Зрелая французская готика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по этому вопросу;
- познакомиться с репродукциями;
- выявить особенности готического стиля;

Содержание работы

Введение
Основная часть
Французская готика
Предпосылки зарождения готики
Конструктивные особенности готических соборов
Скульптура готики
2. Зрелая французская готика
2.1 Соборы зрелой (высокой) готики
2.2 Витражи
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая Зрелая французская готика.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Из витражей XIII в., заполнявших все окна собора, сохранились лишь немногие Большая часть их была уничтожена во время первой мировой войны.

Амьенский собор. (приложение Г)

Собор в Амьене был построен на месте сожженного молнией в 1218 году старого здания. Образцом для строительства Амьенского собора послужил Собор построенный в Шатре. Это - трёхнефная базилика с широким трансептом и развитой хоровой частью, окруженной венцом капелл, число которых здесь доходит до семи, причем средняя из них сильно выдвинута вперед. Трансепт имеет три нефа, а центр средокрестия, как в Шартре, совпадает с серединой храма.

         Амьенский собор - самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) -118 м (без выступающей средней капеллы), высота среднего нефа - 42,3 м, ширина нефов (без боковых капелл)  - 33 м, ширина трансепта - 59 м, хоровой части - 48 м.

В соборе Амьена интерьер стал единым, плавно раскрывающимся вглубь, ввысь, во все стороны. Чрезвычайно проста композиция среднего нефа: развитый карниз первого яруса делит общую высоту нефа пополам. Нижнюю половину занимает высоко поднятая продольная аркада, замковые камни которой расположены на высоте 18 м ( высота аркады Парижского собора всего 9,5 м).

Система опор и сводов такая же, как в Реймсе. Своды крестовые, стрельчатые, за исключением средокрестия, где применена простейшая форма звездчатого свода. Травея - четырехраспалубковая.

Верхние окна среднего нефа больше окон Шартрского и Реймского соборов. Они дают законченный пример окон зрелой поры готики. Каждый проем, заполняющий целиком пространство между устоями, делится на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой.

Объем Амьенского собора отличается компактностью. Контрфорсы и аркбутаны пластически продуманы и обработаны. Вместо грубых масс здесь как бы ряд башенок, вырастающих из обшей массы здания. Арка аркбутана, очерченная по дуге окружности, несет на себе легкую стрельчатую аркаду, объединенную сверху плоским скатом, линия которого повторяет скат крыши.

Общая конфигурация западного фасада собора в Амьене обусловлена тем, что высота сравнительно узкого трехнефного пространства значительно увеличена по сравнению с высотой сводов не только Парижского, но и Реймского собора. Основной объем фасада получает расчлененность и как бы уступчатое построение, искусно замаскированные путем перехода одних частей в другие. Разная высота и форма башен, не нарушая единства композиции фасада, усиливает его динамичность.

Окно-роза диаметром 9 м поднято в самую верхнюю зону фасада и соответствует зоне сводов. Полоса парных окон второго яруса, которая воспринимается вместе с «галереей королей», соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части.

Порталы Амьенского собора традиционны по расположению и тематике скульптур, поскольку средний портал посвящен теме «Страшного суда». Глубина порталов примерно такая же, как в Реймсе (около 5,5м).

В применении скульптурных украшений Амьенский собор не так богат, как Реймский, и уступает ему по качеству скульптуры. Особенно относится это к рельефам тимпана, усложненным по композиции и несколько манерным по выполнению.

В Амьенском соборе, как и в предыдущих, широко были применены окна с витражами.

Амьенский собор, вместе с одновременно строившимся собором Реймса, представляет собой вершину готического искусства во Франции. Он оказал огромное влияние на мастеров готики и в других странах.

