Зрелая французская готика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по этому вопросу;
- познакомиться с репродукциями;
- выявить особенности готического стиля;

Содержание работы

Введение
Основная часть
Французская готика
Предпосылки зарождения готики
Конструктивные особенности готических соборов
Скульптура готики
2. Зрелая французская готика
2.1 Соборы зрелой (высокой) готики
2.2 Витражи
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая Зрелая французская готика.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа

 

Зрелая французская готика.

 

Содержание

 

Введение

Основная часть

  1. Французская готика
    1. Предпосылки зарождения готики
    2. Конструктивные особенности готических соборов
    3. Скульптура готики

2. Зрелая французская готика

2.1 Соборы зрелой (высокой) готики

2.2 Витражи

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.  Подобные представления изменились лишь в XIX в.

 В различных европейских  странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII—XIV вв. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики.

Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Готика вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. Она родилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Именно XIII  в. оставил наиболее совершенные памятники готического зодчества, постепенно перерождаясь питаемые новыми эстетическими идеалами готические формы продолжают жить вплоть до начала XIV в.

В ХII – ХIV веках окончательно оформилось самосознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром.  Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы.

  Главное общественное сооружение  средневекового города, его собор,  предназначенный не только для отправления культа, но и  для собраний городской общины. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

Период зрелости готики во Франции разделяется на два этапа, которые довольно точно обозначаются XIII и XIV вв. XIII в. — время наивысшего подъема, век создания зрелых произведений. XIV в. - период достроек и нарастания декоративных тенденций.  

XIII в. во всех отношениях был  веком расцвета Франции. При короле Людовике IX «Святом» (1226—1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.

Общий подъем в хозяйственно-политической и культурной жизни страны создал ряд благоприятных предпосылок и для расцвета архитектуры. К этому времени относится создание трех основных произведений зрелой готики во Франции — соборов Шартра, Реймса и Амьена, в которых в концентрированном виде выражены все лучшие достижения ранней и зрелой готики.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить литературу по этому  вопросу;

- познакомиться с репродукциями;

- выявить особенности готического стиля;

      Множество источников помогут нам в этой задаче. Это Е.П. Ювалова: Франция-родина готики. Спб: 2000г.; О.А. Лясковская: Французская готика М: 1973г.; Б. Шюц: Великие соборы Франции. М:2003г.; Другие источники:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.bibliotekar.ru

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссарий, списка использованных источников и иллюстраций в приложении.

Основная часть

  1. Французская готика

 

1.1 Предпосылки зарождения готики 

 

Переход к новому этапу развития средневекового искусства начался во второй половине Х11 века. Изменения раньше всего обозначились во Франции, и современники долгое время называли распространившийся оттуда стиль "французской манерой", однако позднее за ним закрепилось название "готика".

Готика вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. Она родилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс). Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись..

Тридцатые годы XII в. были временем бурного роста французской культуры.  Облик Франции сильно изменяется. Много церквей сгорело по тем или иным причинам, но на их месте строятся новые.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII - ХIV век. Это было время, когда феодальное общество Западной Европы достигло апогея в своем развитии.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы.

 Главное общественное сооружение  средневекового города, его собор,  предназначенный не только для отправления культа, но и  для собраний городской общины.

Значительно возросло художественное значение и светского строительства. Видоизменялось жилище феодала, новые виды зданий появились и в городах. Заложенные по повелению центральной власти как форпосты, города были опоясаны цепью укреплений, что сдерживало рост городов внутрь и делало планировку их сложной и запутанной.

Постепенно в городах выделились два главных общественных центра - рыночная и соборная площади. Символом городской вольности и самоуправления стала городская ратуша. В готическую эпоху ратуша обрела свой классический облик. Здание увенчивала высокая сторожевая башня, символ свободы. В ратуше вершился суд, хранились городская печать и городская казна. В некоторых городах ратуши своей внушительностью и размерами не уступали подчас городским соборам.

И все же основное значение имела архитектура грандиозных городских соборов. Именно здесь с наибольшей смелостью претворялись строительные достижения эпохи. Сплоченность городских коммун позволяла городам мобилизовать все силы для создания колоссальных сооружений, а относительная духовная стабильность эпохи - осуществлять эти постройке в течение целых столетий, сохраняя верность первоначально намеченному плану.

