Слово далеко не всегда влечёт
за собой дело. Поучать легче, чем
следовать поучениям. В истории философии есть множество примеров
несовпадения проповеди и поведения. Однако
Кант-моралист и Кант-человек – одно и
тоже. Конечно, он не всегда и не во всём
руководствовался прописями категорического
императива. Но, в общем, и целом его поведение
соответствовало тому идеалу внутренне
свободной личности, который он набросал
в своих произведениях. Была цель жизни,
был осознанный долг, была способность
управлять своими желаниями и страстями.
Природа наделяет человека темпераментом,
характер он вырабатывает сам. Иммануил
Кант сделал самого себя и в этом отношении
он уникален.
Список литературы:
- Кант И. «Сочинения в шести томах». М., 1963-1966.
- Асмус В.Ф. «Иммануил Кант». М., 1973.
- Гулыга А.В. «Кант». – 2-е изд. – М., Мол. Гвардия, 1981.
- Нарский И.С. «Кант». М., 1976
Московская
сельскохозяйственная академия им. К.А.
Тимирязева
Кафедра Философии
Реферат по теме:
И. Кант: метафизика
свободы.
Выполнил: аспирант
кафедры селекции и семеноводства
овощных
культур Бричук
Д.Н.
Проверил:
Москва 1996
И. Кант. Метафизика
свободы.
Антитеза
свободы и природы - центральная
идея философии Канта, прямое
выражение постулируеммой ею
раздвоенности всего существующего
на мир явлени, совокупность которых
образует природу, и на его
первооснову - мир “ вещей в себе”,пребывающий по ту сторону категориальных
определений природы. Необходимость, каузуальные
отношения, так же кака и пространство,
и время относятся лишь к миру явлений
, мир “вещей в себе” свободен от этих
определенностей и поэтому образует
царство свободы - свободы от неумолимых
законов природы. Таким образом Кант
с одной стороны, доказывает безусловную
подчиненность явлений законам
природы, строжайшему детерминизму , а
с другой _ столь же решительно настаивает
на том, что свобода- первое, довременное
звено причинно- следственной цепи событий.
Правда , существование этой изначальной
свободы недоказуемо, она непознаваема,
сверхчуственна, трансцендентна. Но если
мы соглашаемся с тем, что существуют не
только явления, но и “вещи в себе”, то
что вывод о наличии свободы становится
вполне оправданным. Если же мы напротив
отвергаем бытие “вещей в себе”, то мы
отвергаем тем самым всякую возможность
, ибо природный детерминизм не знает
исключений.
Кант полагает,
что его непоколебимое убеждение
в существовании особой , принципиально
отличной от имперической ( природной)
свободной причинности, т. е. необусловленного
предшествующим временным рядом начала
имперической каузальной последовательности,
отнюдь не беспочвенно. У этого убеждения
имеется, с одной стороны, космологическое,
а с другой - этическое основание.
Тезис третьей
космологической антономии гласит:
“ Вмире существуют свободные
причины”, а ее антитезис утверждает
: “Нет никакой свободы, все
есть природа”. Кант не считает
антиномии принципиально неразрешимыми апориями.
Одну из главных задач трансцедентального
идеализма он видит не только в установлении,
но и в положительном разрешении антиномий.
Так, решение антиномии, абсолютно противопоставляющей
необходимость и свободу, заключается
в допущении, что ее антитезис относится
к природе, а тезис - к сверхприродному
миру “вещей в себе”. Принимая этот постулат,
Кант утверждает: “ природа и свобода
могут без противоречия быть приписаны
одной и тойже вещи, но в различном отношении:
в одном случае - как явлению, в другом
- как вещи самой по себе”1.
Что же
это за “вещь”, которая есть
явление , безусловно определяемое
необходимостью, и вместе с
тем есть явление, безусловно
определяемое необходимостью ,
и в месте с тем есть запредельная миру явлений , миру необходимости, “вещь
в себе “ . Такой “вещью”, по учению Канта
может быть только человеческое существо.
Нравственное сознание присущее человеку,
несмотря на совершаемые им ненравственные
поступки( они как раз и указывают на анличие
нравственного сознания), неопровержимо
свидетельствуют о вменяемости человеческого
индивида, его ответственности за свои
поступки , а значит , и о его свободе. В
этом смысле кант говорит о практическом(
нравственном ) доказательстве свободы
воли. А это , в свою очередь , служит если
не доказательством, то все же аргументом
в пользу признаниякосмологической свободной
причинности, без которой едва ли была
бы возможна свобода воли.
