Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Педагогические и психологические основы формирования детского творчества
1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве.
1.2 Особенности творческих проявлений и способностей детей.
Глава 2. Возможности использования элементов городецкой росписи для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста.
2.2 Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе.
2.3 История происхождения городецкой росписи.
2.4 Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Сына.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию  для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

 

Содержание

Введение

Глава 1. Педагогические и психологические  основы формирования детского творчества

1.1 Педагоги и психологи о  детском изобразительном творчестве.

1.2 Особенности творческих проявлений  и способностей детей.

Глава 2. Возможности использования  элементов городецкой росписи для  развития творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста

2.1 Изобразительная деятельность - средство творческого развития  детей дошкольного возраста.

2.2 Значение декоративного рисования  в развитии ребенка, его место  в педагогическом процессе.

2.3 История происхождения городецкой  росписи.

2.4 Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

Интерес к рисованию у детей  появляется рано. Наблюдая со стороны  за взрослыми, как они действуют  с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером.

Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина.

Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа  призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного  искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых младшие школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет  корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

Кроме того, с рисунком связана  работа воображения. Замечено, что, чем  подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном  этапе. Решение ее должно начаться уже  в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные  чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные  занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок  может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

В связи с вышеизложенным целью  нашего исследования является: выявление  возможностей использования городецкой росписи на занятиях по рисованию  для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: изобразительная  деятельность детей старшего дошкольного  возраста.

Предмет исследования: методы и приемы работы с использованием элементов  городецкой росписи, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования нашла конкретизацию  в задачах:

1. Изучить методическую и специальную  литературу по теме.

2. Подобрать конспекты занятий  по проблеме.

3. Изготовить наглядный материал, дидактические игры с элементами  городецкой росписи.

Нами были выбраны следующие  методы исследования:

изучение методической и педагогической литературы;

проведение практической работы с  детьми;

составление блока наглядных пособий  по проблеме.

 

Глава 1. Педагогические и психологические  основы формирования детского творчества

1.1 Педагоги и психологи о  детском изобразительном творчестве

Становление творческих качеств начинается уже в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее сензитивным  для развития различных видов  творческой деятельности - игры, драматизации, изобразительной деятельности и пр., и следовательно, для развития творческих качеств личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, О.К. Тихомиров, Л.И. Божович, М. И. Лисина, П.М. Якобсон и другие). Многие отечественные исследователи изучали детское творчество в какой-либо конкретной деятельности - познавательной (Е.В. Рыжова), игровой (Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.О. Смирнова, О.В. Гударева), театральной (И.Г. Андреева). Особо следует отметить исследования, посвященные творческого воображения дошкольников (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев) [2, 18].

Л.А. Парамонова выделяет следующие  особенности творчества дошкольника. Дети делают множество открытий и  создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй [24, 5-7].

В настоящее время понятие способности  является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования. При этом возникла существенная сложность с применением данного понятия: с одной стороны, к способностям стало относиться все: вся сфера возможностей ребенка, проявление его индивидуальности, творческого потенциала и пр.; с другой _ понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание. В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения понятия способности [7; 23].

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась  неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М. Теплова. [25;143]

Второй подход, связанн с рассмотрением  способностей как родовых качеств  человека, и основан на теории Л.С. Выготского, имеет свою историю и  свое продолжение в современных  исследованиях. К понятию способность Л.С. Выготский обращался, в основном в своей Педагогической психологии, обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции [5; 122].

Способности - индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен  на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого либо конкретного вида деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятие таланта и гениальности. В советской психологии проблема способностей освящается в работах Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса [26, 381].

Анализ литературы показал, что  традиционно способности подразделяются на общие и специальные. Под общими способностями понимается определенная система индивидуально-психологических  свойств и качеств личности, обеспечивающая успешность овладения различными видами деятельности [25; 124]. Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой либо области деятельности. Психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определённого вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т. д.) развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, например: музыкальный слух и память. В настоящее время показано существование особых сенситивных периодов, на протяжении которых развитие специальных способностей происходит особенно благоприятно [1, 381-382].

Исследователи отмечают, что ставшее  традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями [7, 39]

Рассмотрение положения теории способностей составляет научную основу нашего исследования, и позволяет  обратиться к изучению более узких  вопросов, касающихся непосредственно  творческих способностей.

Определение творческих способностей и их составляющих мы находим в  трудах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Г.Н. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова  и др. Творческие способности рассматриваются  в качестве наиболее общих компонентов специальных способностей, обусловливающих успешность освоения индивидом различных видов творческой деятельности.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: 1) реализм воображения; 2) умение видеть целое раньше частей; 3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений [21, 54-55].

Таким образом, в самом общем  виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [24, 5-7].

В нашем исследовании речь идет о  художественно-творческих способностях. Художественную окраску способностям, проявляющимся в творческой деятельности придает ее художественный характер. Художественность _ одно из важнейших понятий в эстетике искусствознании, отражающее специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности [22, 273-275]. К художественным видам деятельности принято относить изобразительную деятельность со всем многообразием ее видов (непосредственно изобразительную (рисование), декоративную (украшательскую - декорирование и дизайн) и конструкторскую (конструирование из различных материалов - природного, бросового, бумажного т.д.) [22, 273-275]. В детском саду дошкольники осваивают практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.).

Итак, обобщая результаты анализа  психолого-педагогической литературы, можно констатировать, что проблема художественно-творческих способностей является достаточно сложной и дискуссионной. Особые разногласия вызывает вопрос о структуре художественно-творческих способностей и ее компонентов. Вместе с тем, в результате изучения литературы была выявлена общая тенденция к включению в состав творческих способностей тех свойств, которые в той или иной степени определяют содержание художественного образа в различных видах искусства. В качестве главных художественно-творческих способностей, исследователи, чаще всего, называют эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие, творческое мышление и творческое воображение.

Информация о работе Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного