Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:37, контрольная работа
Трансцендентальный идеализм Канта есть и отрицание и признание традиционной метафизической тематики. Признание, условное в том смысле, что оно ограничено обоснованием необходимости основных метафизических идей безотносительно к тому, обладает ли мыслимое в них содержание независимой от человеческого сознания, абсолютной реальности.
Введение 2
1. Немецкая классическая философия 4
2. Иммануил Кант 6
2.1 Личность и творчество 6
2.2 Творчество в докритический период 7
2.3 Руссо и Кант: проблема цивилизации и человека 8
2.4 Бессмертные идеи "Критики чистого разума" 10
2.5 "Революция в способе мышления" 11
2.6 Возможна ли и как возможна свобода? 12
3. Заключение 14
Список литературы 15
В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать" свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к совершившемуся прошлому.
В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только "негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как "способность самопроизвольно начинать ряд событий". (с. 491-492)
Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей": прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди, эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е. Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп.
В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным её осуществлять.
Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному, новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании свободы.
На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью.
Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть.
3. Заключение
Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.
Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами - помещённые в "Заключении" "Критики практического разума", они раскрывают суть и замысел свей его философии.
"Две вещи наполняют душу
всегда новым и всё более
сильным удивлением и
Список литературы
Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.
Введение в философию, М., 1989.
Гулыга А. Кант, М., 1981.
История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.
Кант И. Соч.: т.2, т.6.
Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ. мысли/.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: т.20.
Методическое пособие по философии, М.: Политическая литература, 1973.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 1991.
Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература, 1991.
Философия Канта и современный идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова, Л.А.Боброва и др.; Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян; АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987.
Философия, основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова, М.: Политиздат, 1990.
Философия: учебник для высших учебных заведений, Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1985.
Уральский Институт Экономики Управления и Права
Реферат
ПО ФИЛОСОФИИ
Тема: Биография Иммануила Канта.
Догматический и критический этапы творчества.
Исполнитель: студент группы ФК-101 Касимовцев Дмитрий Александрович
Руководитель: проф. Пивоваров Данил Валентинович
Екатеринбург - 2000
Содержание:
1. Введение
2. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 5
3. Глава II:Переломный период или переход от догматического
к критическому
4.Глава III: Критический период:
а) «Критика чистого
разума»
б) Этика
по Канту
в) Эстетика по
Канту
5. Глава IV: Завершение пути
6. Заключение
7.Список литературы
Введение.
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято называть «основоположником немецкой классической философии». Действительно, почти все виды классического и современного философствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть её состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперёд рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий учёный впервые в истории философии отвлёкся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества – в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Исследование философского
наследия Канта осложняется
Как автор данного реферата, я не претендую на всестороннее и исчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена, прежде всего, описанию жизни учёного. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина – процесс. Никогда философом не овладело чувство, что, всё сделано, что обретён абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал своё учение. Его жизнь – непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет, когда мысль вышла из-под его контроля.
Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учётом традиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу между ними различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие – приблизительно 1770 год. По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путём долгих и часто мучительных исканий. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический». В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Своё состояние в эти годы сам Кант называл «догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап – так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания. Объём данного реферата не позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого из этапов.
Глава I.
Иммануил Кант родился
22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге
в семье шорника Иогана Георга
Канта. Сам Кант полагал, что его
предки были родом из Шотландии, но
современные исследователи