Творчество Левитана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить жизнь и творчество И.И.Левитана.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Изучить искусствоведческую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить основные этапы жизненного пути И.Левитана.
3. Описать особенности творческого наследия И.Левитана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ……………………...6
1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания …………...6
1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
И.ЛЕВИТАНА ………………………………………………………… 12
2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12
2.2. Отражение социальной действительности в творчестве
И.Левитана ……………………………………………………………. 16
2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. . 19
2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ……………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

197 Левитан.Курсовик.СФГА.(Знание).doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..  3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ……………………...6

      1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания …………...6

      1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ    

И.ЛЕВИТАНА …………………………………………………………   12

       2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12

       2.2. Отражение социальной действительности в творчестве

 И.Левитана …………………………………………………………….    16

       2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. .   19

       2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ………………    21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..    24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….     26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) является продолжателем традиций А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева в русском пейзаже конца XIX в. «Огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как о нем отзывался А.П.Чехов. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники» (1879), где женскую фигуру писал его товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено критикой и куплено П.Третьяковым. Расцвет творчества И.Левитана падает на рубеж 80–90-х годов XIX в. Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885–1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892), «Март» (1895), «Золотая осень» (1895).

И.Левитан не относится к числу тех мастеров прошлого, которые не были признаны при жизни. Напротив, его творчество было высоко оценено. Но узок был тогда круг людей, которые могли видеть его произведения; односторонней и во многом ошибочной была оценка, которая давалась его творчеству.

Во всей дореволюционной  искусствоведческой литературе об И.Левитане писалось, как о создателе «пейзажа настроений», как о представителе «интимного пейзажа», как о художнике «мечтательных элегий». Так, например, С.Глаголь в последних словах монографии о Левитане, подводя итоги, определял его как главу «маленькой школы реалистов, тонко и чутко раскрывавшей интимную поэзию русской природы».

Л. Бенуа в своей  «Истории русской живописи в ХIХ века» шел дальше. Он полагал, что «такие слова, как реализм, даже как-то оскорбляют в характеристике творчества Левитана». Он провозглашал, что якобы «Левитан своими картинами показал всю тщетность «содержательных картин... все очарование чисто живописной красоты». По словам Л.Бенуа, сущность искусства Левитана, содержание его произведений составляет «сфера неуловимых, пожалуй и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных ощущений». Кроме того, А. Бенуа относил Левитана к числу «искателей красоты», при этом к числу тех художников, которые «и в видимом мире ищут ее невидимое, мистическое начало». Также в дореволюционной литературе обычно подчеркивалось субъективное начало в творчестве И.Левитана. Наконец, характеристики художника неизменно включали в себя определение его как представителя «тоскующей поэзии», как автора «грустных сонетов».

Подобные трактовки творчества И.Левитана имели хождение и в послереволюционные годы.

Большим событием в художественной жизни, которое помогло по-настоящему узнать Левитана, была выставка его работ, организованная в 1938 году Государственной Третьяковской галереей. На выставке было показано около пятисот произведений художника, собранных из многих музеев нашей страны и из коллекций любителей искусства. Творчество И.Левитана было впервые продемонстрировано с такой исключительной полнотой.

Выставка помогла пересмотреть характеристику И.Левитана и приблизиться к справедливой оценке оставленного им художественного наследия. Появились статьи, по-новому осветившие его творчество. Ценители его искусства прежде всего решительно отказались от характеристики И.Левитана как художника, передающего лишь свои субъективные ощущения. Они подчеркнули огромную объективную ценность его творчества, признав, что художник поразительно многогранно запечатлел на своих полотнах природу своей родины, что его произведения являются могучим источником познания русской природы, ее своеобразия, ее красоты.

