Зрелая французская готика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по этому вопросу;
- познакомиться с репродукциями;
- выявить особенности готического стиля;

Содержание работы

Введение
Основная часть
Французская готика
Предпосылки зарождения готики
Конструктивные особенности готических соборов
Скульптура готики
2. Зрелая французская готика
2.1 Соборы зрелой (высокой) готики
2.2 Витражи
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая Зрелая французская готика.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного качества работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-профессионалами. Впечатляющая целостность, присущая даже тем зданиям, где первоначальный замысел значительно менялся в процессе строительства, их до тонкостей продуманная структура были бы недостижимы без нового лица - возглавлявшего строительство мастера-каменщика, большей частью остававшегося неизвестным и лишь кое-где поименованного среди узоров декора, т. н. лабиринтов, на каменном полу, где впервые произошло разделение строительных конструкций на активный несущий остов и несомую оболочку-заполнение, родился художественный язык готической архитектуры. Её тектонической основой явился каркас - сложная система локализующих усилия нервюрных сводов, столбов, аркбутанов (передающих распор внешним контрфорсам), что позволило дать прямой свет в средний неф храма через окна возвышающейся центральной части; а её характерными формами - стрельчатые очертания сводов, арок и проёмов, профилированные нервюры и пучковые опоры, остроконечные  вимперги, этому плотная, вполне материальная наружная масса собора, поддерживаемая рёбрами аркбутанов, взъерошенная пинаклями, шпилями башен, вимпергами порталов, всплывшая над городом, словно корабль в полной парусной оснастке, поражает своей могучей вещественностью. Эти конструкции громоздятся за величественным главным фасадом с его парными башнями, между которыми неф открывается большим круглым, изысканным по рисунку каменных переплётов окном-розой.                   

 Надо напомнить еще об одной особенности готических построек: их части доступные более внимательному рассмотрению были раскрашены.

 

    1. Скульптура готики

 

Готическая скульптура зародилась в первые годы 13 в., т. е. несколько позже, чем сложилась архитектура готики. Но развитие шло очень быстро, и уже к 20-м гг. процесс становления стиля можно считать завершенным.

   В скульптуре завершался начатый в романском ваянии процесс обособления человеческого образа от общего орнаментального убранства стены. При этом возрастает удельный вес статуарной пластики как на фасаде, так и в интерьере собора; в рельефе же, как правило, господствует высокая, почти круглая лепка. Позы статуй, их пропорции, ритмы их движений еще более тонко и продуманно связаны с общими архитектурными ритмами, но перестают рабски им следовать.

 Поэтому при изображении  событий из «священной истории»  мастера скульптуры и живописи  в рамках, продиктованных религиозными  традициями и сложившимися канонами  композиционной схемы, располагали  фигуры в соответствии с возможной жизненной ситуацией и в общей форме передавали переживания людей.

 Следует напомнить, что во  французской готике, в отличие  от немецкой, статуи сравнительно  редко ставились внутри храма; чаще всего они, за исключением  выполнявшей более декоративные функции «галереи королей», сосредоточены вокруг порталов, вокруг пилонов входа, т. е. в нижней, более близкой человеку зоне фасада.

В готической статуе жест, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя. Важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента. Их движения, то плавно-величавые, то смятенные, то мягкие и нежные, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души. Правда, сами статуи, помещенные на выдвинутых из столбов консолях, крепко, как вполне материальные тела, стоят на своих опорах и  отличаются своей материальностью; это действительно объемные изображения, т. е. статуи в полном смысле слова.

Показательно сравнение голов нескольких статуй, созданных, в продолжение эпохи формирования и становления готической пластики. От фронтальных, застылых, обработанных крупными плоскостями лиц раннеготических статуй-колонн середины XII века, через постепенное «оживление» лиц во второй половине XII века — внесение в них легкого движения, улыбки (статуи Королевского портала красивой, одетой в царское платье мадонны, забавляющей младенца цветком или яблоком. Этот тип получил особенное развитие в малой пластике конца XIII века.

В 20-30-х гг. XIII в. были созданы скульптуры порталов трансепта Шартрского собора. Особенный интерес представляют статуи, украшающие боковые срезы портала южного фасада.  По сравнению со скульптурами Королевского портала того же собора, завершающего собой романский период истории французской средневековой скульптуры, статуи южного фасада (например, изображение св. Стефана) отличались большой материальностью и, главное, хотя несколько схематичной, но весьма острой передачей характеров

Особенности скульптуры периода развитой, или высокой, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных, т. е. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. (приложение А)

 Мастерство компоновки, строгая  соразмерность и уравновешенность  всех элементов ансамбля; владение  образной выразительностью ритма, вырастающего из жизненной выразительности  движений персонажей, - характерные черты монументальных произведений зрелой готики.