Итак, человек
не свободен как явление природы,
естественное существо, определяемое законами природы. Человек, говорит
Кант, “ может быть сколь угодно изобретателен,
но он не может навязать природе другие
законы”2.Он не свободен как чуственное
существо, обусловленное своими восприятиями,
переживаниями, страстями. Каждый поступок
человека происходит в определенный момен
времени , который необходимо обусловлен
тем , что предшествует ему во времени.
Следовательно, “в каждый момент времени,
в который я действую , я никогда не
бываю свободным”3. Но есть лишь
форма бытия явлений, Его нет в мире “вещей
в себе”. время идеально, оно - априорное
чувственное созерцание, имеющее отношение
лишь к чувственно воспринимающему миру.
Именно идеальность времени делает возможной
свободу.
Человек,
поскольку он не только эмпирический
индивидум, то и трансцендентальный субъект, не подвержен
необходимости и , следовательно, свободен.
И лишь в этом качестве, т.е. в своей трансцендентальности,
человек выступает как разумное , разумно
действующее, нравственное, свободное
существо. Соответственно этому, и человеческая
воля может быть правильно понята лишь
с учетом раздвоенности всего существующего.
Признание свободы воли отнюдь не равнозначно
утверждению , что воля всегда свободна.
Как и человек в целом, воля принадлежит
двум мирам и поэтому характеризуется
противоположными определениями. Кант
разъясняет: “ одну и ту же волю в ее проявлении
( в наблюдаемых поступках) можно мыслить
, с одной стороны, как необходимо сообразующуюся
с законом природы и постольку не свободную,
с другой же стороны, как принадлежащую
вещи в себе , стало быть , не подчиненную
закону природы и потому как свободную.
Таким образом
, Кант занимает совершенно своеобразную
традицию во многовековом споре
о свободе воли. Философы, отстаивающие
свободу воли, обосновывали свое
убеждение аргументами индетерминизма
. Их противники, приверженцы детерминизма
, доказывали что свобода воли в принципе
невозможна, ибо все явления, в том числе
и волевые акты, представляют собой следствие
определенных причин. Нравственное сознание
присущее человеку, несмотря на совершаемые
им ненравственные поступки( они как раз
и указывают на анличие нравственного
сознания), неопровержимо свидетельствуют
о вменяемости человеческого индивида,
его ответственности за свои поступки
, а значит , и о его свободе. В этом смысле
кант говорит о практическом( нравственном
) доказательстве свободы воли. А это ,
в свою очередь , служит если не доказательством,
то все же аргументом в пользу признаниякосмологической
свободной причинности, без которой едва
ли была бы возможна свобода воли.
Итак, человек
не свободен как явление природы,
естественное существо, определяемое
законами природы. Человек, говорит
Кант, “ может быть сколь угодно
изобретателен, но он не может
навязать природе другие законы”2.Он не свободен как чуственное
существо, обусловленное своими восприятиями,
переживаниями, страстями. Каждый поступок
человека происходит в определенный момен
времени , который необходимо обусловлен
тем , что предшествует ему во времени.
Следовательно, “в каждый момент времени,
в который я действую , я никогда не
бываю свободным”3. Но есть лишь
форма бытия явлений, Его нет в мире “вещей
в себе”. время идеально, оно - априорное
чувственное созерцание, имеющее отношение
лишь к чувственно воспринимающему миру.
Именно идеальность времени делает возможной
свободу.
Человек,
поскольку он не только эмпирический
индивидум, то и трансцендентальный
субъект, не подвержен необходимости
и , следовательно, свободен. Было
ошибочно полагать , что Кант пытается
примирить , синтезировать эти противоположные , фактически несовместимые
направления. Он ровно несогласен как
с индетерминистами, так и с детерминистами.
Первые игнорируют законы природы, которые
не делают исключения ни для чего. Вторые
- абсолютизируют необходимость, игнорируя
то обстоятельство, что природа не есть
единственная реальность . Поэтому Кант
отвергает аргументы как той, так и другой
стороны.
Кант не
соглашается и с Х. Вольфом
выдающимся последователем Лейбница,
который, как справедливо отмечает
В.А. Асмус.полагал что “человек детерминирован в своем физическом
поведении- поскольку он есть тело, но
свободен в поведении психическом, поскольку
он есть субъект”5. Такая аргументация,
от которой, кстати сказать, не был свободен
и Кант в своей ”доктрической” период,
теперь отвергается им самым решительным
образом. Не называя Х Вольфа, Кант указыывает,
что представление будто бы мы в своих
помыслах, желаниях, намерениях, в отличие
от наших телесных состояний , свободны,
есть “жалкая уловка, за которую кое-кто
все еще готов ухватиться, полагая, будто
таким мелочным педантизмомразрешается
трудная проблема, над решением которой
тщетно бились в течении тысячелетий...”6.В
противовес Х. Вольфу и другим сторонникам
указанной выше концепции Кант утверждает
, что человек поскольку он есть явление
природы , равно определяетсянеобходимостью
и как объект, и как субъект. Следовательно,
психические акты человеческого существа
так же подвластны природному детерминизму,
как и его физические состояния.
