Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 23:38, курсовая работа
Его произведения, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает в своих произведениях. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас
Маэстро задумал создать автомобиль, внутри которого идет дождь, пол устлан плющом, а по манекену, сидящему на заднем сиденье, ползут улитки, которыми славится Бургундия. Дали стоило немалого труда убедить руководство выставки в необходимости реализации своей идеи, поскольку доводы, кажущиеся самому сюрреалисту убедительными, не убеждали никого, кроме него самого. Однако завораживающая мистичность объекта была столь очевидна, что «добро» на инсталляцию было дано с единственным ограничением — объект должен находиться не в здании.
После утверждения названия перед входом на выставку начали сооружать «Дождливое такси» — авто с укрепленной под крышей перфорированной емкостью с водой и специальной водопроводной системой, обеспечивающей непрерывную поставку воды. Дали осталось лишь оформить интерьер мхом и ждать, когда декорации пустят корни. Рассадив манекены, сюрреалист «украсил» их двумя сотнями бургундских улиток.
Сегодня «Дождливое такси» Дали, немного дополненное и доработанное, могут увидеть все посетителитеатра-музея в Фигерасе.
2.3 Пиджак-афродизиак
— Мэтр, вы носите это каждый день?
— Я надеваю его только в моменты больших компромиссов чувств. Это — пиджак-афродизиак. В каждой рюмке должна быть мятная жевательная резинка, а в массе жевательной резинки должна быть мертвая муха, для того чтобы в момент кристаллизации массы параболические глаза мух отпечатались на ней, как древние ископаемые.
Из интервью с Сальвадором Дали
Что делает гения гением? Какая сила дарит ему вдохновение, поддерживает огонь в глазах и нашептывает сюжеты шедевров? Сальвадор Дали никогда не скрывал, что источники его вдохновения — это любовь, страсть и сексуальное желание. Для любви и страсти у него была обожаемая Гала, а для поддержания сексуального желания он сам себе придумывал афродизиаки. Один из них — жакет, обостряющий сексуальное восприятие.
Сегодня к ужину наденьте чувственный жакет!
Чувственный жакет, известный также, как Aphrodisiac Dinner Jacket, Сальвадор Дали придумал в 1936 году. К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером (странно, что испанец выбрал в качестве символа усиления влечения именно мяту: как известно, она успокаивает и немного притупляет мужскую силу).
Чтобы сделать этот пиджак еще более ирреальным, в каждый стакан Дали поместил мертвую муху. Бюстгальтер вместо манишки подчеркивает сексуальность выбранного образа.
К сожалению, оригинальный «Пиджак-афродизиак» сохранился лишь на фотографиях. По ним этот сюрреалистический объект был воссоздан для представления на некоторых выставках.
2.4 Ящики/тайны Венеры Милосской
Понять гениально-безумного испанца невозможно. Но почувствовать, не пытаясь выразить ощущения вербально, — почему бы не попробовать?
Венера Милосская с ящиками в теле вызывает яркие образы Потаенной Женственности, Закрытости, Тайны.
Удастся ли их открыть?
Ящичек к сердцу — левая грудь. Правая грудь-ящик — память?
Ящик, открывающий (или скрывающий?) солнечное сплетение.
Ящик, в котором хранится тайна зачатия, роста новой жизни, тайна плодородия — ручка-пупок, внутри — пустота, готовая принять семя.
Маленький ящичек в голове Венеры — там кроются самые непостижимые тайны женской интуиции, логики, странно устроенной памяти. Там живут загадки женской души, ее сны, мечты и надежды. Откроем?
А в самом нижнем ящике — что хранится там?
Можно попробовать открыть и посмотреть все ящики один за одним. Но не будет ли это похоже на обыск?
Первая Венера с ящиками-тайнами была создана Сальвадором Дали в 1936 году. Видимо, идея открытия тайн женской сексуальности и притягательности не исчезла, и в 1973 году Дали создает еще одну Венеру, Venus à la Giraffe, в образе которой произошли интересные изменения.