 

2.2  Витражи

 

Считается, что переход к готическому стилю начался после того, как аббат Сугерий возвёл в 1144 году апсиду в королевской церкви аббатства Сен-Дени. По всей площади окна церкви были расположены вертикальные ряды витражных ронделей и медальонов. При этом в каждом медальоне был изображен какой-то один важный эпизод из истории, выполненный в ярком, можно сказать, бодром стиле, которого так недоставало более статичным персонажам романского стиля. Внятная архитектоника композиций придавала сценам особый объем и монументальность. Цветовая палитра была сложна, а наложение фигур создавало примитивное, однако ощутимое впечатление глубины пространства. Налицо новое визуальное и психологическое осмысление сюжетов. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.

Большая часть великих готических соборов была заложена и завершена в первой половине XIII века. Дожившие в большинстве своем до наших дней, они утвердились в общественном сознании как оптимальная форма божьего храма. Новая архитектурная концепция готических построек (дополнительные ребра жесткости) кардинально отличает их от массивных и приземленных зданий романского периода. К концу XII века соборы приобрели вид конструкций, основанных не на толстых стенах, а на чередовании вертикальных шпилей, остроконечных арок и ребристых сводов.

Верхние этажи этих церквей при помощи выходящих за пределы здания специальных арок (аркбутаны) опирались на изящные контрфорсы. Теперь пространство между шпилями можно было не перегружать опорами. Это место было свободно для больших и широких окон. Впервые в западной церковной архитектуре свет стал основным элементом интерьера. Логическое понимание конструкции и соотношения между стенами и окнами совершило, ни много ни мало, переворот в архитектуре Северной Европы и доминировало на протяжении последующих трех столетий. Тщательная дозировка света в готических соборах способствовала средневековому синтезу духовного и мирского. Привязанные к земле постоянным продолжением конфликта добра и зла готические церкви всеми силами рвутся ввысь, символизируя неземное великолепие.

         Наиболее ранним архитектурным памятником полностью развитой готики является собор в Шартре (приложение Д). На его примере можно полностью оценить неограниченную силу и великолепие готических витражей в сопровождении окружающей их архитектуры.

Разнообразие конструктивных вариантов окон в Шартре послужило примером для крупных соборов и церквей, создававшихся впоследствии по схеме «креста» или «латинского креста». Нижние окна боковых приделов в Шартре отличает удивительное разнообразие тем от «Жизни богородицы» до «Легенды Карла Великого», отражающих интересы жертвователей на их создание.

Среди главных украшений Шартрского, да и многих других соборов особое место занимают «окна-розетки». В Шартре их три: одно на самом верху западного фасада и по одному на каждом трансепте (поперечном нефе). Эти работы необыкновенно сложны как в техническом, так и в символическом отношении. Окно-розетка всецело может считаться наиболее привлекательным и утонченным достижением духовной выразительности в Средневековье. Частично символические, частично реальные, эти работы называли «глазами небес» одновременно за фигуральное предоставление ими света и за толкование роли Христа и Девы Марии как единственных источников истины и спасения.

Шартр - один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Порталы северного фасада - витражи собора отличаются  чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок и разнообразной тематикой изображений. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми – им отводили по преимуществу верхнюю зону – внизу находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, пожертвовавших витражи в собор, а одна из "роз" посвящена крестьянам.

В 1230 году был заложен Амьенский собор, у которого уменьшили толщину контрфорсов на хорах. Это позволило максимально расширить и увеличить высоту окон. Тонкие каменные «ажурные» переплетения, окаймляющие верхний ряд окон, отличаются замысловатостью орнамента.

Именно в этот период появился термин «лучистый» для обозначения возбуждающего воздействия света и цвета на монументальном. Еще в Шартрском соборе в витражах использовались плотные насыщенные красные и синие цвета. Теперь же они были заменены лучистыми окнами более легких и не таких контрастных тонов. Позже была разработана новая форма остекления – гризайль. Гризайль состоял из тонально разграниченной палитры стекол светлых цветов и использовался в темных помещениях сложной конфигурации для обеспечения лучшей освещенности.

