Жизнь и биография Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Его произведения, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает в своих произведениях. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас

Файлы: 1 файл

курсовая сальвадор дали.docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

Наступил 1929 год — год, роковой для Дали, когда произошли два важных события в его жизни. Оба радикально повлияли на дальнейшую судьбу Сальвадора Дали, которому было суждено стать одним из величайших художников всех времен. Он всегда опасался своей "великости", а сейчас он стоял на пороге новой эры. Эры, в которой он был возвышен до статуса Мастера.  
Первым событием и самым главным стала его встреча с Галой Элюар в Кадакесе, которая стала его музой, помощницей, любовницей, а затем и женой. В то время она была замужем, но, несмотря на это, с тех пор как они встретились — они больше не расставались. В начале их знакомства Гала спасла Дали от серьезного психического кризиса, и без её поддержкии веры в его гений из него вряд ли получился бы тот художник. Дали создал пышный культ Галы, которая появляется во многих его работах, в конце концов в почти что божественном обличье. 

"...Я  подошел к окну, которое выходило  на пляж. Она была уже там. Кто  Она? Не перебивайте меня. Хватит  с вас того, что я говорю: Она  была уже там. Гала, жена Элюара. Это была она! Галючка Редивива! Я узнал ее по обнаженной  спине. Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч - почти  совершенной округлости, а мышцы  талии, внешне хрупкой, были атлетически  напряжены, как у подростка. Зато  изгиб поясницы был поистине  женственным. Грациозное сочетание  стройного, энергичного торса, осиной  талии и нежных бедер делало  ее еще более желанной." (подробнее оГала Дали)

Другим важным событием стало решение Дали официально вступить в движение парижских сюрреалистов. При подержке друга, художника Хуана Миро он влился в их ряды в 1929 году. Андре Бретон относился к этому выряженному щеголю — испанцу, который писал картины — ребусы, с изрядной долей недоверия.  
В 1929 прошла его первая персональная выставка в Париже в галерее Гемана (Goeman's Gallery), после которой он начал свой путь к вершине славы. В том же году, в январе он встретился со своим другом по Академии Сан-Фернандо Луисом Бюнюэлем, который предложил работать вместе над сценарием к фильму, известному как "Андалузский Пес" (Un Chien andalou [An Andalusian Dog]). ("Андалузскими щенками" мадридская молодежь называла выходцев с юга Испании. Это прозвище означало «слюнтяй», «размазня», «недотепа», «маменькин сынок»).  
Теперь этот фильм является классикой сюрреализма. Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда. Среди самых шокирующих кадров есть и по сей день знаменитая сцена, которую, как известно, придумал Дали, где глаз человека разрезается пополам при помощи лезвия. Разлагающиеся ослы, которые мелькали в других сценах, тоже являлись частью вклада Дали в работу по созданию фильма.  
После первой публичной демонстрации фильма в октябре 1929 года в Театр дез Урсулин в Париже, Бюнюэль и Дали сразу же стали известными и прославленными.

Два года спустя после "Андалузского пса" вышел "Золотой век". Критики приняли новый фильм с восторгом. Но потом он стал яблоком раздора между Бюнюэлем и Дали: каждый утверждал, что он сделал для фильма больше, чем другой. Однако несмотря на споры, их сотрудничество оставило глубокий след в жизни обоих художников и направило Дали на путь сюрреализма.  
Несмотря на относительно короткую "официальную" связь с сюрреалистским движением и группой Бретона, Дали изначально и навсегда остается художником, олицетворяющим сюрреализм.  
Но даже среди сюрреалистов Сальвадор Дали оказался настоящим возмутителем сюрреалистического неспокойствия, он ратовал за сюрреализм без берегов, заявляя: "Сюрреализм — это я!" и, неудовлетворенный принципом психического автоматизма, предложенным Бретоном и основанным на самопроизвольном, не контролируемом разумом творческом акте, испанский мастер определяет изобретённый им метод как "параноидально-критическую деятельность".  
Разрыву Дали с сюрреалистами способствовали и его бредовые политические высказывания. Его восхищение Адольфом Гитлером и монархические наклонности шли в разрез с идеями Бретона. Окончательный разрыв Дали с группой Бретона происходит в 1939 году. 

Отец, недовольный связью сына с Галой Элюар, запретил Дали появляться в своем доме, и положил тем самым начало конфликту между ними. Согласно его последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями совести, обстриг все волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе.