 В советский период  вышло наибольшее количество  искусствоведческих работ о жизни  и творчестве И.Левитана – исследования И.Гинзбург (1937), М.Алпатова (1945); монографии, изданные к 100-летию художника - С.Н.Дружинина (1960), В.Прыткова (1960), Федорова-Давыдова А.А. (1960), Пророковой С.А. (1960), а также вышедшие в последующие годы работы А.М.Туркова (1974), В.А.Петрова (1992) и др. К сожалению, в постсоветский период серьезных искусствоведческих монографий о творчестве И.Левитана не издавалось, кроме работ общего характера о русских художниках.

 Тем не менее,  творческое наследие и сама  жизнь великого художника до  сих пор вызывает разноречивые  точки зрения и интерес. Поэтому  выбор темы исследования является актуальным.

 Цель работы –  изучить жизнь и творчество  И.И.Левитана.

 В соответствии  с поставленной целью решались  следующие задачи:

1. Изучить искусствоведческую  литературу по проблеме исследования.

2. Выделить основные  этапы жизненного пути И.Левитана.

3. Описать особенности  творческого наследия И.Левитана.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА

1.1. Детство  и юность: первые трудности и  испытания

Исаак Левитан родился 18 (30) августа 1860 года, в глухом местечке Кибарты при станции Вержболово бывшей Ковенской губернии. Отец его, окончивший в свое время раввинское училище, самостоятельно изучил французский и немецкий языки. Некоторое время, живя в Ковно, он давал частные уроки, а затем поступил переводчиком в администрацию французской компании, осуществлявшей строительство железной дороги и моста через реку Неман. Позднее он работал кассиром на станции Вержболово и, переменив несколько мест в поисках лучшего заработка, уехал в Москву. Вскоре он перевез в Москву и всю семью. Жили очень бедно: грошовых заработков отца не хватало даже для мало-мальски сносного существования. Зато отцу удалось устроить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества старшего сына Адольфа, а в 1873 году поступил туда же и Исаак Левитан. В 1975 году скончалась мать Левитана, а через два года умер от брюшного тифа и отец. Четверо сирот (два брата и две сестры) остались буквально без куска хлеба.

Художник учился тогда  в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года  две работы И.Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

            По мнению С.Н.Дружинина все  творчество И.Левитана было подготовлено предшествующим ему развитием русской пейзажной живописи. В полотнах Левитана нашли свое полное выражение те черты, которые наметились в поэтических пейзажных фонах картин А.Г.Венецианова, посвященных русской деревне («Весна. На пашне», «Лето. Жатва»); те черты, которые мы находим в изображении русской природы в работах крупнейшего демократического художника 60-х годов В. Г. Перова («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»); те черты, которые проявились в русском демократическом реалистическом искусстве 70-х годов, е творчестве старшего поколения художников-передвижников.

Раскрыть своеобразие русской природы Левитану помогли непосредственные учителя по Московскому   училищу живописи — А.К.Саврасов и В.Д.Поленов.

Первым руководителем  Левитана в области пейзажной  живописи был художник-передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов. Левитан указывал на «простоту» саврасовских пейзажей и вместе с тем на то, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу», что «в этой простоте целый мир высокой поэзии».

Вот что ценил Левитан  прежде всего в работах и устремлениях своего первого наставника и что он сам развил и приумножил в своем художественном творчестве.

Вторым учителем Левитана был Василий Дмитриевич Поленов. Человек высокой культуры, широко образованный, многогранный художник и деятель искусств, Поленов многое дал своим ученикам. Особенно значительную роль сыграл Поленов в деле развития русского пейзажа. Поленов не переставал заботиться о своем ученике и способствовать его росту и после того, как Левитан окончил Московское училище живописи.

О жизни Левитана в  годы ученичества рассказывал его  товарищ по Московскому училищу, живописи (или, как тогда еще продолжали называть, Московской школе живописи) художник Михаил Васильевич Нестеров: «Левитан сильно нуждался. Про него ходило в школе много полуфантастических рассказов. Говорили о его большом даровании и о великой его нужде. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома... Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход опустелого училища солдатом. Землянкиным, прозванным «Нечистая сила», оставался один коротать ночь в тепле, оставался на долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром натощак начать день мечтами о нежно любимой природе... Талант в самом деликатном возрасте своем встретился с жестокой нуждой… Завязалась борьба на долгие годы: победителем вышел талант - нужда, зависть, недоброжелательство отступили, но, увы, враг более сильный, мрачный (болезнь сердца. — С. Д.) подстерег и убил его».