В скульптуре второй половины XII века - в XIII столетии проявляется отчетливая тенденция к достижению все большей пластической свободы статуи, передаче естественности движения фигуры, сливающегося с линейным ритмом окутывающих ее драпировок. Внешняя, орнаментальная экспрессия романских образов постепенно уступает место достигнутым чисто пластическими средствами внутренней одухотворенности готических статуй, их строгому благородству и психологической выразительности.

Мотивы готической архитектурной декорации - стрельчатые арки, квадрифолии, трехлистники, розы, заостренные формы - также изменяются во времени весьма своеобразно, но и последовательно, получая все более сложную, богатую и изощренную разработку, применяясь все чаще, все с большим размахом, с особенным изобилием декоративных форм в поздней готике, маскирующих конструкцию за измельченной игрой хрупких и ломких орнаментальных деталей. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы аканта и пальметки уступают место растительным формам, взятым из окружающей природы. Впервые появившись на западном фасаде собора Парижской Богоматери, мотивы листьев дуба, шиповника, винограда так полюбились готическим мастерам, что скоро они стали неотъемлемым элементом готической орнаментации. Мастера черпали образцы из самой природы, но идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре тоже становится своего рода каноном.

 

2 Зрелая французская готика.

 

2.1 Соборы зрелой (высокой) готики

 

К соборам зрелой готики относят Шартрский, Реймсский и Амьенский соборы.

          Шартрский собор(приложение Б), самый значительный из французских храмов Богоматери, начали строить в новом монументальном суасонском стиле после пожара в 1194 году на месте старого здания.

К концу 12 века все чаще предпочитали строить совершенно новое здание и уже не старались сохранить как можно больше элементов прежнего. Эта тенденция становится очевидной при анализе преданий и легенд, возникавших в связи с разрушительным пожаром в Шартре и с реконструкцией, которую тот за собой повлек. Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, ибо думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда реликвии обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего.        

Являясь одним из самых больших храмов во Франции, Нотр Дам Де Шартр вот уже 8 столетий поражает своей грандиозностью, единством стиля и гармонией. Собор, возведенный в  рекордно короткий срок – всего за 25 лет, создан из уникального камня, который твердеет со временем, собор и прилегающие к нему кварталы старого города, сохранились практически в первозданном виде. Витражи Шартрского собора, созданные в XII - XIII веке, стали образцом для подражания средневековой Европы. Мастера Шартра вдохновляли и принимали участие в строительстве и оформлении готических соборов в Реймсе, Суасоне, Лаоне, Руане, Амъене, Каркасоне, Праге и т.д.

В развитии готики Шартрский собор имеет важную роль. Особенность его плана заключается в значительном увеличении пространства хора. Трансепт, отодвинутый к западу, был расчленен на три нефа и стал просторнее. Боковые нефы хора сделались шире. Все нефы утратили коридорообразный вид, значительно улучшилась обозреваемость происходящих в храме церемоний. Иными стали опоры, получившие форму цилиндрического столба с четырьмя приставными колонками. Все своды и арки получили стрельчатую форму.

Внешний вид собора, особенно его западный фасад, во многом еще сохранил романские черты и находится в контрасте с его готическим интерьером.

Сохранив прежний декор западного фасада, новые строители собора перенесли основную массу своих изображений на фасады трансепта. Каждый из фасадов имеет по три портала, обильно украшенных скульптурой. В этих вытянутых, фронтально поставленных фигурах запечатлены первые, еще робкие попытки вдохнуть жизнь в инертный камень придать ему форму и движение. Больше мягкости и свободы в трактовке фигур на портиках трансепта, исполненных позднее.

Помимо скульптуры огромную роль в декорировке, этого, как идругих готических соборов играли витражи. Шартрский собор Нотр-Дам имел 146 витражей, из которых кроме отдельных больших фигур было изображено 1359 различных сюжетов.

Окна с витражами пропускают гораздо больше света, чем кажется. Суть в том, что они выполняют роль множества цветных рассеивающих фильтров, изменяющих характеристики обычного дневного света, придавая ему поэтичность, наделяя символическим значением "неземного света". Это впечатление создает в человеке глубокое религиозно-мистическое чувство, лежащее в основе духовности эпохи готики.

