Андрей Рублёв и его эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Первые успехи в борьбе с татарами и в объединении русских земель вокруг Москвы совпали с началом таких исторических процессов, как формирование великорусской народности (нации) и языка. Эти обстоятельства вызвали моральный подъем и уверенность в своих силах, пробудили национальное самосознание русского народа. То было время сложения русской (великорусской)1 культуры, расцвета литературы и искусства.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..стр. 3

2. Основная часть:

1) Биография Андрея Рублёва………………………………………………стр. 5

2) Эпоха Рублева ……………………………………………………………..стр. 6

3) Творчество…………………………………………………………………..стр. 10

4) Троица……………………………………………………………………….стр.12

5) "Мировоззрение Андрея Рублева"…………………………………………стр.14
3. Заключение…………………………………………………………………..стр.
4. Список используемой литературы…………………………………………стр. 15

Файлы: 1 файл

андрей рублев.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

« САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра философии и культурологии

 

Андрей Рублёв и его  эпоха

 

                            Реферат

 

                                                                студентки СИ- 13 группы

 

стоматологического факультета

 

                                                 В. Д. Малкиной

 

САМАРА

 

2012

 

Содержание

 

1.      Введение…………………………………………………………………..стр. 3

 

2.      Основная  часть:

 

1)      Биография  Андрея Рублёва………………………………………………стр. 5

 

2)      Эпоха Рублева ……………………………………………………………..стр. 6

 

3)      Творчество…………………………………………………………………..стр. 10

 

4)      Троица……………………………………………………………………….стр.12

 

5)     "Мировоззрение Андрея Рублева"…………………………………………стр.14

3.      Заключение…………………………………………………………………..стр.

4.      Список  используемой литературы…………………………………………стр. 15

Время жизни Андрея Рублева  совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории  русского искусства. С его именем связано возникновение художественного  направления, на многие десятилетия  определившего развитие русской  живописи.

 

Первые успехи в борьбе с татарами и в объединении  русских земель вокруг Москвы совпали  с началом таких исторических процессов, как формирование великорусской  народности (нации) и языка. Эти обстоятельства вызвали моральный подъем и уверенность  в своих силах, пробудили национальное самосознание русского народа. То было время сложения русской (великорусской)1 культуры, расцвета литературы и искусства.

 

Борьба с чужеземным игом – преобладающая тема московской литературы того периода, а главный  и единственный ее герой – непобедимое  и храброе русское войско. В XV в. продолжается переработка народных преданий о борьбе с татарами в  различные литературные произведения. Основная их мысль – горделивая уверенность в моральном превосходстве  русских людей над татарами, в  мужестве и удали воинов, победить которых татары смогли только благодаря  огромному количественному перевесу.

 

В “биографической ” житийной литературе первой половины XV в. появляются новые, гуманистические настроения. Они выражаются в чертах индивидуализма и эмоциональности, что не встречалось  ранее в произведениях такого жанра. Большое внимание уделяется  человеческой личности, ее чувствам, настроениям, личному отношению к святому. Писателей начинает интересовать внутренний мир, душевное состояние, переживания; они пытаются передать внутреннюю, психологическую мотивировку действий своих героев.

 

Передовые идеи и настроения эпохи нашли отражение и в  живописи первой половины XV в. Наиболее глубоко они отражены в творчестве Андрея Рублева, представляющем высшую точку развития национальной культуры периода образования русского государства.

 

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в  его нравственные силы, в его способность  к самопожертвованию во имя высоких  идеалов. Это время возрождения  интереса к собственной истории, к культуре времени независимости  Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического  самосознания. Идеалы, воплощенные  в творчестве художника, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения  того, что можно было наблюдать  в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства  и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам  добра и красоты, создавшим чувство  собственного достоинства и спокойной  уверенности в будущем.