Высота верхнего ряда окон была подчеркнута вертикальными внутренними перегородками из камня (так называемые средники). Это нововведение существенно повлияло на способ размещения фигур на витражах. Теперь наряду с традиционным созданием исторических медальонов с повествовательными включениями, мастера витражных дел все чаще стали обращаться к свободному использованию площади окон для пространственных композиций. Нередко в одно окно помещали две и более вертикально расположенных фигур.

Окна с витражами пропускают гораздо больше света, чем кажется. Суть в том, что они выполняют роль множества цветных рассеивающих фильтров, изменяющих характеристики обычного дневного света, придавая ему поэтичность, наделяя символическим значением "неземного света". Это впечатление создает в человеке глубокое религиозно-мистическое чувство, лежащее в основе духовности эпохи готики.

Заключение

 

    В XIII-XV вв. готическая архитектура  распространялась по разным странам  Европы, приобретая определённые  черты, и вырастала постепенно  из романского стиля преобразуя  его почти незаметными новшествами.

В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской.  

Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с  Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в английских храмах.

           Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.       

 Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл  отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале.     

 Мы знаем о работе Виллара  де Оннекур в Венгрии. Там же  работал Мартен Равежи. Экспансия  французов на восток не могла  не отразиться на сооруженных  там памятников. В горах, к востоку  от Триполи, была построена сильная крепость Крак, закрывавшая доступ в христианские владения. Она была воздвигнута в XII веке  и расширена около 1200 года. Но во времена Людовика IX  был еще выстроен  большой зал, окруженный галереей.        

Выводы, к которым мы пришли, заканчивая характеристику церковного готического зодчества во Франции, относится именно к её национальному стилю.  

 Однако французская готика  в силу особых исторических  условий явилась выразительницей  высокого подъёма средневековой  культуры в целом. Она в самом  деле была каменной энциклопедией, стояла значительно выше современной литературы. Всё время, опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения.  Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоёв средневековой Франции. Поскольку готический стиль должен был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в своей основе монументальным. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что его создатели сумели одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой игры цвета.  Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас памятники не кажутся дисгармоничными.   

 
   



Средневековое искусство Франции сыграло огромную роль в истории искусства своего народа и народов всей Западной Европы. Отзвуки его (особенно в архитектуре) жили очень долго, отойдя в прошлое лишь к середине 16 в.

Великие завоевания готического искусства не прошли бесследно. Мастера Возрождения и последующих эпох, освободив сознание от пут религиозного мышления и условной художественной системы средневековья, открыли дорогу последовательно реалистическому раскрытию внутреннего мира человека, драматических порывов его духа и изображению окружающей человека среды.

Вместе с тем достижения средневекового искусства вообще и Франции в частности обладают своим неповторимым и непреходящим эстетическим обаянием. Величие соборов романской и готической Франции, смелость творческой фантазии скульпторов, живописцев, создавших небывалые по размаху синтетические ансамбли, глубокая одухотворенность и своеобразная гармония французской готической скульптуры, высокое мастерство и благородный вкус ремесленников средневековой Франции продолжают доставлять людям глубокую эстетическую радость.

Список использованных источников

    1

Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г

2

Воронцов А.И. Экскурс  мировых достопримечательностей. 

3

История зарубежного искусства. / Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой. - М.:Изобразительное искусство, 1980.

4

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа.

5

Лясковская О.А. «Французская готика XII- XIV веков», Москва, 1973 г.

6

Курманн-Шварц Б. Готические витражи // Режим доступа: art.gothic.ru

7

Муратова К.М. Мастера французской  готики Х11-Х111 веков. Искусство,  М., 1988.

8

Поспелов Г.Г. Очерки истории искусства. Советский художник, М.1987

 

9

Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, прикладное декоративное искусство. Советская энциклопедия,  М.. 1986.

10

Энциклопедия для детей, том 7 1997г.

Информация о работе Зрелая французская готика