Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:44, реферат
Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества. Яйца-сувениры были сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но и для самого заказчика. "Ваше величество будет довольно", - так отвечал Фаберже на вопрос о сюжете очередного изделия. Они изумляли своей неповторимостью. Сам Фаберже чутко реагировал на изменчивость вкуса и моды и даже мог их предугадать.
Фаберже объединил многочисленные мастерские, во главе каждой из которых стоял талантливый мастер (М. Перхин, Ю. Раппопорт, Э. Коллин, А. Холмин и др.). По условиям контракта эти мастера работали только на Фаберже, но персонал набирали и обучала сами. В период расцвета фирмы в ней сотрудничало более 700человек и основная часть мастерских находилась в Санкт–Петербурге. Помимо Санкт–Петербурга, где «душа» фирмы и располагалась её администрация, были открыты также, филиалы в Москве (1887 год), а также в конце XIX–начале ХХв. — в Одессе, Киеве, Лондоне.
Когда в конце XIХ в. прежние помещения фирмы стали тесны и неудобны для работы, на Большой Морской улице был приобретён дом №24. В 1900 году семья и фирма переехала в новый дом. Перед этим во время полной перестройки здания был заново отделан фасад, для чего были использован впервые в истории города Минский красный гранит из Карелии.
С 1882 года в фирме начал работать брат Карла Агафон (1862–1895 годы), ставший вскоре и главным художником. Основным учителем мастеров фирмы стал Эрмитаж. Многие классические изделия, например древнегреческое и скифское золоте, вначале просто копировалось, а затем служило основой оригинальных композиций. В 1885 году Карл Фаберже получил звание ювелира его Величества Императорского Двора с правом включения. двуглавого орла в свой фирменный знак и с тех пор выполнял заказы императорской семьи. Так, ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Фёдоровне император заказал в 1894 году именно фирме Фаберже.
В 1900 году К. Фаберже
на Всемирной выставке получил звание
Мастера Парижской гильдий
Карл Фаберже — человек высокообразованный, с большим художественным вкусом, большой художественной фантазией и тонким знанием технических приёмов, внёс много нового в русское ювелирное дело. Одним из постоянных видов изделий фирмы были миниатюрные копии известных произведений искусства, например, царских регалий, выполненный из драгоценных материалов. Фирма прославилась возрождением средневековом техники прозрачной эмали «гильоше». Она была изобретена древними кельтами, а затем усовершенствована византийцами, и заключалась в том, что серебряная или золотая основа с гравированным рисунком покрывалась прозрачной эмалью, создававшей иллюзию глубины и тончайшие переливы цвета и света. Мастера Фаберже стали применять в этой технике машинную гравировку «лучами», «муаром» или «волной» и широкую цветовую палитру эмалей: голубых, ярко-красных, нежно-розовых палевых, серебристых. После покрытия эмаль тщательно полировали, что создавало игру световых лучеи, выявлявших рисунок лишь под определённым углом зрения.
Руководя большим, тщательно подобранным штатом первоклассных ювелиров, и входя в мельчайшие детали работы, Карл Фаберже впервые широко использовал для самых разнообразных ювелирных работ полудрагоценные камни и в основном — богатства Урала, Сибири, Кавказа. Количеством и разнообразием употреблявшихся им камней Фаберже превзошёл всех известных ювелиров всех времён: нефрит, жадеит, ляпис, лазурит, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, разнообразные яшмы, родонит, обсидиан, кварц, авантюрин, всевозможные агаты наряду с драгоценными алмазом, сапфиром, рубином, изумрудом и жемчугом служили материалом для создания ювелирных изделий различных размеров. Так, работавший в Петербурге для Фаберже Ю. Раппопорт сделал в 1901 году большие настольные часы в виде малахитовой колонны на круглом ступенчатом постаменте, с серебряными литыми скульптурами всадника-конногвардейца со знаменем в руке и двух пеших гвардейцев с обнажёнными саблями. Фирма выпускала много утилитарных вещей: рамки для фотографий, часы, пеналы, портсигары, бонбоньерки, флаконы для духов, набалдашники для тростей и пр. Широко использовалось серебро, драгоценные камни с полудрагоценными. Причём, драгоценные материалы смело соединялись с деревом, сталью, стеклом.
Совершенно новым в ювелирном деле были небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней, выполнявшиеся искусными резчиками Кремлевым, Свешниковым, Дербишевым и др., умевшими тонко выявить природную красоту камня, тщательно и с большим мастерством отполировать его. Причём, камни разного цвета м текстуры часто склеивались. Изготовление этих фигурок Фаберже начал под влиянием японских нэцкэ (брелок, подвеска на поясе традиционного японского костюма, обычно выполняется в виде миниатюрной фигурки человека или животного в яркой гротескной форме), большой коллекцией которых владел Карл Фаберже.