Вытянутая шея так длинна, что уже нет шанса дотянуться до секретного ящичка, хранящего мысли Венеры. Эту тайну уже не открыть, слишком высоко. Зато ящик, в котором хранились тайны плодородия, сексуальности — открыт. Выдвинут так сильно, что закрыть его уже нельзя — в теле не хватит места для этого длинного ящика. Да и выдвинутый, он требует подпорки в виде костыля…
Бессознательное старается сообщить нам что-то важное, распахивает потайные ящики, но хранящиеся в них тайны разлетаются мгновенно, как содержимое приоткрытого ящика Пандоры.
И мир снова полон тайн.
2.5 Ретроспективный бюст женщины
Сюрреалистическую скульптуру Дали называл фетишистской и совершенно бесполезной, создаваемой исключительно с тем, чтобы дать выход своим безумным фантазиям. Фантазий у главного сюрреалиста XX века было немало, не меньше было и безумия. А, значит, появление волнующей душу и ум, полной символики скульптуры в исполнении Сальвадора Дали было лишь вопросом времени.
Женщина глазами Дали. Объект поклонения или предмет потребления?
В 1933 году Дали создал мистический и немыслимый скульптурный коллаж из элементов совершенно различной природы, объектов своего фетиша и символов своего же страха — «Ретроспективный бюст женщины».
Сочетание хлеба и кукурузных початков с нежным лицом женщины и ее волнующей грудью создают образ плодородия. Однако ползающие по лбу муравьи и форма багета (удлиненная, фаллическая) символизируют женщину, как объект потребления и представляют собой намек на тщательно скрываемую депрессию.
Считается, что оригинальный бюст, выполненный в 1933 году, долгое время был частью частной коллекции, а сейчас, после частичной реставрации в 1970 году находится в Музее современного искусства, в Нью-Йорке.
В 1974 году на основе оригинальной идеи была создана официальная копия — «Ретроспективный женский бюст», выставленный на фоне тушек фазанов в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.
Интересный
факт: существует предположение
2.6 Сюрреалистические предметы — диван-губы Дали
«…прекрасен,
как… соседство на анатомическом столе
швейной машины с зонтиком».
Лотреамон, «Песни Мальдорора"
Фраза, позаимствованная из прозаической поэмы удивительного француза Лотреамона «Песни Мальдорора», не случайно стала негласным девизом сюрреалистов. Она как нельзя лучше отражает истинный смысл сюрреализма — поиск красоты там, где ее сложно отыскать из-за хаоса предметов, мыслей и стереотипов.
Сюрреализм в чистом виде — это выход привычных вещей за пределы обыденности, их путешествие по мистическим мирам и возвращение в реальность в новом фантастически-прекрасном виде.
Такой магией владел Сальвадор Дали, который, взяв за основу обычный предмет, мог превратить его в мистическую красоту.
Сегодня мы можем восхищаться и удивляться многими плодами волшебства Сальвадора Дали, среди которых помимо картин есть немало сюрреалистических инсталляций и отдельных объектов. Каждый из них представляет собой умопомрачительное сочетание функциональности и символичности. Они — сюрреализм, который можно потрогать. Пожалуй, самый яркий и самый известный такой объект — диван в форме губ.
Сатиново-алый диван, очертаниями
повторяющий форму губ скандальной и необыкновенно
сексуальной звезды Бродвея, актрисы Мэй
Уэст, появился в 1937 году, в разгар творческого
периода, который биографы Дали называют параноидально-
Этот образец сюрреалистичной мебели так же, как и «Телефон-лангуст» был создан при участии Эдварда Джеймса и в настоящее время служит украшением частной коллекции.
Губы — один из любимых символов Дали, олицетворение сексуальности, тайны и соблазна. Десятилетия спустя, в 1974 году, Сальвадор Дали вернулся к идее создания дивана в форме губ и совместно с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой создал кожаный ярко-красный диван, который стал центральным элементом комнаты Мэй Уэст в музее Фигераса.
