Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа
Цель работы – изучить жизнь и творчество И.И.Левитана.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Изучить искусствоведческую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить основные этапы жизненного пути И.Левитана.
3. Описать особенности творческого наследия И.Левитана.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ……………………...6
1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания …………...6
1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
И.ЛЕВИТАНА ………………………………………………………… 12
2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12
2.2. Отражение социальной действительности в творчестве
И.Левитана ……………………………………………………………. 16
2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. . 19
2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ……………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………. 26
В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В середине марта 1895 г. Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых знаменитую картину «Март».
В 1896 г. после вторично перенесенного тифа у Левитана усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.
В 1897 году И.Левитану было присвоено звание академика живописи.
В последние два года жизни он решил поделиться своим творческим опытом, своими знаниями, своими раздумьями об искусстве, с молодым поколением художников. С сентября 1898 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, возглавив в нем пейзажную мастерскую.
Он работал с увлечением, любил своих учеников, заботился о них, волновался, когда их работы должны были появиться на выставках. Ученики также любили и уважали его. В своем преподавании Левитан всегда руководствовался желанием сохранить творческую индивидуальность каждого ученика.
Однако, болезнь художника все усугублялась, и 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер прожив неполные сорок лет.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И.ЛЕВИТАНА
2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана
Русская природа, в частности природа средней полосы России, была основной и по существу единственной глубоко разработанной темой в творчестве И.Левитана.
Действительно, Левитан немало путешествовал: он был на юге России — в Крыму, побывал в Финляндии; он не раз, волей или неволей, по требованию врачей, ездил за границу. Но природа чужих краев, как правило, или оставалась для Левитана непонятной, или увлекала его лишь на короткий срок. Куда бы ни ездил Левитан, где бы он ни был, он не мог отрешиться от «самого себя», он продолжал жить жизнью твоей родины, жизнью многих современных ему русских людей, с их думами и скорбями, печалями и радостями, продолжал быть «чувствилищем» своего времени. В этом была его особенность и сила. Поэтому, и будучи за рубежом, Левитан думал о родине, мечтал о родной природе.
Таким образом, стремление к созданию поэтических образов русской природы, неразрывно связанной с жизнью русского человека, о жизнью его родины, проходит через все творчество Левитана.
Рукою семнадцатилетнего И.Левитана написала картина «Вечер» (1877), решенная и по форме и по содержанию еще в традициях его предшественников — демократических художников 60—70-х годов. Думы о родине связаны здесь с мыслями о русской деревне; тяжелое раздумье согрето глубоким чувством, болью от сознания бедности и убожества жизни русской деревни.
Размышления о жизни русского крестьянина, о его труде нашли свое выражение в первом произведении Левитана, появившемся в 1884 году на выставке передвижников, в картине «Вечер на пашне» (1883). Картина построена на контрастном сопоставлении темной земли и светлого неба, на фоне которого четко выделяется согбенная фигура пахаря.
В первой половине 80-х годов Левитан, следуя своим учителям Саврасову и Поленову, любовно раскрывал очарование скромных маленьких уголков русской природы («Мостик», 1884 г., «Последний снег», 1884 г. и другие).
Но больше всего Левитан стремился к созданию образов, в которых он мог бы передать силу, величие и красоту своей родины.
В поисках этих образов он едет на Волгу.
Работа на Волге явилась для Левитана, как в свое время для Репина, «школой художника и человека». Могучая русская река, воспетая в народных песнях, всегда была для русского человека неразрывно связана с образом родины. Взглянув на волжскую природу глазами народа, проникнувшись мыслями и чувствами, Левитан во время неоднократных поездок на Волгу создал ряд своих лучших картин.
Первым значительным волжским произведением Левитана стала картина «Вечер на Волге», которую он начал писать летом 1887 года и закончил в следующем, 1888 году. В ней художник показал Волгу с низкого песчаного берега в хмурый холодный вечер. Стальными и недвижными кажутся ее воды, отражая еще светлое послезакатное небо с тяжелыми серыми тучами. Тихо, медленно, лениво приплескивает Волга о темные лодки, о прибрежный песок.
Эта работа Левитана — в соответствии с общим характером художественного образа — сурова и строга, но не бедна по колориту. Она великолепно построена на сочетании темных и светлых тонов: от почти черных — через коричневатые и песочно-серые — к белым тонам и от белых — через серо-голубоватые, свинцово-серые и лиловатые тона — вновь к черным.