"...Через  несколько дней я получил письмо  от отца, который сообщил мне, что меня окончательно изгнали  из семьи...Первая моя реакция  на письмо — отрезать себе  волосы. Но я сделал по-другому: выбрил голову, затем зарыл в  землю свою шевелюру, принеся  ее в жертву вместе с пустыми  раковинами морских ежей, съеденных  за ужином."

Практически без денег Дали и Гала переехали в небольшой дом в рыбацкой деревне в Порт Лигат, где они нашли себе пристанище. Там, в уединении, они провели много часов вместе, и Дали много работал, чтобы заработать деньги, потому что хоть он и был уже признан к тому времени, по-прежнему с трудом сводил концы с концами. В то время Дали начал все более вовлекаться в сюрреализм, его работы теперь значительно отличались даже от тех абстрактных картин, которые он написал в начале двадцатых годов. Главной темой для многих его работ стало теперь противостояние с отцом.  
Образ пустынного берега прочно засел в сознании Дали в то время. Художник писал пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо определенной тематической направленности. Как он утверждал позже, пустота для него заполнилась, когда он увидел кусок сыра камембер. Сыр становился мягким и стал таять на тарелке. Это зрелище вызвало в подсознании художника определенный образ, и он начал заполнять пейзаж тающими часами, создавая таким образом один из самых сильных образов нашего времени. Дали назвал картину "Постоянство памяти". 

"...Решив  написать часы, я написал их  мягкими. Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень  — чрезвычайно редкое у меня  недомогание. Мы должны были пойти  с друзьями в кино, но в последний  момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу  пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена. "

"Постоянство  памяти" была завершена в 1931 году  и стала символом современной  концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции  в парижской галерее Пьера  Коле самая известная картина  Дали была куплена нью-йоркским  Музеем современного искусства.  
Не имея возможности посещать отчий дом в Кадакесе из-за запрета отца, Дали на деньги, полученные от мецената Виконта Шарля де Ноэйля за продажу картин, построил новый дом на берегу моря, неподалеку от Порт-Льигата.

Теперь Дали был убежден, как никогда, в том, что его целью было научиться писать, как великие мастера Возрождения, и что при помощи их техники он сможет выразить те идеи, которые побуждали его рисовать. Благодаря встречам с Бюнюэлем и многочисленным спорам с Лоркой, который провел много времени у него в Кадакесе, перед Дали открылись новые широкие пути мышления.  
К 1934 году Гала уже развелась со своим мужем, и Дали мог жениться на ней. Удивительная особенность этой семейной пары была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала, в прямом смысле, жила жизнью Дали, а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ей.  
Начавшаяся гражданская война помешала возвращению Дали в Испанию в 1936 году. Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них — трагическая и ужасающая "Предчувствие гражданской войны" в 1936 году. Дали любил подчеркнуть, что эта картина была проверкой гениальности его интуиции, поскольку была закончена за 6 месяцев до начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года.

Между 1936 и 1937 годами Сальвадор Дали пишет одну из самых известных картин "Метаморфоза Нарцисса". Одновременно выходит его литературная работа под названием "Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема." Кстати ранее (1935 г.) в работе "Покорение иррационального" Дали сформулировал теорию параноидально-критического метода. В этом методе использовал различные формы иррациональных ассоциаций, особенно образы, которые меняются в зависимости от зрительного восприятия, — так что, например, группа сражающихся солдат может внезапно обернуться женским лицом. Отличительной особенностью Дали было то, что, как бы причудливы ни были его образы, они всегда были написаны в безупречной "академической" манере, с той фотографической точностью, которую большинство художников авангарда считало старомодной. 

Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такие как войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события в Испании. В 1938 году, когда война достигла кульминационного момента, была написана "Испания". Во время гражданской войны в Испании Дали и Гала посетили Италию, чтобы посмотреть работы художников эпохи Возрождения, которыми Дали больше всего восхищался. Они также побывали на Сицилии. Это путешествие вдохновило художника написать "Африканские впечатления" в 1938 году. 

В 1940 Дали и Гала всего за несколько недель до фашистского вторжения улетели из Франции трансатлантическим рейсом, заказанным и оплаченным Пикассо. В Штатах они пробыли восемь лет. Именно там Сальвадор Дали пишет, наверно одну из самых лучших своих книг — биографию — "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим". Когда в 1942 году эта книга была издана, она немедленно навлекла на себя серьезную критику со стороны прессы и сторонников пуританского общества.  
За годы, проведенные Галой и Дали в Америке, Дали нажил состояние. При этом, как утверждают некоторые критики, он поплатился своей репутацией художника. В среде художественной интеллигенции его экстравагантности рассматривались как кривляния с целью привлечения внимания к себе и своему творчеству. А традиционная манера письма Дали считалась не подходящей для двадцатого века (в то время художники были заняты поиском нового языка для выражения новых идей, рожденных в современном обществе). 