Оскару Бланке принадлежит также идея создания подобных диванов других оттенков: с 2004 года испанская компания Bd Barcelona Design выпускает черные, красные, белые и розовые диваны-губы.
За пределами холста. Сюрреалистические предметы — телефон-омар
Что будет, если соединить индустриальный предмет с объектом живой природы, вещь, имеющую практическое предназначение с тем, что несет в себе лишь символику? Сальвадор Дали не задавался этими вопросами, он просто объединял несовместимое, шокируя и наслаждаясь полученным результатом.
Непонятная и абсурдная на первый взгляд, завораживающая своим глубоким внутренним смыслом комбинация телефона с омаромом (лангустом) рождает предмет, в высшей степени сюрреалистический.
Телефон будущего, или Аппарат, усиливающий половое влечение
«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), родился в мозгу Сальвадора Дали в 1935 году. Выполняя заказ еженедельного нью-йоркского издания American Weekly, Дали нарисовал «телефон будущего» — аппарат, у которого вместо ручки… омар.
Годом позже, в 1936 году рисунок «шагнул» из холста и появился знаменитый ныне телефон, верхнюю часть трубки которого заменяет натуралистичный муляж омара (лобстера). В создании этого психоделического индустриально-продуктового шедевра принял участие Эдвард Джеймс, богатый британец, увлекающийся сюрреализмом и поэзией. Некоторое время он спонсировал Дали и был его партнером в реализации нескольких проектов.
Как потом, в 1938 году объяснял сам Дали, в основе этой идеи лежит простой тезис, что лангусты в будущем заменят телефоны. Известно, что омары, как и многие другие морепродукты, — афродизиак. Для Дали это животное долгое время было символом сексуального желания. Омар появлялся и в некоторых других живописных и фотоработах работах маэстро.
Согласно замыслу Дали, гениталии омара находятся на уровне микрофона телефонной трубки. Таким образом, говорящий должен будет приблизить к ним свои губы. Пожалуй, это один из самых наглядных примеров символизации секса и сексуального желания посредством животных и продуктов.
Еще чуть позже, в своей «Тайной жизни…» Дали напишет: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».
В настоящее время существует 5 официальных цветных копий «Телефона-омара». Среди них есть как абсолютно похожие, так и различающиеся моделями телефонных аппаратов. Один телефон хранится в музее Дали в Лондоне, второй — в музее телекоммуникаций, в немецком Франкфурте, третий — в фонде Эдварда Джеймса,в Нью-Йорке, четвертый — в Австралийской национальной галерее, в Канберре, пятый выставлен в Tate Gallery, в Лондоне.
Существует также 6 белых копий удивительного телефона. Одна из них экспонируется в Институте искусств в Миннеанаполисе, вторая — в Сент-Петерсберге, штат Флорида, в музее Сальвадора Дали. Остальные находятся в частном культурном центре, расположенном в португальском Белеме и принадлежат коллекционеру Джо Берардо.
Заключение.
Для кого-то Дали это набор символов, для кого-то эстетическое удовольствие. Однако, вокруг имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные споры, кто же все-таки он гений или безумец? Все-таки этого мастера современного искусства, невозможно заключить в какие – либо рамки. Он был художником, поэтом, теоретиком и сценаристом. Дали с детства обожал, просто считал жизненной необходимостью эпатировать публику - начиная с имитации обморочных состояний и принудительного паданья кувырком с лестницы в школе и до выдумывания своих необычных вещей, таких как, к примеру, телефон-омар или двухметровый батон хлеба, с которым он первый раз приехал покорять Америку. На протяжении всей его творческой жизни в голове его кипели идеи. Дали поднял сюрреализм на более высокий художественный уровень. Роль, которую сыграл Дали в жизни группы сюрреалистов – бесценна. Ведь он сумел возродить дух скандала и провокации. Замысел Дали о бессмертии был осуществлен, его бесспорное мастерство с каждым годом трогает струны души все большее и большее количество людей. Поэтому его запоминающиеся образы останутся вечным фундаментом искусства двадцатого века.
1 Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.81
2 Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80