Левитан оживил и обогатил эту суровую красочную гамму, введя в нее немного зеленовато-желтых тонов — внизу картины, на полосе берега — и розовато-желтых — вверху, на небе.
Небольшая по размерам картина особенно интересна и значительна тем, как мастерски передано в ней огромное пространство, играющее существенную роль в создании образа.
Левитан так строит композицию, что заставляет зрителя, отправляясь взором от правого нижнего угла картины, двигаться влево по низкому берегу, а затем повернуть вправо по песчаной косе, которая как бы продолжена отражением в воде светлой полосы неба, и, достигнув противоположного берега с маленькими-маленькими огоньками еле видных строений, идти по нему (вновь справа налево) далеко-далеко, туда, где небо сливается с землей... Так, повторяя глазом движение, возвращаясь, но уходя все дальше и дальше вглубь, зритель воспринимает ширь Волги, покоряющие волжские дали.
Суровую силу родной природы, необъятность ее просторов раскрывает здесь Левитан.
Величие и красоту природы стремился передать художник в своей картине «Вечер. Золотой плес» (1889).
Эту картину Левитан писал с высокого зеленого берега в тихий торжественный вечерний час, когда Волга, как и вся природа, как бы отдыхала, подернутая янтарно-розовой закатной дымкой.
Прекрасным произведением является написанная в том же году картина «После дождя. Плес». В ней замечательно переданы разреженные, как поднявшиеся хлопья тумана, низкие, быстро бегущие, серые дождевые облака, а в их прорывах — высокие, плотные, холодные и недвижные свинцовые тучи и еще выше — светлое, чуть желтоватое небо.
Не только мокрые блестящие крыши и деревья говорят о прошедшем дожде, но самый воздух полон, насыщен влагой так, как это бывает у большой реки в дождливые дни дождливого лета.
Последней работой Левитана, посвященной родной реке, явилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891 —1895). В ней Левитан показал Волгу в ясный погожий день, когда несется над нею, как вольная русская песня, свежий и звучный ветер, унося дымки и гудки пароходов, когда так сини ее воды с веселыми белыми набегающими барашками, когда так ярки на солнце красные и голубые пятна барж и расшив, краски ее зелено-желтых берегов.
Таковы образы русской природы, рожденные Волгой.
Кроме волжских пейзажей, много картин с изображением русской природы было написано в Плесе. В одно лето, 1889 года, проведенное там, Левитан закончил изумительную по красоте живописи небольшую картину «Березовая роща», начатую им в 1885 году в Бабкине.
В этом произведении солнце заставляет сиять и переливаться сочную влажную зелень травы и деревьев. Только большой художник мог увидеть то цветовое богатство, которое показал Левитан в этом произведении. Бесчисленны оттенки изумрудной зелени, среди которой нежно розовеют стволы берез, белые на открытом солнце и жемчужные в полутени. Композиция этой картины поразительно естественна — нет и намека на «сочиненность», и вместе с тем она свободна от нарочитой «случайности», Точно так же прекрасно переданные солнце и воздух не лишают изображенное материальности и не нарушают объемности и ясности формы. Это — кусок жизни, воспринятый глазом художника, который пришел в эту рощу и остановился, пораженный музыкой красок, вдыхая особый запах молодых зеленых берез, омытых дождем и согретых солнцем. Полнота восприятия жизни природы — вот, что характеризует это замечательное произведение Левитана.
Светлым умиротворенным чувством проникнута картина Левитана «Вечерний звон», написанная в том же 1892 году.
Тихий вечер, ясное нежно-голубое небо с высокими легкими розоватыми облачками, все предвещает на завтра погожий, день позднего лета. Теплые лучи закатного солнца осветили и согрели краски противоположного берега; холодными и тусклыми кажутся рядом с ними тона переднего плана, ушедшего в тень.
Построив картину на гармоническом сочетании холодных и теплых тонов, Левитан и в самом колорите ее передал та чувства, которые испытывали в подобный вечер многие его современники, слушая тающий в воздухе вечерний звон; светло и спокойно вокруг, хорошо и на душе, но чуть грустно, то ли оттого, что жаль уходящего лета, то ли оттого, что и в этот вечерний час человек не может до конца забыть житейских невзгод и огорчений и, ощущая гармонию в природе, грустит о том, что нет ее в жизни.