Во время своего пребывания в Америке Дали работает как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильму Хичкока Дом доктора Эдвардса, распространяет газету "Дали Ньюс" (в которой, в частности, печатается Иероглифическое толкование и психоаналитический анализ усов Сальвадора Дали). В то же время он пишет роман "Скрытые лица". Его работоспособность поразительна.  
Его тексты, фильмы, инсталляции, фоторепортажи и балетные постановки отличают ирония и парадоксальность, сплавленные в единое целое той же своеобразной манерой, которая свойственна его живописи. Несмотря на чудовищную эклектику, соединение несоединимого, смешение (очевидно нарочитое) мягкой и жесткой стилистик — его композиции построены по правилам академического искусства. Какофония сюжетов (деформированные предметы, искаженные образы, фрагменты человеческого тела и т.д.) "усмиряется", гармонизируется ювелирной техникой, воспроизводящей фактуру музейной живописи.

Новое видение мира родилось у Дали после взрыва над Хиросимой 6 августа 1945 года. Испытав глубокое впечатление от открытий, приведших к созданию атомной бомбы, художник написал целую серию картин, посвященных атому (например "Расщепление атома", 1947).  
Но ностальгия по родине берёт своё и в 1948 году они возвращается в Испанию. Находясь в Порт-Льигате Дали обращается в своих творениях к религиозно-фантастической тематике.  
Накануне холодной войны, Дали разрабатывает теорию "атомарного искусства" опубликованную в этом же году в "Мистическом манифесте". Дали ставит перед собой цель, донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи ("Взрывающаяся голова Рафаэля", 1951). Фрагментированные формы в этой картине, также как и вдругих, написанных в этот период, коренятся в интересе Дали к ядерной физике. Голова похожа на одну из Мадонн Рафаэля - образов классически ясных и спокойных; одновременно она включает в себя купол римского Пантеона с падающим внутрь потоком света. Оба образа хоршо различимы, несмотря на взрыв, разбивающий всю структуру на небольшие фрагменты в форме носорожьего рога.  
Эти исследования достигли высшей точки в "Галатее сфер", 1952, где голова Галы состоит из вращающихся сфер. 

Рог носорога стал для Дали новым символом, наиболее полно воплощен им в картине "Носорогообразная Фигура Илисса Фидия", 1954. Картина относится ко времени, которое Дали назвал как "почти божественный строгий период носорожьего рога", утверждая, что изгиб этого рога — единственная в природе абсолютно точная логарифмическая спираль, а потому единственная совершенная форма.  
В том же году он также написал картину "Юная девственница, самосодомируемая своим собственным целомудрием". На картине изображалась обнаженная женщина, которой угрожают несколько рогов носорогов.  
Дали был увлечен новыми идеями теории относительности. Это подтолкнуло его к возврату к "Постоянству памяти" 1931 года. Теперь в "Дезинтеграции постоянства памяти",1952-54, Дали изобразил свои мягкие часы под уровнем моря, где камни, похожие на кирпичи, тянутся в перспективу. Сама память разлагалась, так как время уже не существовало в том значении, какое придавал ей Дали.

Его муждународная известность продолжала расти, основываясь как на его яркости и его чутье общественного вкуса, так и на его невероятной плодотворности в живописи, графических работах и книжных иллюстрациях, а также как дизайнера в ювелирных работах, одежде, костюмах для сцены, интерьеров магазинов. Он продолжал удивлять публику своими экстравагантными появлениями. Например, в Риме он предстал в "Метафизическом кубе" (простой белый ящик, покрытый научными значками). Большая часть зрителей, приходивших посмотреть на спектакли Дали, была попросту привлечена эксцентричной знаменитостью.  
В 1959 году Дали и Гала по-настоящему обустроили свой дом в Порт-Льигате. К тому времени уже никто не мог усомниться в гениальности великого художника. Его картины покупались за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Громадные холсты написанные Дали в 60-е годы оценивались огромными суммами. У многих миллионеров считалось шиком иметь в коллекции картины Сальвадора Дали.

Информация о работе Жизнь и биография Сальвадора Дали