 

Биография

 

“Андре́й Рублёв (около 1360— 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

 

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом  Новгороде) вероятно в конце 1370-х  гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова  «рубель» — инструмент для накатки  кож) предполагают, что он мог происходить  из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном

 

Творчество Рублёва сложилось  на почве художественных традиций Московского  княжества; он был хорошо знаком также  с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем  и чернецом Андреем Рублёвым был  расписан Благовещенский собор в  Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую  ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз  в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи  с Даниилом Чёрным в Успенском  соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр — «Троицу»

 

Рублёв скончался во время  морового поветрия 17 октября 1428 года в  Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор) .” (1)

 

*(1) http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Рублёв 

 

Мир Рублева и его эпоха

 

“ В эпоху великого русского живописца Андрея Рублева, на рубеже XIV—XV веков, Московское государство  переживало годы подъема, что выражалось не только в его общественно-политическом могуществе, но и в культурном росте. В Москве уже существовали свои очаги  просвещения, богатейшие книгохранилища, были писатели, зодчие, живописцы, мастера  прикладного искусства. Строились  и украшались живописью великолепные соборы Московского Кремля — Успенский, Благовещенский, Архангельский. Привозили  из Византии и городов Руси многочисленные станковые произведения (иконы). Созывались в Москву для работы русские художники  и приглашались греческие. Произведения искусства Москвы XIV-XV веков, известные в настоящее время, позволяют утверждать, что Андрей Рублев сформировался в художественной среде, стоявшей на очень высоком уровне. Хотя никто из современников Андрея Рублева не превзошел его в художестве, тем не менее мастера, работавшие с ним, часто вызывают у нас чувство почтительного удивления значительностью своих творений. То, что было Рублевым возведено в степень высокого стиля, подготовлялось в художественной среде, его окружавшей. Он не был одинок, вокруг него были единомышленники и соратники. Собственно учеников-подражателей мы не видим рядом с ним, они появились позднее, после того, как он завершил свой творческий путь. Даже в последние годы жизни великого художника с ним работают мастера, не теряющие своего лица. Они самостоятельно трудятся над решением тех же проблем, которые стояли перед Рублевым и вообще перед русской художественной мыслью того времени. Но никому, кроме него, не было под силу привести в гармонию и согласие все, что надлежало воплотить в искусстве в столь многозначительную эпоху русской жизни. Рассматривая все созданное русскими художниками далекого прошлого, художниками эпохи, предшествующей А.Рублеву и его времени, и, кроме того, мастерами южнославянских стран и греками, видим, что Рублев сумел отобрать все самое лучшее, что заключалось в их произведениях. Творчески претворив богатство этой многообразной художественной культуры, он обрел свои собственный изобразительный язык, родной и понятный всем его окружающим. Он сумел в своем творчестве отразить лучшие чаяния и устремления русского народа в решительный момент его борьбы за свое национальное бытие.

 Поэтому необходимо  осмыслить в его художественных  произведениях те ценности, которые  являлись отражением подлинно  народных воззрений и вкусов  своего времени. 

 В юные годы Андрея  Рублева и мастеров его поколения  произошло знаменательное событие,  которое уже современниками осознавалось  как решение судьбы русского  народа, - битва на Куликовом поле. Победа оставила глубокий след  в народном сознании. Русские  люди на деле доказали готовность  жертвовать своей жизнью во  имя родины. Осознание силы этой  любви укрепило в русских людях  чувство подлинного человеческого  достоинства, мужества и бесстрашия. Об этом ярко свидетельствуют  слова автора «Задонщины»: «Князи и бояря и удалые люди, оставимте вся домы своя и богатество, жены и дети, и скот, честь и славу мира сего получити, главы своя положити за землю за Русскую и за веру христианскую».

 Как известно, памятников  раннемосковской живописи сохранилось  очень мало, хотя летопись говорит  о большом размахе живописных  работ в Москве. Под 1342 годом  говорится, что при одном только  пожаре в Москве погорело 18 церквей,  и добавляется, что за 13 лет  это был уже четвертый пожар  (Никоновская летопись). В следующие годы митрополит, князь и княгиня, заботясь о восстановлении храмов, поручают роспись их мастерам русским, грекам и их русским ученикам.

 Среди памятников этого  периода особый интерес вызывает  икона Бориса и Глеба на  конях из Московского Успенского  собора (Государственная Третьяковская  Галерея), которую принято считать  работой русского мастера, сотрудничавшего  с греками или учившегося у  них, так как приемы письма  и стиль иконы обнаруживают  в ней знакомство мастера с  памятниками палеологовского искусства. Икона является выдающимся художественным произведением и говорит не о заимствовании ее мастером византийских приемов живописи, а о свободном их претворении в памятнике, наполненном самобытным содержанием.