Новый художественный образ рождался в неразрывной связи с формированием принципиально иной концепции мироздания и строительными открытиями.

 Франция не случайно стала  родиной готики. Центральная власть  настойчиво собирала разрозненные  французские земли вокруг королевских  владений. Высокого уровня достигла  духовная жизнь страны. Университет  в Париже собрал в своих стенах лучшие интеллектуальные силы Европы того времени. Нравы делались мягче, манеры - обходительней, развивалось поклонение прекрасной даме.

В развитии французской готики принято выделять три этапа: раннюю готику (вторая половина ХII - первая треть XIII века), зрелую (ХIII век) и позднюю (ХIV - ХV века), которую иногда называют пламенеющей за причудливый и беспокойный характер архитектурных форм и орнамента.

 

 

 

    1. Конструктивные особенности готических соборов.

 

 Первые шаги на пути сложения готики были сделаны в королевском домене Иль-де-Франс. Во многом это было связано с усилением могущества французского государства, укреплением королевской власти, ростом городов. Расцвет литературы, науки, разнообразных ремёсел являлось катализатором новых веяний в градостроительстве.

Днем рождения готической архитектуры можно считать 14 июля 1140 года. Именно в этот день в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативе аббата Сугерия начались строительные работы по обновлению хора церкви в бенедиктинском монастыре Сен-Дени. Эта церковь поистине стала вершиной художественного мастерства, гармонично объединив в себе элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, и тем самым заложив основу для возникновения нового стиля - готики.

Церковь в Сан-Дени заняла важное место в истории архитектуры благодаря использованию при ее строительстве последних достижений архитектуры.

Смысл готических нововведений в конструктивной области сводился в первую очередь к выделению в здании строительного каркаса. Начало было положено новым порядком возведения ребристого крестового свода.

Четыре опоры, ограничивавшие отдельную ячейку пространства храма, поочередно соединялись щековыми арками, затем перебрасывались две диагональные. Эти арки получили название нервюр и ожив, а сам свод стал именоваться нервюрным, поскольку арки были призваны скреплять и нести распалубки, то есть собственно криволинейные плоскости свода, которые выкладывались из облегченных каменных плит.

Обнажив конструкцию в своде, зодчие начали осуществлять тот же принцип и в остальных частях здания. Давление свода вниз воспринимали опоры, боковой распор уравновешивали своды соседних нефов и вынесенные за границу наружных стен контрофорсы.

Чтобы снять распор сводов главного нефа и при этом не утяжелять опорные столбы, пользовались особой соединительной аркой - аркбутаном, который перебрасывали над боковым нефом от основания свода высокого нефа на контрофорс, поднятый с этой целью над уровнем кровли бокового. Кроме того в готических постройках важную роль играли башни при входе и опоры средокрепия, кладка которых была массивней, чем остальных частей здания.

В готике изменилась роль стены. Из несущего элемента конструкции, призванной воспринять всю тяжесть сводов, она превратилась в ограждающий и заполняющий элемент здания. Ощутив эту ее особенность, зодчие начали "развеществлять" стену. Они прорезали ее большими арочными проемами, расслаивали на несколько пространственных зон приставными колонками, архивольтами арок. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол.

Внешний облик французского готического собора определялся в первую очередь западным фасадом. Вынесенные наружу элементы конструкции, несмотря на все усилия зодчих скрыть их за пышным декором, сохраняли служебный характер. Фасад, на котором располагался главный вход в храм, становился грандиозной пластической картиной, являвшей образ "божественной вселенной", как мыслили ее себе люди того времени.

Уходящее вглубь на 100 - 120м внутреннее пространство, поднятые на непостижимую высоту своды, пропорции нефа, высота которого превышает ширину в 2,8 - 3 раза), стройность, вытянутость всех видимых зрителю конструктивных элементов рождают поразительное впечатление динамической устремлённости ввысь. Сумеречная, переливающаяся красочными бликами среда кажется ирреальной, как бы исполненной тайны божественного присутствия. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой  средневекового синтеза искусств.

Пространство собора с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.  

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические  декорации, детали  - узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и  благородством. 

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклор. 

 В готический период изменился образ Христа - на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.

В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве  в виде скульптур - химер или статуй-водостоков - гаргулей.

Информация о работе Зрелая французская готика