Особенно характерны были фигурки зверей фирмы Фаберже — это слоны, змеи, утята, зайцы, медведи, а также птицы, рыбы. Изготавливались и «человеческие фигурки» балалаечник, кучер, маляр и др. В отличие от животных, эти человеческие фигурки компоновались из различных пород камня, так подобранных, чтобы имитировать фактуру и цвет лица и рук, костюма, волос и т.д. Для достижения эффекта цельности — отдельно вырезанные и отполированные детали тщательно подгонялись друг к другу и склеивались по специальной технологии, заимствованной Фаберже у Флорентийских мастеров XVIII века. Интересно портретное изображение известной цыганской певицы Вари Паниной с алмазными глазами, золотыми серьгами и цепью и серебряным ожерельем, выполненное из уральских камней — яшмы, пурпурина, обсидиана и кварца. Некоторым особняком стоит большая группа предметов из камня — это цветы, изготовление которых с начала ХХ века заняло в производстве фирмы видное место. Нарциссы и жасмины из белого кварца, душистый горошек из агата, родонита кварца с листьями из небрита или зелёной яшмы, ветка рябины и земляники с ягодами из пурпурина помещены в стаканы из горного хрусталя.
Эти миниатюрные композиции из цветов и ягод относятся к разряду наиболее сложных камнерезных изделий Фаберже. На эти произведения вдохновили Фаберже искусные работы японских и китайских мастеров. В московском магазине Фаберже была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения служившие моделями для, цветовых миниатюр из камня. Нередко цветы вставляли в стаканчик из горного хрусталя, наполовину полый, чтобы цветок (или ветка с ягодами) казался помещённым в воду. Подлинным открытием фирмы были, сувенирные, пасхальные яйца — традиционно русский подарок на Пасху. Первое такое яйцо из драгоценных материалов было казано в 1885году Александром III для подарка своей супруге, императрице Марие Фёдоровне. В дальнейшем мастера фирмы изготовляли подарочные сувениры ежегодно. Условие одно: яйцеобразная форма, сюрприз внутри, о котором никто не долже знать, даже Император, и невозможность повторений. Всего таких сувениров фирма изготовила 54, из них сохранилось 45. Большинство из них было распродано большевиками после революции, лишь десять осталось в Оружейной палате в Москве. Московское отделение фирмы выпускало более дешёвые изделия. Особую популярность имели безделушки с миниатюрными росписями по эмали Ф. Рюкерта, повторявшими известные картины К. Маковского, З. Васнецова в «русском стиле».
К 1914 году фирма Фаберже
создала около 100 тысяч предметов.
В это время наряду со старыми
мастерами в ней работали все
четыре сына Карла Фаберже. Первая мировая
войне нанесла сильный, удар по деятельности
фирмы, революция 1917г. уничтожила её совсем.
Карл Фаберже в 1918 году тайно эмигрировал
в Швейцарию, где и скончался в 1920 году.
Уехали и другие мастера. Наследники семьи
пытались восстановить прерванное дело
в Париже и Женеве, но былой славы достичь
не удалось.
Вчера в Кремле
открылась выставка "Фаберже утраченный
и обретенный", на которой представлены
яйца Фаберже из коллекции Форбса, которые
купил умеющий правильно вкладывать деньги
Виктор Вексельберг. Некоторые уже сравнивают
его с такими меценатами, как Мамонтов,
Третьяков, Морозов, Щукин. А на пресс-конференции
стало известно, что частная собственность
в России свята, поэтому яйца Фаберже к
государству не перейдут.
Выкуп до начала торгов уже объявленной
к продаже на аукционе 'Сотбис' коллекции
покойного Форбса - сумевшего собрать
девять из изготовленных по заказам русских
императоров пятидесяти яиц (больше, и
только на одно, хранится лишь в Оружейной
палате) и еще много чего, изготовленного
фирмой Фаберже, - потряс Россию и весь
антикварный мир широтой жеста. Как считает
'Время новостей', Виктор
Вексельберг и основанный им фонд 'Связь
времен' оправдал лучшие ожидания художественного
рынка, давно надеявшегося увидеть от
наших граждан что-нибудь более интересное,
чем возведенные в степень цены на Айвазовского.