Над фасадом собора возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134-1150 гг.) северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, был завершен только в начале 16 века. Южная башня - "старая колокольня" (1145-1165 гг.) - ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.

Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой.

Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, находившиеся в Шартрском соборе. Помимо Покрова, до 18 столетия в соборе хранились голова матери Богородицы — святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Девы Марии, носящей под сердцем ребенка.

          Реймский собор. (приложение В)

Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является собор Нотр-Дам в Реймсе (1211 - 1331 гг.), где короновались французские короли, свидетельство силы и богатства города Реймса и его жителей, активно участвовавших в строительстве своего городского собора.

Реймсский собор является классическим образцом архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета. Замысел Реймсского собора основывается на том, что уже было достигнуто в архитектуре Шартрского собора, но он больше (длина 138 м), торжественнее и строже, перекрыт более массивными сводами, достигающими полуметровой толщины. В планировке представлена типичная для готики система, при которой квадратной в плане травее бокового нефа соответствует прямоугольная травея главного нефа, обе – с четырехчастными крестовыми сводами. Высокий свод, достигающий в вершине 38 м, несет эффектно сгруппированные ряды аркбутанов, которые впервые применены в столь монументальных формах. Своды, стрельчатого очертания, с повышенной стрелой подъема, опираются в среднем нефе на круглые столбы с четырьмя приставными колоннами. Капители, не имеющие ни сильно выступающих абак, в которые упираются верхние устои сводов, ни того противопоставления столбу и арке, которое еще наблюдается в Парижском соборе, лишь отмечают переход от ствола к арке, от нижней части столба к более профилированной верхней зоне.

Капитель широкой лентой охватывает все члены усложненных приставными колоннами столбов среднего нефа, подчеркивая этим единство их составных частей. Но мастера собора одновременно оттеняли и различие между этими частями, вводя дополнительные членения в капители приставных колонн, чтобы, с одной стороны, согласовать их высоту с высотой капители основного столба, а с другой — не делать слишком высоких, непропорциональных капителей для более тонких, чем основные столбы, служебных колонн. В некоторых случаях капители столба и приставных колонн обработаны сплошной декоративной полосой.

Декор капителей состоит почти исключительно из растительных мотивов, причем преобладают мотивы листьев местных растений — клена, земляники, винограда. Они трактованы более плоскостно и в то же время менее стилизованы, чем в зданиях ранней готики. Это же относится и к растительным мотивам богатого орнамента консолей, панелей и пр.

Архитектуре Реймского собора, при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху.

Главный фасад возникает как сложное переплетение отдельных мотивов. Три глубоких перспективных портала звучат в нижнем ярусе как мощные аккорды увертюры. Остроконечные арки начинают движение архитектурной массы вверх.  Это движение обретает четкость в треугольном щипце – вимперге,  завершающем портал. Мощь звучания порталов оттеняют слепые арки на боковых контрфорсах и легкие аркады между вимпергами на стене храма. Сдавленные между контрфорсами узкие боковые порталы словно находят освобождение в высоких окнах второго яруса. Которые передают свое движение победоносному взлету башен.

От всех предшествующих соборов Реймский собор отличается большей стройностью пропорций, легкостью масс и богатством декоративных элементов, при полном сохранении ясности композиционной структуры. Равномерный и все же не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей музыкой».

В смысле стилистическом и в отношении мастерства скульптура стоит на очень высоком уровне. Зарождавшийся реализм придал непринужденность положению фигур, пропорции которых отходят от чрезмерной вытянутости, раннеготических и романских статуй (например, Шартра). Трактовка одежды становится более свободной, линии драпировки мягко следуют очертанию тела фигур. Лица получают индивидуальную и психологическую характеристику. В некоторых скульптурах чувствуется влияние сохранившихся в самом Реймсе античных памятников. Таковы гармонически ясные и вместе с тем реалистические фигуры Марии и Елизаветы в сцене «посещения» главного портала, голова Марии в сцене «представления» там же, голова короля Людовика Святого в нише контрфорса северного трансепта, фигуры Авраама и Мелхиседека в нишах внутренней стороны западной стены и др. Все скульптуры собора созданы в XIII в. мастерами реймской школы ваятелей.

Информация о работе Зрелая французская готика