2.2. Отражение социальной действительности в творчестве И.Левитана
Новый, еще более значительный период творчества Левитана связан с началом 1890-х годов. Развивая традиции русского реалистического пейзажа, он приходит в эти годы к созданию больших эпических полотен, к выражению в пейзаже глубоких мыслей и чувств, своих философских раздумий о жизни. три наиболее значительные картины этого периода с особой полнотой выражают эти искаяния: «У омута» (1892), «Владимирка» (1982), «Над вечным покоем» (1894).
В картине «У омута» дано косвенное отражение социальной темы в форме драматического пейзажа. Большой полнотой, многогранностью воспроизведения жизни поражает это одно из самых больших по размеру полотен Левитана.
Левитан помогает зрителю «войти в картину». Он предлагает ему пойти по той доске, которая лежит на песчаной насыпи, ведущей к плотине, перейти плотину по толстым суковатым бревнам, а затем вновь по насыпи сойти на берег и, следуя по топкой тропинке, прикрытой дощечками, обогнуть кусты и углубиться в лес. А лиственный лес, стоящий стеной, тянет поднять глаза к светлому золотистому небу с лиловато-серыми рваными дождевыми тучками. И лес и небо мы видим еще раз — они отражаются в воде, четко справа на ее гладкой поверхности, дрожа и переливаясь после водоспада.
Медленно приближается вода к плотине, затем бурно, стремительно падает, дробится на множество струй и, постепенно смиряясь, вновь становится спокойной в глубине тихой заводи.
Жизнь природы передана не только через движение, которым проникнута вся картина. Правдивость изображения такова, что не только видишь движение воды, но как бы начинаешь слышать ее мерный шум, слышать шелест ветерка в и деревьях; начинаешь ощущать прохладу и сырость, чувствовать запах реки и прибрежных трав.
Но это произведение замечательно не только богатством ощущений, которое оно вызывает. Картина пробуждает целый сложный мир различных переживаний, мыслей, чувств, воспоминаний и грустных, и светлых, и тревожных, и ясных.
Чувства художника-гражданина, думы о родине, о народе, о его бесправии, протест против гнета нашли свое наиболее полное выражение в картине Левитана «Владимирка» (1892).
Картина была написана близ небольшого городка из Владимирской губернии и имения Болдино, куда И.Левитан приехал после еврейских гонений из Москвы.
На картине изображено хмурое, беспросветное небо. Среди неяркой, поблекшей зелени полей пролегла песчаная дорога; вьются по обеим сторонам ее узенькие тропинки. Дорога, то скрываясь в ложбинках, то появляясь вновь, уходит в синеющую даль. Безлюдны поля, безлюдна дорога; лишь одинокая странница остановилась у придорожного креста...
«Владимирка» по мнению многих исследователей, является одной из лучших картин Левитана. В ней он показал, какое большое социальное содержание может передать в своем произведении художник-пейзажист.
М.В.Нестеров назвал эту картину историческим пейзажем. Она говорит о долгом, томительном, тяжелом пути, по которому шли при царизме в Сибирь тысячи борцов за народное счастье. Все в ней сливается в единый образ дореволюционной России, с ее бескрайными вольными просторами и страданиями угнетенного, порабощенного народа.
Трагические переживания,
обусловленные сознанием
Эта картина была начата Левитаном летом 1893 года, проведенным под Вышним Волочком, близ озера Удомли. Он закончил эту картину к ХХII выставке передвижников, которая открылась в марте 1894 года,
...Словно с высоты
смотрит человек на
Вода, которая легла широкой светлой изогнутой полосой, — точно мертвая — матовая, тусклая, без блеска, без отражения, без движения... Вся картина решена в холодных свинцовых, синих и голубовато-серых тонах. Холодной кажется и неяркая, поблекшая, как бы притушенная зелень травы и деревьев. И среди этого моря холодных тонов лишь одно маленькое, теплое, красно-желтое пятнышко — огонек в окне старой деревянной церковки. Этот затерявшийся огонек говорит о жизни, о человеке, как бы стоящем перед лицом необъятной природы.