Знакомство детей с натюрмортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Изобразительное искусство и очень древнее и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый, интересующий их край, - изучают язык живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Натюрморт - жанр живописи……………………………………………….…4
3. Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста……...9
4. Методика ознакомления с натюрмортом……………………………………13
5. Принципы отбора иллюстраций для детей………………………………….19
6. Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Знакомство с натюрмортом.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней  красивости - яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведения искусства.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особо творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия - это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства - закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемых объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Важнейший принцип развития эстетического воспитания - это принцип  целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М. Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.

Другим важным принципом  в приобщении детей к искусству  является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.

Огромное значение имеет  методика общения с детьми и рассматривания вместе с ним художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Как показывают исследования С.Л. Рубинштейна, Г.Т. Овсепян, А.Ф. Яковличевой, А.А. Люблинской, Т.А. Кондратович и др., особенности описания ребенком картины зависят от содержания, самого сюжета - знакомого или не знакомого ребенку.

Велика роль вопроса, с  которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка  на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное.

Художественная картина  отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное - это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А.А. Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами-эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.

Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально - отношенческих задач.

4. Методика ознакомления с натюрмортом

Знакомство детей с  натюрмортом можно начинать уже  в 3-4 года (2-я младшая группа). Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и т.д.).

Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно - реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.

Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и  наглядного опыта детей, познакомить  их с теми предметами, которые в  дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять  участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало?», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно - развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиций натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на фланелеграфе).

Перед рассматриванием картины  нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского.

 

Задачи ознакомления детей  среднего дошкольного возраста с  натюрмортом несколько усложняются.

Продолжать вызывать у  детей активный интерес и эмоциональную  отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбирать для них натюрморты разного вида. Формировать у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.

Продолжать работать над  обогащением словаря детей сенсорно - эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводить детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараться помочь им накопить запас образных впечатлений, насмотренности подлинных произведений искусства, привлекать имеющийся у них опыт восприятия окружающего мира. Доступными средствами подводить детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учить внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей средой. Обращать внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния погоды или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контрастность и создаваемое ими настроение - радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и т.д. Привлекать внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного.

В этом возрасте дети уже  могут понять некоторые особенности  натюрморта как особого жанра  живописи. Они знакомятся с натюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта (например, П. Кончаловский, «Сухие краски»; В. Лебедев, «Натюрморт с палитрой» и др.); натюрмортами смешанного характера (например, «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» И. Хруцкого и др.).

Возможны следующие этапы  работы. Сначала знакомить детей  с трудом художника («О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта - цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, композицией как средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие (формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно - развивающая игра, комплексное занятие и др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.

В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствами выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально - нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращать их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально - эстетические, искусствоведческие термины. Учим использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности

Первый этап работы может  быть связан с уточнением и расширением  представлений детей об искусстве (и изобразительном в частности).

Второй этап связан с расширением  и закреплением представлений детей  о натюрморте. Дети уже знакомы  с однопорядковым (изображением предметов одного вида) и смешанным натюрмортом. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте - типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально - эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве.

5. Принципы отбора иллюстраций для детей

Психологи и педагоги, характеризующие  детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех  художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений является одним из условий эстетического восприятия дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка

Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все  его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести это до детей в доступной форме.

Понимание сложности и  разнообразия натюрмортов позволит взрослому правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта  сенсорного и эстетического восприятия. При отборе натюрмортов для детей следует опираться прежде всего на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художников.

Можно рекомендовать для  детей младшей и средней групп  натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам  выразительности. Хорошо подобрать  яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

Информация о работе Знакомство детей с натюрмортом