Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа
Цель работы – изучить жизнь и творчество И.И.Левитана.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Изучить искусствоведческую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить основные этапы жизненного пути И.Левитана.
3. Описать особенности творческого наследия И.Левитана.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ……………………...6
1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания …………...6
1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
И.ЛЕВИТАНА ………………………………………………………… 12
2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12
2.2. Отражение социальной действительности в творчестве
И.Левитана ……………………………………………………………. 16
2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. . 19
2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ……………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………. 26
С.Н.Дружинин полагает, что в основе картины лежит противопоставление краткости и скорбности человеческой жизни, в которой нет покоя, величию и вечности природы, в которой лишь может быть успокоение и гармония. Можно воспринимать эту картину как своеобразный реквием по всем тем, чьи духовные силы и таланты гибли в окружавшей художника социальной действительности. Можно усматривать в этом произведении предчувствие некой неизбежной, медленно, но неотвратимо приближающейся грозы, которая смоет эти убогие, покосившиеся кресты погоста, разорвет тучи, и жизнь станет иной, полной солнца и красок.
Преобладание в картине горизонтальных линий обусловлено темой «покоя» и помогает ее выражению. Характерна и самая манера наложения мазка — по преимуществу горизонтальная. Эта картина — плод глубоких, сложных, трагических переживаний художника.
Сам Левитан расценивал картину «Над вечным покоем» как одно из наиболее значительных своих произведений. Он был глубоко взволнован, когда узнал, что она приобретена для Третьяковской галереи. В письме к П. М. Третьякову (18 мая 1894 года) Левитан говорил: «Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание...».
Несомненно, что Левитан был искренен, когда писал эти слова, и ему в то время действительно казалось, что в этой картине заключено «все его содержание». Но так же нет сомнения в том, что «психика», духовный мир Левитана был шире, сложнее, богаче. Его внутренний мир художника далеко не исчерпывался трагическими переживаниями. Трагическое восприятие действительности достигло у Левитана своего предела в его картине «Над вечным покоем».
2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана
С середины 1890-х годов начинается новый период творчества Левитана. Он несомненно связан с новым этапом революционно-освободительного движения в стране. Не сознавая происходивших в общественном развитии России коренных сдвигов, Левитан чувствовал, однако, изменение «моральной атмосферы» в русском обществе, покончившем с настроениями «эпохи безвременья». Тяжело, неизлечимо больной, измученный жизненными невзгодами, Левитан пишет в эти годы ряд жизнеутверждающих, бодрых произведений: «Март» (1895), «Золотая осень» (1895), «Весна. Большая вода» (1897) и многие другие.
В картине «Март», написанной без какой-либо этюдной подготовки, целиком с натуры, колорит строится на теплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте освещенной солнцем лимонно-желтой стены дома, золотистых в лучах солнца осин и берез, искрящегося на свету снежного сугроба. Начало предвесеннего пробуждения природы раскрывается здесь прежде всего через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца и уж потом подкрепляется такими приметами, как беспечно открытая дверь, порыхлевший, осевший на землю снег, или подтаявший снег на крыше крыльца, готовый вот-вот соскользнуть вниз.
Элементы рассказа сведены до минимума. Только оставленная у крыльца пригревшаяся на солнце лошадь и незакрытая дверь говорят о незримом присутствии человека. Представитель так называемого «чистого пейзажа», Левитан в этой картине и в других своих произведениях очеловечивает природу прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты, передачей в ее образе своих переживаний и настроений.
Картина «Март» отличается
мастерством в изображении
«Март» Левитана занимает место в одном ряду в такими шедеврами русской пейзажной живописи, как «Грачи прилетели» Саврасова и «Московский дворик».
Проникновенно-лирический
образ создает Левитан в
По верности, тонкости и красоте цветовых отношений эта картина является одним из самых совершенных произведений художника.
Бодрое, радостное чувство пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы.
2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни
Последние годы жизни И.Левитана были особенно трудными. Он чувствовал себя плохо, часто болел. Порой художника охватывало мрачное, доходящее до отчаяния настроение. Он обретал душевное спокойствие и бодрость лишь в работе над картинами любимой природы, с особой остротой чувствуя ее красоту. В то же время И.Левитан упорно ищет «новые формы», приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительных средств.
В позднейших работах, охватывающих примерно трехлетие его творчества, происходит своеобразное слияние «пейзажа настроения» с этюдом, непосредственно и тонко передающим неповторимое состояние природы. Опуская ненужные подробности, он сосредоточивает внимание на самом существенном. главном, и лаконичной композицией, верно взятым общим тоном, обобщенной трактовкой форм добивается поэтического настроения в самых, казалось бы, прозаических пейзажных мотивах.
В этом можно убедиться, взглянув на одну из последних картин Левитана — «Летний вечер» (1900).
Как мало, на первый взгляд, в ней сказано, но как много говорит она сердцу русского человека!.. Набегает вечерняя тень, и с нею вместе потянуло вечерней прохладой. Заходит солнце, освещая деревенскую околицу и дальний лесок через поле… Вот и все. Но немало найдется людей, которые вспомнят, что, может быть, когда-то возле такой же околицы, в такой же летний вечер, когда так же заходило солнце и набегала тень, они с особенной силой пережили чувство родины, ощутили свою неразрывную связь с ней, поняли, что не могут, жить без ее полей и лесов, без ее городов и сел.
Необыкновенно проста по композиции и «Деревня. Лунная ночь» (1898), в которой лишь верно взятым общим тоном Левитан передает очарование летней лунной ночи в русской деревне, когда укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет и все благополучно.
Незадолго до смерти И.Левитан приступает к работе над большой картиной – «Солнечный день. Озеро» (1899-1900).
...Широко легло озеро. На дальнем пологом берегу раскинулись древни и села, поля и луга. Быстро несутся по синему небу белые облака. Весело отражает озеро на своей подернутой рябью поверхности и облака, и синее небо, и берега с белой церковкой и золотыми березами. Лишь одна темная тень от убегающей «последней тучи» омрачает синеющий день. Но умчится туча, и ярче заблещет солнце, свободнее и радостнее вздохнет земля.
В этой картине Левитан хотел в одном художественном образе показать все своеобразие и красоту русской природы, передать свои думы о родине, выразить всю свою глубокую любовь к ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, творчество И.И.
Вся недолгая творческая жизнь И.Левитана была наполнена вечными неустанными поисками. Развитие его творчества - это поиски новых и новых образов русской природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А вместе с этим это была и эволюция самого художнического восприятия природы, отношения к ней, ее живописной передачи. Это была богатая достижениями эволюция всего живописного строя искусства И.Левитана.
Художник в течение всей своей
жизни сохранял верность
Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