 Культ Бориса и Глеба  всегда связывался с идеей  братолюбия и единения русских  князей. Их житие нередко читалось  духовенством в назидание при  раздорах и несогласиях князей. На иконе дана, на фоне высоких  условных скалистых горок, живая  сцена, наполненная действием  и пафосом. Борис и Глеб едут  рядом на конях, воинственно  ступающих в ногу. Братья, как  обычно, облачены в обыкновенные  русские княжеские одежды, на  конях богатый убор - все верно  и внимательно изображено художником. В их лицах, переданных приемами, близкими к византийской живописи  того времени, т.е. с резким  сопоставлением света и тени, через условность все же проглядывают  черты русского типа, особенно  в лице Бориса. В колорите, хотя  и несколько темном, чувствуется  бодрое и интенсивное звучание  цветов - красного, красновато-желтого,  зеленого, темно-сизого, обычных для  русской живописи.

 Между братьями как  будто идет беседа. Глеб обращается  к Борису, который, глядя вдаль  перед собой, внимательно его  слушает. В договорах князей  и их речах выражение «сесть  на коня» означало начать войну,  за чем обычно следовало условие о взаимной помощи: «то и ты, брат мой, тоже должен сесть на коня». Вполне очевидно, что подобная икона как бы призывала князей последовать примеру Бориса и Глеба, устранившись от раздоров, в братолюбии помогать друг другу и, если нужно, дружно и воинственно выступать против врага. В правом верхнем углу Спас в небесах благословляет, как бы напутствуя братьев.

 Изображения  Бориса и Глеба не редки  в XIV в. К этому же столетию  относится икона Бориса и Глеба  с житием из Коломны (Государственная  Третьяковская Галерея). Братья даны  стоящими рядом с мечами и  крестами в руках, т.е. в образе  мученическом. Если сравнить их лица с изображенными на только что описанной иконе 1340-х годов, то мы увидим, что в них гораздо ярче отражена типично русская красота. Они русы, их глаза больше и прозрачнее, носы прямые. Живописные приемы иные. Лики лепятся мягко с постепенным переходом от тени к свету, краски вместо плотных и густых мазков жидко и прозрачно кроют поверхность. 

 

 Жизнь на Руси после  первой победы над татарами (1380) была неспокойной: все еще продолжались  татарские набеги. Андрею Рублеву  пришлось пережить нашествие  Едигея в 1407 году. Летописи того времени отметили страшную болезнь — моровую язву, дважды потрясшую Московское государство. Но русских людей поддерживала надежда на скорый успех в борьбе с татарами и начавшееся объединение разрозненных княжеств во главе с Москвой, в связи с чем на Руси зародилось ожидание предстоящего обновления жизни. Это была эпоха начавшегося расцвета искусства.

 

 Андрей Рублев был  человеком Святой Руси, своего  государства и выражал чувства  и мысли своих современников.  Он говорил языком родного  искусства, основываясь на традициях  московской живописи, получившей  в его произведениях блестящее  развитие. В его замечательных  творениях, проникнутых гуманизмом, звучала сама жизнь. В эпоху  Андрея Рублева в Московии  работала целая плеяда талантливейших  мастеров. Тогда же создавал свои  росписи в Новгороде и Москве  прославленный греческий мастер  Феофан Грек, старший сотоварищ  Рублева. Творчество Феофана,  без сомнения, произвело глубокое  впечатление на русского мастера.  Эти замечательные художники  были совершенно различных темпераментов,  разного внутреннего строя. Но  не только это определяло различие  их творчества: Феофан Грек следовал  традициям византийской живописи, Рублев же принадлежал московской  школе. Не выходя из рамок  предписанных иконографией композиций, они подняли московское искусство  на небывалую высоту, преодолев  крайнюю ограниченность в трактовке  религиозных образов, отразили  каждый по-своему духовный мир  изображаемых героев.

Информация о работе Андрей Рублёв и его эпоха