Нужда отступила не сразу. Уже после окончания училища (из которого он вышел в 1885 году лишь со званием «неклассного художника») Левитан писал одному из своих родственников: «Извини, что я так долго не присылаю денег, тому причиной страшное безденежье, безденежье до того, что я как-то не обедал кряду три дня...».

К угнетающей нужде присоединилась тяжесть и оскорбительность бесправного  положения Левитана, как еврея. Дважды с особенной силой испытал И.Левитан жестокий национальный гнет и дикий произвол царского правительства. Первый раз девятнадцатилетним юношей во время очередного гонения на евреев, когда ему временно запретили жить в Москве. Во второй раз та же участь грозила ему в 1892 году, когда он был уже признанным, более того, знаменитым русским живописцем. Лишь благодаря долгим и упорным хлопотам друзей и почитателей его таланта Исааку вновь удалось вернуться в Москву и получить право проживать в сельских местностях.

  Итак, молодой Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома и практически без денег. В апреле 1885 года он поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселевых гостило семейство Чеховых. Познакомившись в эти годы с Антоном Павловичем Чеховым, Левитан стал его другом на всю жизнь. Правда, был период, когда они не встречались, — Левитан обиделся на Чехова за его рассказ «Попрыгунья», в котором писатель использовал некоторые черты биографии Левитана и близкой ему женщины — художницы С.П. Кувшинниковой. Но эта размолвка прошла, словно ее и не было, ибо в основе отношений Левитана и Чехова лежало глубокое искреннее чувство и взаимное уважение.

 

1.2. Зрелые годы  жизни

            В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Савва Мамонтов создавал частную оперу и пригласил И.Левитана в театр для оформления декораций.

            Работа над декорациями принесла  Левитану большую пользу. Он постепенно  отрешался от своей ученической  любви к деталям, тренируя глаз и кисть на более обобщенном изображении сюжетов. Писать декорации надо было широко, размашисто, следя за тем общим впечатлением, какое они производили бы на большом расстоянии.

            За большую работу И.Левитан  впервые получил довольно много денег и уехал в дальнее путешествие в Крым, куда давно влекло его щедрое солнце. Левитан поселился в Ялте. Здесь в изобилии красок, вечнозеленых деревьев художник увидел суровую красоту Крыма, его морские дали, величественные горные кряжи, которые перенес на свои холсты. В целом поездка на юг оказалась очень плодотворной, она высветила его палитру и научила изображать солнце.

           Спустя семь лет после приобретения  П.Третьяковым первой картины  Левитана в галереи появилось еще крымские этюды 1886 года. Всего художник привез из Крыма 50 замечательных этюдов, имевших, по свидетельству современников, исключительный успех на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

  В 1887 году И.Левитан наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…».

На следующий год  он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 г. И.Левитан вместе с друзьями-художниками А.Степановым и С.Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плес. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге И.Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона с 1888 по 1890 год. Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Ранней весной 1890 года И.Левитан впервые поехал за границу. В Париже он застал Всемирную выставку, которая оставила у него массу  впечатлений.

Выставки и музеи Парижа Левитан сменил на Италию: хотелось отдохнуть. Была ранняя весна, и художник бродил со своим маленьким альбомчиком, занося в него наброски. Итогом поездки стало множество этюдов.

В марте 1891 г. И.Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат С.Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трехсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан  закончил картину «Осень» (начатую  ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 г.  Левитан как «некрещеный еврей» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях.

Лето 1893 г. он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там же на следующий год Левитан вместе с  С.Кувшинниковой вновь поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Информация о работе Творчество Левитана