Жизнь и биография Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Его произведения, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает в своих произведениях. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас

Файлы: 1 файл

курсовая сальвадор дали.docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

                                       Введение

            Почему темой данной курсовой  работы было выбранно творчество  Сальвадора Дали? Творчество этого  художника давно привлекает

человечество. Его произведения, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает в своих произведениях. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…

Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на наш взгляд, является некая объединенность сюжета большинства творений. Здесь часто мелькают одинаковые или похожие образы – расплавленные часы, слоны на длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде ощущается присутствие Галы, музы художника.

Шедевры Дали далеки от классических, но возможно, именно это проявление его гения – ведь, несмотря на странные образы, которыми они наполнены, зритель понимает смысл, переданный в них. Как говорят, простота и гениальность, гениальность и сумасшествие всегда шагают рядом.  Как сказал Дали, «…единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является»1 Думается что, эта фраза передает душевное состояние художника на протяжении всей его жизни.

 Выбрано  именно  творчество этого испанского  художника из-за его загадочности, неопределенности, необъяснимости, - из-за  всего того, что заключено в  слове «сюрреализм». А, описывая  это направление, вполне логично  отдать предпочтение человеку, названному  «королем сюрреализма», ответившему на вопрос, что же представляет собой это направление, фразой: «Сюррелизм – это я»2. И пусть эта фраза звучит несколько напыщенно, на наш взгляд, она вполне обоснована. Ведь какая ассоциация возникает у нас со словом «сюрреализм»? Какая ассоциация возникает у нас с именем «Сальвадор Дали»?

Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи, он испытал себя в режиссуре, литературе, в качестве дизайнера, и даже в парфюмерии. Один из величайших художников ХХ века, хотя и успешно разрекламированный, этот человек до сих пор остается загадкой, окруженной ореолом всевозможных слухов, домыслов и мифов. 

Психологическое объяснение - самому Дали оно очень нравилось - могло бы быть таковым, что он ясно осознавал свою собственную неполноценность, которую ему нужно было как-то компенсировать. Но если все обстояло таким образом, откуда взялись эти чувства и как они развились? Его жизнь в небольшом каталонском городке Фигерас на севере Испании, казалось, была счастливой и типичной для выходца из провинциальной семьи среднего достатка.

Цель данной курсовой работы – это как можно подробнее описать личность и творчество Сальвадора Дали, подчеркнуть его огромный вклад  в культуру и дизайн среды. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами. Раскрыть все его таланты и особенности и есть задача курсовой работы.

 

Глава 1. Жизнь и биография Сальвадора Дали.

О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным. Будучи самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много говорил о самом себе, издал дневники, биографии, написал множество стихов, статей и прочих литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе. А, как известно, легенды — всего лишь легенды, в которых истина растворена в вымысле.

Итак, биография Сальвадора Дали:

11 мая 1904 года  в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси  и доньи Фелипы Доменеч в  небольшом испанском городке  Фигерасе (Figueras) на северо-востоке  Испании, неподалёку от Барселоны (см. карту Испании) родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор Дали. В своей биографии Дали пишет:

"...Означенный  ребенок родился по улице Монтуриол, 20, в 8 часов 45 минут 11 мая сего года. Наречен отныне Сальвадором Фелипе  Хасинто. Является законным сыном  заявителя и его супруги доньи  Фелипы Дом Доменеч, 30 лет, уроженки  Барселоны, также проживающей по  улице Монтуриол, 20. Предки по  отцовской линии: дон Гало Дали  Винас, рожденный и погребенный  в Кадакесе, и донья Тереса  Куси Маркое, уроженка Росаса. Предки  его по материнской линии: дон  Ансельмо Доменеч Серра и донья  Мария Феррес Садурни, уроженцы  Барселоны. Свидетели: дон Хосе Меркадер, уроженец Ла Бисбала провинции  Жерона, кожевенник, проживающий по  улице Калсада де Лос Монхас, 20, и дон Эмилио Баиг, уроженец  Фигераса, музыкант, проживающий по  улице Перелада, 5, оба совершеннолетние".

(здесь и  далее: "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим", Сальвадор Дали, биография)

Сальвадор по-испански означает "Спаситель" — так его назвал отец после того, как первый сын умер. Второй был призван продолжить древний род.

"...Мой  брат умер от менингита семи  лет, года за три до моего  рождения. Отчаявшиеся отец и  мать не нашли иного утешения, кроме моего появления на свет. Мы были похожи с братом  как две капли воды: та же  печать гениальности, то же выражение  беспричинной тревоги. Мы различались  некоторыми психологическими чертами. Да еще взгляд у него был  другой — как бы окутанный  меланхолией, "неодолимой" задумчивостью."

