Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Каждая культура имеет свою систему символов. В ней выкристаллизованы центральные ценности и значения культуры. Мир следил как on-line-событие с ужасом уничтожал в Афганистане культурно-исторические памятники, скальные скульптуры Будды. Taлибаны уничтожили символы другой религии на своей территории. Разрушительные удары в Нью-Йорке, где потеряли тысячи человеческих жизней, были также направлены на символы, видные признаки американской и западной культуры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………...5
1.1.Культуры в парадигмах социологии международных отношений
1.2.Конструктивистское понимание культуры………………………………..7
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯДЫ СЭМЮЭЛЯ ХАНКТИНГТОНА НА РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ…………………………………………………….13
2.1.С. Ханкгтингтон о столкновении цивилизации…………………………..13
2.2.Представление Хангктинктона об идентичности………………………..17
ГЛАВА 3.ГИБКАЯ ВЛАСТЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ……………..…......23
3.1.Понятие о гибкой и жесткой власти…………………………………….…23
3.2.Гибкая власть в разных странах………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Третье. Индивиды, как и группы (хоть и в меньшей степени), обладают множественными идентичностями. Последние могут быть «кровными», территориальными, экономическими, культурными, политическими, социальными и национальными. Значимость перечисленных идентичностей для индивида или группы меняется с ходом времени, от ситуации к ситуации, при том что эти идентичности дополняют друг друга — или конфликтуют одна с другой. «Лишь экстремальные социальные ситуации, — замечает Кармела Либкинд, — подобные военным сражениям, временно устраняют все групповые идентичности кроме одной, самой важной»15.
Четвертое. Идентичности определяются «самостью», являясь при этом результатом взаимодействия конкретного человека или группы с другими людьми или группами. Восприятие другими оказывает существенное влияние на самоидентификацию человека или группы. Если при попадании в новый социальный контекст человек оказывается в положении чужака, изгоя, он, по всей вероятности, начнет сам себя считать чужаком. Если большинство населения страны считает некое меньшинство отсталым и невежественным, члены этого меньшинства, скорее всего, воспримут это отношение, в результате чего оно превратится в часть их идентичности. Да, идентичность — это самоидентификация человека или группы, но на самоской революции. Поэтому французская идентичность определялась культурой. Иммигранты, которые вели французский образ жизни и, что важнее, прекрасно говорили по-французски, признавались французами. В отличие от Германии французский закон гласил, что любой человек, рожденный во Франции, пускай от родителей-иностранцев, признается французским гражданином. Правда, это положение подкорректировали в 1993 году: теперь отпрыскам иностранцев, рожденным на территории Франции, вменялось в обязанность подавать прошение о получении гражданства до наступления восемнадцатилетнего возраста. Это было сделано из опасения, смогут ли дети иммигрантов из мусульманской Северной Африки проникнуться французской культурой. Но в 1998 году ограничения ослабили: сегодня дети, рожденные на территории Франции от родителей-иностранцев, автоматически становятся французскими гражданами в возрасте восемнадцати лет, если к тому времени прожили на французской земле пять лет подряд, с одиннадцати до восемнадцати.
