Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:57, контрольная работа
Изобразительное искусство и очень древнее и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый, интересующий их край, - изучают язык живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Натюрморт - жанр живописи……………………………………………….…4
3. Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста……...9
4. Методика ознакомления с натюрмортом……………………………………13
5. Принципы отбора иллюстраций для детей………………………………….19
6. Литература…………………………………………………………………….
Министерство сельского хозяйство РФ
Федеральное государственное
бюджетное образование
высшего профессионального образования
Мичуринский аграрный университет Педагогический институт
Контрольная работа
по теории и методики развития детского изобразительного творчества
Знакомство детей с натюрмортом
Мичуринск 2013
План
1.Введение……………………………………………………
2. Натюрморт - жанр живописи……………………………………………….…4
3. Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста……...9
4. Методика ознакомления с натюрмортом……………………………………13
5. Принципы отбора иллюстраций для детей………………………………….19
6. Литература……………………………………………………
7. Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительное искусство и очень древнее
и очень молодое. Художники создавали
изображения и тысячи лет назад, создают
их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы
узнать его лучше, не заблудиться в нем,
нужно шаг за шагом изучать его. Первое,
что делают люди, желающие узнать новый,
интересующий их край, - изучают язык живущих
в нем людей. Так и с изобразительным искусством.
Вводить детей в «большое искусство» следует
как можно раньше. Необходимо создать
предпосылку для «самостоятельного вхождения»
и особенно важно определять фазы этого
пути: от простого к сложного, от конкретного
к общему. Дети должны постепенно научиться
говорить на языке художника. Не нужно
бояться оперировать понятиями и терминами
изобразительного искусства а занятиях
даже с самыми маленькими, так как, постепенно
воспринимая их на слух, дети будут привыкать
к ним. Главное как можно проще расшифровать
смысл. Это даст возможность прочно заложить
их в память детей. Характерная особенность
искусства – отражение действительности
в художественных образах, которые действуют
на сознание и чувства человека, воспитывают
в нем определенное отношение к событиям
и явлениям жизни, помогают глубже и полнее
познавать действительность. Одним из
видов изобразительного искусства является
живопись. Произведения отражают действительность,
оказывают воздействия на мысли и чувства
зрителя. Техника живописи на протяжении
веков постоянно совершенствовалась.
Одним из жанров живописи является натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства
или произведение этого жанра. Сама постановка,
которая является объектом изображения,
тоже называется натюрморт. Он может состоять
не только из неодушевленных предметов,
но включать и природные формы. Поэтому
более точно название, принятое в англоязычных
странах, still life или немецкое Stilleben – «тихая
жизнь». Искусство натюрморта как жанр
возникло в Голландии в начале XVII века.
Знаменитые голландские натюрморты передают
радость бытия; рассматривая их, кажется,
ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков.
Они словно поют гимн материальному миру.
Художники изображали самые обычные вещи,
но это было красиво и поэтично. Одни любили
натюрморты скромные, с небольшим количеством
предметов, а другие писали на огромных
холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии
П. Класс, В. Хеда, во Фландрии – Ф. Снейдерс
и др.). основной мотив натюрморта мог быть
дополнен изображением людей, зверей,
птиц, насекомых. Мир вещей в натюрморте
всегда выражает внешние приметы жизни
определенной исторической эпохи. В детском
саду ребенок знакомится с таким жанром
живописи как натюрморт. Дальнейшее приобщение
к искусству происходит уже в школе, где
для этого отводятся специальные уроки.
Целью данной работы является изучение методики знакомства детей с натюрмортом.
Задачами работы являются: изучить состояние проблемы в теории и практике; установить, что знакомство детей с жанрами живописи влияет на всестороннее развитие дошкольника; показать, что успешное развитие мелкой моторики рук способствует успешному обучению письму.
2. Натюрморт - жанр живописи
Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе XVI и XVII столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Сам же термин, столь привычный для современников, появился в начале XIX в. во Франции (nature morte - мертвая натура), вытеснив более употребительное в XVIII в. голландское слово stilleven (неподвижная натура) и немецкое Stilleben (спокойная жизнь). Все эти названия условны и не исчерпывают, как отмечают искусствоведы, сути явления. Объясняется это разнообразием объектов изображения в натюрморте. Как отмечала Г.К. Черлинка - «Натюрморт - это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами».