Мы видим
. что Кант предельно заостряет постановку проблемы свободы. Человеческое
существо оказывается в ситуации , которая
во всяком случае на первый взгляд, рпедставляется
нереальной , невозможной. Человек свободен,
утверждает Кант, лишь как трансцендентная
“вешь в себе”, из чего , по-видимому, следует
, что во всей своей эмпирической , реальной
жизни он не свободен. Такой вывод был
бы правильным , если бы Кант ограничивался
одним лишь противопоставлением явлений
и “вещей в себе”, реального и потустороннего.
В действительности же Кант в известной
мере снимает , преодолевает это противопоставление,
поскольку , согласно его учению, человек
ка разумное существо, т.е. в той мере, в
какой он действует разумно, находясь
в рамках эмперических обстоятельств,представляет
собой не только явление, но свободно действующую
“вещь в себе”.
Возможность
такого сочетания эмпирического
и трансцендентного, необходимости
и свободы не стала еще
предметом специального рассмотрения
исследователей философии Канта.
Амежду тем эта возможность
со всей очевидностью выявляется в кантовском понимании разума.
Кант , как известно, различает эмпирический
и чистый разум. Свою вторую “ Критику...”
Кант, в отличие от “Критики чистого разума”,
назвал “Критикой практического разума”,
поскольку одной из ее главных задач было
иссследование возможности и действительности
наряду с эмпирическим практическимразумом,
существование которого не подлежит сомнению,
чистого практического разума, который
способен самоопределятся безотносительно
к чуственным обстоятельствам.
Не следует думать, что согласно Канту, человек
обладает двумя разумами , эмпирическим
и чистым. Один и тот же человеческий разум
выступает в двух ипостасях: имперической
и умопостигаемой. И в этой последней форме,
т. е. как чистый разум,. он есть “вещь в
себе”, которая существует и в повседневной
жизни человека, поскольку он поступает
разумно . Понятно поэтому следующее замечание
Канта:” в концеконцов мы имеем дело с
одним и тем же разумом, который должен
иметь различие лишь в применении”7.
Чистый
разум , утверждает Кант , “ присутствуе и остается
одинаковым во всех поступках человека
при всех обстоятельствах времени, но
сам он не находится во времени и не приобретает
, например нового состояния, в котором
он не находилсяраньше, он определяет
состояние, но не определяется им”8.
Следовательно чистый разум не есть явление,
он не подчинен каким -либо условиям чувственности.
Свобода есть порождение чистого разума,
следствие присущей ему способности “самопроизвольно
начинать ряд событий”9.Речь идет
об эмпирических событиях, которые вызваны
априорным полаганием чистого разума
т.е. безотносительно к эмпирическимобстоятельствам.
Как же
конкретно совершается свободное
действие, инициируемое чистым разумом,
который хотя и присущь живому,
смертному индивиду, существует
вне времени и пространства, из чего следует
, что здесь нет места причинно-следственному
отношению, предполагающему отношение
во времени между “прежде” и “после”.Чистый
разум инициирует свободные действияне
как непосредственная, ближайшая причина(
такое имеет место лишь в империческом
казуальном ряду), а как определенный “образ
мыслей”, духовный склад личности, ее
нравственная ориентация. При такой постановке
проблемы понятие трансцендентальногосубъекта
свободной воли в значительной мере утрачивает
мистический привкус. Чистый разум , т.е.
разум , свободный от чувственных побуждений,
эгоистических пристрастий, предубеждений,
оказывается общественным сознанием ,
общественным разумом. В понятии чистого
разума преодолевается противопоставление
личного общественному, т. е. личное , природа
которого социальна, возвыщается до уровня,
определяемого собственной природой.
Такое возвышение не есть конечно , устранение
личного в частности стремления к счастью,
Речь идет лишь о подчинении личных стремлений
нравственному закону. Нельзя поэтому
согласиться с другими исследователями
философии Канта, которые отказываются
видеть в кантовском понятии свободы его
социальные, т.е. по существу имперические
интенции. заблуждается например, Г. Шульете,
утверждающий в противовес Канту:”Я знаю
лишь свободу тела. Я воспринимаю ее, ощущая
свое тело, передвигаясь , заботясь о своей
жизни, продолжая ее. Я постигаю свободу
вследствие страха ее потерять . Эту свободу
Кант не может мыслить”10. Между
тем Кант вовсе не исключает из сферы свободы
телесные действия, если они инициированы
разумом. Он не отрицает и свободы как
источника поступков , противных нравственности.