В Москву зачастили представителя аукционных
домов, дорогих западных галерей. На пресс-конференции
по поводу открытия выставки было невозможно
протолкнуться. Увы, встретиться на ней
с автором сенсации было невозможно - говорят,
он любовался своим приобретением накануне,
а вечером давал прием для избранных.
В Патриаршем дворце представлена самая
значительная часть собрания: почти пятьдесят
предметов, включая девять больших 'императорских
яиц'; яйцо-часы герцогини Мальборо
(с него началась коллекция Форбса); первое
и последнее яйца из подаренных супругом
неведомой нам купчихе Варваре
Кельх; а также драгоценные изукрашенные
портретные рамочки, портсигары, часы,
мелкие яйца-брелоки. Среди императорских
пасхальных яиц есть и самое первое, положившее
начало традиции, -- скромненькое, беленькое
с золотой курочкой, подаренное Александром
III императрице Марии
Федоровне на Пасху 1885 года, и изысканное
'Ренессансное' - его последний подарок
супруге. Традицию поддержал сын. Николай
II заказывал на Пасху по два яйца - жене
и матери. На выставке его первый подарок
супруге - яйцо 'Бутон розы', украшенное
стрелами купидона, роскошное золотистое
'Коронационное' и трогательное яйцо 'Ландыши'
с миниатюрными портретами маленьких
дочек. Драгоценности отмечают важные
события жизни царской семьи и конец династии,
закат империи. Последнее из подаренных
ей сыном яиц - 'Орден Святого Георгия'
- было единственным, которое вдовствующая
императрица Мария Федоровна вывезла
из России в 1919-м.
Как пишет 'Независимая
газета', ввоз в Россию яиц Фаберже был
приурочен к инаугурации, произошел день
в день с этим событием. И теперь выясняется,
что эта акция проходит фактически под
патронажем самого президента. 7 мая, во
время инаугурации, Вексельберг говорил
с Владимиром Путиным и лично пригласил
его на выставку. Как рассказал 'НГ' официальный
представитель фонда 'Связь времен' Андрей
Шторх, президент 'похвалил Виктора
Вексельберга за идею, дал достаточно
высокую оценку факту возвращения коллекции,
с одной стороны, и создания такого фонда,
который будет заниматься поиском по миру
культурных ценностей и возвращать их
в Россию, и сказал: 'Да, очень интересная
выставка, я постараюсь быть'. 'Постараюсь
быть' на языке протокола означает, что
глава государства зайдет, как только
помощники найдут какое-то окошко в его
графике. Перейти через Ивановскую площадь
из первого корпуса Кремля в Патриарший
дворец - это пять минут, тем более для
нашего молодого и спортивного президента'.
Остальные чиновники приступили к осмотру
коллекции со вчерашнего дня. Организаторы
выставки, проходящей в Мироваренной палате
Патриаршего дворца Кремля, заблаговременно
составили очередность торжественных
приемов по случаю возвращения яиц. Большая
часть этих мероприятий будет закрыта
для прессы - 'фуршеты с яйцами' устраиваются
как праздники для своих. На вчерашний
вечер был намечен первый вернисаж - с
участием в основном политической элиты
страны. Список самых почетных гостей
открывали Алексий II, Юрий
Лужков, Александр
Соколов. Обещали быть и жены двух первых
лиц государства - Людмила
Путина и Елена Фрадкова.
'Коммерсант' рассказывает о пресс-конференции,
на которой было два значительных момента.
Во-первых, Владимир
Воронченко попытался озвучить дальнейшие
планы фонда "Связь времен". По его
словам, выходило, что покупка форбсовского
Фаберже - это только начало крупномасштабной
и планомерной деятельности по возвращению
в Россию утраченных культурных ценностей.
Вся конкретика, однако, была тщательно
завуалирована: в ближайшее время фонд
собирается "предпринять еще два очень
важных шага", которые по своей важности
(таково мнение господина Воронченко)
даже опережают первый "шаг" фонда,
а именно пресловутое январское приобретение.
Но что это будут за покупки, господин
Воронченко не дал понять даже намеками,
ссылаясь на необходимость тайны.
А во-вторых, никакой передачи яиц (хотя
бы одного из них) государству (хотя бы
в лице Оружейной палаты) не будет. Слова
Елены Гагариной, Михаила
Швыдкого, Владимира Воронченко складывались
во вполне единодушную картину с ясным
месседжем: частная собственность священна
и неприкосновенна, но и государственная
тоже. И в общем, любое взаимопроникновение
между ними (например, приватизация культурных
памятников федерального значения) грозит
сложными юридическими коллизиями. Михаил
Швыдкой, которого вопросы журналистов
сильно отвлекли от яиц Фаберже, подытожил
пресс-конференцию и вовсе чеканной фразой:
"Любое прикосновение к законам о национализации
1918 года будет губительным для нашего
общества".