Значимость
составных элементов
И Германия, и Франция, и Россия (СССР) на протяжении своей истории устанавливали различные приоритеты среди элементов национальной идентичности, и значимость этих элементов менялась с течением времени. То же самое верно и в отношении других стран.16
ГЛАВА 3.ГИБКАЯ ВЛАСТЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
3.1.Понятие о гибкой и жесткой власти
В своем докладе «Гибкая власть в контексте геополитических трансформаций» Най разделил понятия «жесткая власть», которым обозначил силовые акции государства (имелось в виду, разумеется, прежде всего, США) и «гибкая власть» или власть посредством притягательных ценностей, образа жизни или признанного авторитета. По мнению американского аналитика, значение «гибкой власти» в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет, несомненно, возрастать, при том, что сегодня возможности этого нового ресурса еще слабо осознаются политическими элитами Запада. Най квалифицирует силовую акцию США в Ираке как затратную и малоэффективную: она, хотя и привела к некоторым военным успехам, сильно ударила по имиджу США и не только в мусульманским странах, но и в Европе – традиционном американском союзнике. В современных условиях в ситуации конфликта с враждебной силой более важно увеличить круг своих союзников, чем просто разделаться с противником, невзирая на последствия. Администрация США сегодня делает ставку на устаревшую, примитивную, затратную «жесткую власть», ценой краткосрочных успехов подрывая перспективы глобального лидерства. А ведь победа в «холодной войне» и опыт биполярного противостояния свидетельствуют, что прямой военный конфликт все менее эффективен и все менее возможен…17
Дж.Най постигает субстанцию власти в ее акциденциях – «гибкость» и «жесткость». Жесткая власть (hard power): власть военная, экономическая. Здесь преобладает материальный фактор: будь то наступление железной армады, или экономические санкции против конкурента (корпорации или иной непослушной страны). Но, несмотря на свою близость к военно-промышленному комплексу, Най меньше всего интересуется именно этой формой власти. И не потому, что он романтик, и любит все «высокое и чистое» ради них самих, а потому, что прагматик. Потому как именно гибкая форма власти получает больше шансов в современных условиях. А все оттого, что полем боя становится информационное пространство. И по нему носятся не танки, а ценности морального и эстетического свойства. «Гибкая («мягкая») власть» (soft power) Дж.Ная - это информация. Это власть не материальных факторов (пули или рубля, боеголовки или доллара), а информации и образов. Опирающийся на «гибкую власть» использует власть ценностей. Данная форма власти подвижна, легко приспосабливается к обстоятельствам. И именно в этой гибкости, изменчивости ее сила. Гибкая власть в понимании Дж.Ная, это «способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие «проплаты»». Эта власть основана на привлекательности культуры.18
Можно, например, «дать в лоб» конкуренту и заставить его до некоторых пор испытывать чувство страха и уважения. А можно и влюбить в себя. Дж.Най рекомендует Штатам выбрать второе. Это не только безболезненно, но и перспективно! Ведь это возможность долго и гарантированно получать удовольствие! И в основе этого удовольствия — власть над другими. Только не над теми, которые покорены силой, а над теми, кто обожает тебя. Эта власть основана на привлекательности культуры. Поэтому Дяде Сэму необходимо спрятать «кнут» и выпекать побольше «пряников». Можно даже пряники в форме кнута делать, или еще чего иного. Важно разрядить обстановку. И как можно больше «пряников»! Потомку как « «соблазнение» всегда было более эффективным, чем подавление».
И действительно! Если кто не согласен с Дж.Наем, пусть вспомнит самое начало Библии, эпизод из книги Бытия. Там нечто подобное уже было описано: соблазнение Адама и Евы змием победило запрет вкушать плод.
Но слушая или читая Дж.Ная, вспоминается не Библия, а трактаты из китайской философии. Например, «Чжуан-цзы», где сказано: «Чистое и мутное — сила Инь и сила Ян — пребывают в равновесии, и в блуждающем свете звучит их гармония». В универсуме китайской мысли миром правят Инь да Ян. Инь/Ян — одна из пар основополагающих категорий китайской мысли, выражающая идею универсальной дуализированности мира, конкретизирующаяся в бесконечном ряду оппозиций: темное — светлое, пассивное — активное и т.д. Модель «Инь-Ян» определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. И любая сторона Инь, и любая сторона Ян, в свою очередь, делятся на Инь/Ян, и т.д. И вся эта «диалектика» изложена в канонических книгах: «Ли цзи»(«Книга обрядов»), «Юэ цзин» («Канон о мызыке»), «Ши цзин» («Книга песен») и т.д.
Мы же находимся во вселенной (политическом универсуме), где все подчинено оппозиции двух сил: «гибкой» и «жесткой». И есть здесь своя «каноническая книга» — «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике» Джозефа Ная младшего. И он понимает, что все раздваивается, и базовые элементы оппозиции в свою очередь раздваиваются в представлениях других сознаний: то, что для одних «гибко», для других — «жестко». Тем не менее, важно следовать политическому Дао. И этот путь истины — в освещении Дж.Ная — использование в мировой политике исключительно «гибкой силы».19
3.2.Гибкая власть в разных странах
В данном параграфе представляется необходимым проанализировать взгляды Роберта Кеохейна и Джозефа Ная на стратегию внешней политики Соединенных штатов. Уже в 1972 году они посвящают рассмотрению внешней политики государства несколько разделов в своей работе «Транснациональные отношения и мировая политика». В этой работе Кеохейн и Най отмечают серьезное усложнение в проведении внешней политики, что связано с развитием транснациональных отношений. По их мнению контроль государства никогда не распространялся на все сферы международного взаимодействия, однако в конце XX века контролитуемая сфера резко сократилась.