Третьим ребенком в семье Дали была девочка, родившаяся в 1908 году. Ана Мария Дали (Ana Maria Dali) стала для Сальвадора Дали одним из лучших друзей детства, а впоследствии она позировала для многих его работ. (см. портреты Аны Марии) Ана Мария заменяла мать совершенно беспомощному и непрактичному в жизни Дали, и была его единственной женской моделью до того момента, когда он встретил Галу Элюар. Гала взяла роль единственной модели Дали на себя, чем вызвала непрекращающуюся враждебность Анны Марии 

Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка старанием пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Одев на себя маскарадный костюм короля он получал огромное удовольствие от своего вида.

"...В  доме я царил и повелевал. Для  меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не  молились на меня. На день Инфанты  я получил среди бесчисленных  подарков великолепный костюм  короля с накидкой, подбитой настоящим  горностаем, и корону из золота  и драгоценных камней. И долго  потом хранилось у меня это блистательное (хотя и маскарадное) подтверждение моей избранности."

Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате рисуя картины. 

"...Я  знал, чего хочу: чтобы мне отдали  прачечную под крышей нашего  дома. И мне отдали ее, позволив  обставить мастерскую по своему  вкусу. Из двух прачечных одна, заброшенная, служила кладовой. Прислуга  очистила ее от всякого барахла, что в ней громоздилось, и я  завладел ею уже на следующий  день. Она была такой тесной, что  цементная лохань занимала ее  почти целиком. Такие пропорции, как я уже говорил, оживляли  во мне внутриутробные радости. Внутри цементной лохани я  поставил стул, на него, вместо  рабочего стола, горизонтально положил  доску. Когда было очень жарко, я раздевался и открывал кран, наполняя лохань до пояса. Вода  шла из резервуара по соседству, и всегда была теплой от  солнца."

Темой большинства ранних работ были пейзажи в окрестностях Фигераса и Кадакеса. Другим раздольем для фантазии Дали были руины римского города вблизи Ампуриуса. Любовь к своим родным местам прослеживается во многих работах Дали. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию.  
В 14 лет состоялась его первая персональная выставка в муниципальном театре Фигераса. Юный Дали упорно ищет свой собственный почерк, а пока осваивает все нравившиеся ему стили: импрессионизм, кубизм, пуантилизм. "Он рисовал страстно и жадно, как одержимый" - скажет о себе Сальвадор Дали в третьем лице.  
В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись, и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании "Студиум" он публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо.  
В 1921 году в возрасте 17 лет становится студентом Академии изобразительных, искусств в Мадриде. 

"...Вскоре  я начал посещать занятия Академии  изящных искусств. И это занимало  все мое время. Я не болтался  по улицам, никогда не ходил  в кино, не посещал своих товарищей  по Резиденции. Я возвращался  и закрывался у себя в комнате, чтобы продолжать работать в  одиночестве. В воскресные утра  я ходил в музей Прадо и  брал каталоги картин разных  школ. Путь от Резиденции до  Академии и обратно стоил одну  песету. Многие месяцы эта песета  была моей единственной ежедневной  тратой. Отец, уведомленный директором  и поэтом Маркина (под опекой  которого оставил меня) о том, что я веду жизнь отшельника, тревожился. Несколько раз он  писал мне, советуя путешествовать  по окрестностям, ходить в театр, делать перерывы в работе. Но  все было напрасно. Из Академии  в комнату, из комнаты в Академию, одна песета в день и ни  сантимом больше. Моя внутренняя  жизнь довольствовалась этим. А  всякие развлечения мне претили." 

Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В то время большинство его коллег пробовали свои художественные способности и силы в импрессионизме, которым Дали увлекался за несколько лет до этого. Когда товарищи Дали увидели его за работой над кубистическими картинами, то его авторитет сразу поднялся, и он стал не просто участником, а одним из лидеров влиятельной группы молодых испанских интеллектуалов, среди которых были будущий кинорежисер Луис Бюнюэль и поэт Федерико Гарсия Лорка. Знакомство с ними оказало большое влияние на жизнь Дали.

В 1921 году умирает мать Дали.  
В 1926 году 22-летнего Сальвадора Дали изгоняют из стен Академии. Не согласившись с решением учителей относительно одного из преподавателей живописи, он встал и вышел из зала, после этого в зале началась потасовка. Конечно, Дали посчитали зачинщиком, хотя о случившемся он не имел ни малейшего понятия, на короткое время он даже попадает в тюрьму.  
Но вскоре он вернулся в академию.

