задавать вопросы, не бояться быть смешным, любить знание, ибо замечательным человеком может быть лишь человек, который замечает жизнь вокруг себя и внутри себя. Но мало того, Леонардо да Винчи всегда стремился на опыте проверить свои и чужие умозаключения. Он постоянно подвергал сомнению устоявшиеся мнения, старался не ходить проторенным путем. Так изучая анатомию человека, он собственноручно рассек более тридцати тел трупов, став, по сути, основоположником современной сравнительной анатомии. Сам он писал: «Никому не следует подражать манере какого-нибудь другого художника, поскольку тогда ему следовало бы называться внуком природы, а не ее сыном. Ведь если природные вещи существуют в столь великом изобилии, то скорее хочется и следует идти прямиком к природе, а не к мастерам, которые научились у нее…».
Еще одной отличительной чертой Леонардо являлось сознательное отношение к своему здоровью. Будучи человеком наблюдательным, он замечал, от чего болеют, страдают и умирают люди, поэтому старался поддерживать хорошую физическую форму. Леонардо предпочитал пешеходные прогулки, верховую езду, плавание и фехтование, отличался огромной физической силой, гнул подковы и дверные молотки. Он воспитывал в себе умение использовать одинаково обе половины своего тела, в частности занимаясь живописью, писал обеими руками. Кроме того, Леонардо постоянно совершенствовал органы чувств, особенно зрение, чтобы достичь большей свежести и непосредственности восприятия. К примеру, в «Рукописи о полете птиц» ему удалось зарисовать столь мелкие детали движения перьев и крыльев во время полета, что вплоть до появления замедленной киносъемки наука была не в силах ни подтвердить, ни опровергнуть его наблюдения.
Существует еще одна трудно формализуемая особенность гения Леонардо да Винчи – способность видеть, чувствовать и понимать взаимосвязанность всего сущего, целостное восприятие мироздания и целостное отношение к миру и себе, которое проявилось в его многогранном творчестве.
Великий Леонардо да Винчи, занимаясь научными изысканиями и создавая бессмертные творения, сформировал собственные взгляды на концепцию художественного искусства. Мудрость и многолетний опыт он передавал ученикам, т.н. леонардескам – молодым живописцам, которые трудились и творили в мастерской своего учителя. Обучение не ограничивалось рамками изобразительного искусства, помимо эстетических занятий, Леонардо делился с ними философскими размышлениями и житейскими советами. Некоторые из учеников достигли немалых успехов в изучении живописи и стали признанными мастерами. Большой интерес к леонардескам вызван и тем, что на многих их работах стоит печать да Винчи, который участвовал в написании некоторых элементов, делился набросками и трафаретами.
Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески»), как:
Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.
Информация о работе Методика преподования живописи в творчестве Леонардо да Винчи