В 1990 году Най фактически предлагает новую стратегию внешней политики США – это стратегия гибкой власти. Цель ее реализации состоит в сохранении за Соединенными Штатами глобального лидерства в мировой политике в условиях сложной взаимозависимости. США уже добились статуса сверхдержавы в военной и финансово-экономической сфере, гибкая власть позволит сохранять этот статус, используя минимум ресурсов и не подвергая опасности дестабилизации внутреннюю политическую систему в долгосрочной перспективе.
В условиях сложной взаимозависимости особую роль начинают играть механизмы реализации внешней политики. Джозей Най выделяет два основных таких механизма: гибкая власть и жесткая власть. Под гибкой властью Най понимает такой тип воздействия, при котором поведение объекта власти детерминируется наблюдаемой, но не материальной привлекательностью достижения целей. Жесткая власть – традиционный подход к власти как набору ресурсов, определяющих положение государства на международной арене. К таким ресурсам относятся: удачное геополитическое положение, развитая экономика, сильная армия и флот, большая территория и т.д.
Гибкая власть строится на определенных ресурсах, «В международной политике ресурсы, которые продуцируют гибкую власть, возникают большей частью из ценностей организации или страны и находят свое выражение в культуре, в примерах, в образцах, которые эта организация или страна устанавливает благодаря своей внутренней политике и практике методам, которыми эта страна или организация ведет свои отношения с другими организациями или странами».20
Существенным условием эффективного использования гибкой власти является плюралистическая политическая система страны, на которую направлено воздействие. «Гибкая власть также важна, когда власть в другой стране «рассеяна», нежели когда она сконцентрирована. Любой диктатор не может часто игнорировать степень популярности другой страны, когда вычисляет, в его ли интересах оказывать содействие этой стране».21
Цели, которые можно достичь с помощью гибкой власти, сильно ограничены, так, например, «…гибкая власть менее релевантна чем жесткая, в предотвращении нападения, охране границ и защите союзников. Но гибкая власть в большей степени соответствует задачам реализации «глобальных целей».22 Под такими целями подразумевается формирование благоприятной социальной окружающей среды, что для США, к примеру, будет означать продолжение демократии в мире, распространение прав человека и открытых рынков.
Однако, практика современных международных отношений показывает, что очень часто достижение этих целей связано с применением вооруженных сил Соединенных Штатов. Так, например, операции в Косово, Афганистане, Ираке и постоянная напряженность в отношениях с Северной Кореей, Ираном и Кубой, говорят о том, что гибкая власть либо не применяется в должной мере, либо не эффективна, либо является придатком жесткой власти.
Анализ этой
стратегии показывает, что гибкая
власть не является исключительным и
универсальным методом
Стратегия гибкой власти, выдвинутая Джозефом Наем в 1990 году, фактически является отражением концепции сложной взаимозависимости в ее внешнеполитическом преломлении, и в ее основе лежит влияние на массовое сознание. Такой вывод можно сделать, проанализировав основные характеристики сложной взаимозависимости и основные характеристики стратегий жесткой и гибкой власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я старалась в своей работе выдвигать то, как значение культуры в мировой политике и экономике имеет тенденцию расти. Укрепление этой роли сделало возможным общее развитие глобализации и становления сетей. Я уверена, что деятельность культурных форумов между странами содействует деятелям этих регионов ответить на большие вызовы нашего времени и предоставить различным культурам возможность влиять на развитие культурного наследия своими особыми чертами.
Среди политологов
21 в. Хантингтон известен, прежде всего,
как автор концепции «
Сфера его основных интересов включает вопросы национальной безопасности, стратегии, взаимоотношений между гражданским населением и военными, проблемы демократизации и экономического развития развивающихся стран, культурные факторы в мировой политике, проблемы американской национальной идентичности.
Идеи Хантингтона пользуются большой популярностью не только среди обществоведов, но и среди широких кругов общественности. Этому во многом способствует намеренная полемичность и популярный стиль изложения его научных работ, часто вызывающих своего рода научные скандалы и вызывающие ожесточенные дискуссии.
Информация о работе Значения культуры в различных отраслях мировой политики