"...Моя  ссылка закончилась и я вернулся  в Мадрид, где меня с нетерпением  ждала группа. Без меня, утверждали  они, все "не слава Богу". Их  воображение изголодалось по  моим идеям. Мне устраивали овации, заказывали особые галстуки, откладывали  места в театре, укладывали мои  чемоданы, следили за моим здоровьем, подчинялись любому моему капризу  и как кавалерийский эскадрон  напускались на Мадрид, чтобы  любой ценой победить трудности, препятствующие осуществлению самых  невообразимых моих фантазий.

Несмотря на выдающиеся способности, проявленные Дали в академических занятиях, его эксцентрические одежда и манеры поведения, в конце концов, привели к его исключению за свой отказ сдавать устный экзамен. Когда он узнал, что его последним вопросом будет вопрос о Рафаэле, Дали неожиданно заявил: "...я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе."  
Но к тому времени уже состоялась его первая персональная выставка в Барселоне, короткая поездка в Париж, знакомство с Пикассо. 

"...Впервые  я пробыл в Париже всего  неделю с тетушкой и сестрой. Состоялось три важных визита: в Версаль, в музей Гревен и  к Пикассо. Меня представил Пикассо  художник-кубист Мануэль Анхело  Ортис из Гранады, с которым  меня познакомил Лорка. Я приехал  к Пикассо на улицу Ла Боети  такой взволнованный и почтительный, как будто был на приеме  у самого папы."

Имя и работы Дали привлекли к себе пристальное внимание в художественных кругах. В картинах Дали того времени можно заметить влияние кубизма ("Молодые женщины", 1923).  
В 1928 Дали стал известен во всем мире. Его картина "Корзинка с хлебом" среди прочих была выставлена на Международной Выставке Карнеги (Carnegie International Exposition) в Питтсбурге, Пенсильвания. Эта работа являет собой образец совершенно другого художественного стиля. Картина написана в настолько прекрасном и реальном стиле, можно даже сказать, что она почти фотореалистична.

Как и многие художники, Дали начинал работать в тех художественных стилях, которые были популярны на тот момент. В его работах раннего периода (1914 — 1927) можно увидеть влияние Рембрандта, Вермера, Караваджо и Сезанна. К концу этого периода своего творчества в работах Дали начинают проступать сюрреалистические качества, отображающие не столько реальный мир, сколько его внутренний личный мир.

Личная жизнь Сальвадора Дали до 1929 года не имела ярких моментов (если только не считать его многочисленные увлечения нереальными девочками, девушками и женщинами).  
Дали, очень рано усвоивший профессиональные навыки, овладевший рисунком и секретами академической живописи, а также прошедший школу кубизма, для того чтобы оказаться на уровне своего времени, должен был двигаться дальше, т.к. героическая пора кубизма была позади, а, совершенствуясь в классическом мастерстве, он мог рассчитывать только на роль заурядного провинциального художника. При этом необходимо отметить, что уже его юношеские работы: морские пейзажи, пейзажи Кадакеса, портреты крестьянок, натюрморты и другие работы 1918-1921 — свидетельствуют о том, что Дали, развивая это направление, мог бы войти в испанскую живопись как интересный художник... И все же сказать "в историю живописи" было бы преувеличением. Точно так же он потерялся бы в истории, если бы по примеру своего кумира Веласкеса стал портретистом, т.к. его портреты далеко не самое удачное в его творчестве. Их скрупулезная "академическая" выписанность не заменяет глубокой психологической характеристики, свойственной большому классическому искусству.

Безусловная гениальность Дали была в том, что он выбрал оптимальный путь для реализации своего скромного живописного дара и удовлетворения более чем нескромного честолюбия.  
Тому на редкость удачно соответствовали сюрреалистическая теория, с которой Дали, очевидно, познакомился раньше, чем появились его первые сюрреалистические "параноидальные" картины ("Мед слаще крови", 1926). Этим работам предшествуют вариации на тему "Венера и матрос", 1925, "Летящая женщина", 1926, и "Портрет девушки в пейзаже (Кадакес)", того же времени — отмеченные влиянием Пикассо, а также Фигура у окна, 1925, "Женщина перед скалами Пенья-Сегат", 1926 — имитирующие манеру "метафизической" живописи Де Кирико. В этих работах есть все, что делает живопись состоявшейся; все, кроме самостоятельности. Их вторичность очевидна.  
В 1926 происходит крутой перелом. Трудно поверить, что расчлененный женский труп и разлагающаяся туша осла ("Мед слаще крови" ) — картина ужаса и отчаяния написана в том же году, что и очаровывающие своей простотой, гармонией и целомудрием "Портрет девушки в пейзаже (Кадакес)" и "Женщина перед скалами Пенья-Сегат".

Информация о работе Жизнь и биография Сальвадора Дали