Дни.Ру приводят слова 'одного известного
российского писателя и общественного
деятеля: "Если у Виктора Вексельберга
с государством нет никаких "противоречий",
то это поступок, достойный памяти таких
великих русских меценатов, как Мамонтов,
Третьяков, Морозов, Щукин. Если
же у него не все в порядке с законом (а
большинство предпринимателей были в
свое время поставлены в такое положение,
что, не нарушив закон, ничего не могли
заработать) и эта покупка - форма покаяния
перед страной, которая в результате реформ
была ограблена и обессилена, то мне кажется,
это хороший пример".
Непревзойденный
кудесник Фаберже
"Русским Бенвенуто Челлини" называли Карла Фаберже еще при жизни. Со времен этого великого итальянца мир не знал другого мастера, обладающего такой высокой техникой и поистине неистощимой фантазией.
Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его предки были французскими гугенотами, которые скрывались от религиозных преследований католиков. В 1685 году они покинули родину и поселились в Германии, а в конце XVIII века дед художника прибыл в лифляндский город Пярну и принял российское подданство. Здесь в 1814 году у него родился сын Густав. Вскоре Густав Фаберже, или, как его называли в адресных книгах, Фаберг, переехал в Петербург и основал ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, в доме номер 11.
В
1846 году у Густава и его жены
Шарлотты, дочери датского художника Юнгштедта,
родился сын Карл. С детства Карл проявил
способности к рисованию, и друг отца Хискас
Пендин стал обучать его ювелирному делу.
Для завершения образования Густав отправил
сына за границу. Петер Карл, учился в немецкой
частной школе Святой Анны и продолжал
свое обучение в дрезденской Хандельшуле,
в Париже — коммерческий колледж, во Франкфурте-на-Майне
прошел практику в мастерской известного
ювелира Фридмана. А в музеях Дрездена,
Лондона, Парижа, Флоренции изучал крупнейшие
ювелирные коллекции. Карлу было 24 года,
когда он, повидав свет
и набравшись знаний, вернулся домой.
Ювелир, художник-дизайнер, реставратор и замечательный предприниматель, Карл Густавович превратил небольшую ювелирную мастерскую в самое крупное предприятие в Российской империи и одно из самых больших во всем мире. У Карла Фаберже поистине был талант находить яркие дарования, выдающихся ювелиров и создавать им условия для творчества.
1 мая 1885 года Фаберже получил звание "поставщика высочайшего двора", а в 1890 году назначен "оценщиком кабинета его императорского величества"
К 1914 году фирма Фаберже создала около
100 тысяч предметов. В это время наряду
со старыми мастерами в ней работали все
четыре сына Карла Фаберже. Первая мировая
войне нанесла сильный удар по деятельности
фирмы, революция 1917г. уничтожила её совсем.
Карл Фаберже в 1918 году тайно эмигрировал
в Швейцарию, где и скончался в 1920 году.
Уехали и другие мастера. Наследники семьи
пытались восстановить прерванное дело
в Париже и Женеве, но былой славы достичь
не удалось.
История ордена
Специалисты крупнейшего российского ювелирного завода "Русские самоцветы" в Санкт-Петербурге вместе с Татьяной Федоровной Фаберже, правнучкой великого русского ювелира Карла Фаберже, являются зачинателями награды « Орден Карла Фаберже». В память о выдающемся мастере они учредили Мемориальный фонд К.Фаберже и почетный знак "Заслуженный деятель декоративно - прикладного искусства", который сразу же получил и второе название "Орден Карла Фаберже". Однако в связи с акционированием завода "Русские самоцветы" возникли некоторые затруднения - требовались свежие идеи и немалые средства для изготовления дорогих наград.
Был создан международный комитет по наградам Фаберже - интернациональная некоммерческая организация. В состав Международного комитета входит 17 человек. Это очень состоятельные люди - представители почти всех королевских дворов Европы. Председателем президиума Российского национального комитета этой организации является Александр Николаевич Иванов.
Кандидатуры
для награждения орденом К.
Орден К.Фаберже имеет три степени. Орденом первой степени награждаются только кавалеры ордена 2-ой и 3-ей степени. Орденом второй степени награждаются за значительный вклад в декоративно-прикладное искусство, сохранение мирового культурного наследия. Орденами второй и третьей степени награждаются лица, внесшие заметный вклад в искусство и в различные области знаний, смежные с искусством. Награда передается по наследству.