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных для людей вещей: он обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая тем самым свое отношение к ним. Рассматривая натюрморт, мы постигаем свойства и качества окружающих предметов с эстетических позиций, видим то, что ранее не воспринимали. В результате этого мы начинаем относиться к вещам, окружающим нас, воспринимаем их как ценность, созданную руками человека и природой.
Жанр натюрморта многогранен,
его основной объект - интимная, частная
жизнь человека, его простые будничные
дела и потребности, выраженные в
предметах - еде, питье, домашней утвари,
элементах растительного и
Художник разглядывает предметы в близи - спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах - целые, разрезанные, разбитые. Все это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.
Одна из основных тем жанра - тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии. Это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы. «За рыбными лавками Снайдера угадываются неутомимые парусники голландцев, бороздивших моря всего мира. За первыми грудами плодов Сарьяна - трудолюбивые руки армянских крестьян. Разгадывая вещи на картине, начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, вырастить овощи, испечь хлеб» - отмечает Г.К. Черлинка.
В натюрморте звучат и философские темы смысла жизни. Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства). Особенность природных объектов - их недолговечность. Они, как правило, относятся к органическому миру; вырванные из окружающей естественной среды, они обречены на скорую гибель: цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра - придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательность для зрителя, что удачно выражено в стихах:
Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры.
И не облуплена стена,
И неизменны ткани складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина.
Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито.
Но нет кистей и нет палитры,
И нет художника давно.
И кто ответит, почему,
Как в прошлый день,
Так будет завтра
Кого-то ждать накрытый завтрак -
И не притронуться к нему.
А. Векслер
Предметы изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов - металлов, дерева, керамики, стекла. По фактуре они представляют контраст предметам органического мира. Но главное их отличие от природных - та содержательная роль, которую они играют в натюрмортах. Они характеризуют человека, его деятельность, вносят в натюрморт социальное содержание, представляя труд и творчество человека.
Огромное разнообразие вещей расширяет и содержательные возможности натюрморта. Вводя в него изображение картин, гравюр, можно привносить в натюрморт и элементы других жанров - пейзажей, портретов, интерьеров, создающих новые своеобразные пространственные, смысловые и декоративные отношения. Натюрморт обогащают изображения росписей (на подносах, чашках, вазах), мелкой скульптуры (бюсты, статуи, барельефы и т.д.), вышивка (ткань, одежда). При всей различности природных и искусственных предметов они имеют и общие черты, позволяющие органично объединять эти объекты в натюрморт. Те и другие являются частью интерьера, относительно невелики по размерам, органично сочетаются друг с другом (ваза и цветы, блюдо и фрукты и т.д.), те и другие - спутники повседневной жизни. Главное же, что объединяет все эти предметы, - это воздействие на них человека: лук выращен, цветы сорваны и поставлены в вазу, хлеб испечен и т.д.
Вещам в живописном натюрморте
свойственны еще и
Натюрморт - преимущественно жанр живописи. Даже в графике до появления цветной печати натюрморт почти полностью отсутствовал.
3. Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста
Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.
В эксперименте (Н.М. Зубарева) детям предлагались для рассматривания картины различных жанров: бытовая, натюрморт, пейзаж. Давалось задание: выбрать самую «красивую» картину и рассказать о ней. Наибольшее внимание детей привлекала жанровая (бытовая) картина - своим увлекательным содержанием, событиями, изображенными на ней, персонажами, - но при этом мало кто из детей обращал внимание на художественный язык произведения. А вот восприятие натюрморта обостряло эстетическое видение детьми цветового созвучия, формы, настроения картины, вызывало эмоциональный отклик, ассоциацию со своим опытом. Это позволило Н.М. Зубаревой предположить, а в дальнейшем и доказать, что натюрморт - именно тот жанр, с которого детей следует начинать знакомить с живописью. Ею установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.
На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ним не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте.
Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композицию.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.
Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия. Проанализировав наличное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.