Пасхальные сюрпризы Фаберже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества. Яйца-сувениры были сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но и для самого заказчика. "Ваше величество будет довольно", - так отвечал Фаберже на вопрос о сюжете очередного изделия. Они изумляли своей неповторимостью. Сам Фаберже чутко реагировал на изменчивость вкуса и моды и даже мог их предугадать.

Файлы: 1 файл

ДИНАСТИЯ ФАБЕРЖЕ5.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

     Материалы: золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы, огранённые розой, рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат. Мастер: Михаил Перхин и Юрий Николай. Техника исполнения: литьё, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля.

Яйцо-клевер, 1902

     Яйцо-клевер подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1902 г.  Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых сканых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зелёной прозрачной оконной эмалью, часть - мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Фёдоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплён драгоценный четырёхлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырёхлепестковый клевер было большой редкостью и удачей.

     Материалы: Золото, платина, алмазы, огранённые розой, рубины Техника исполнения: скань, оконная эмаль, чеканка. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля,.Описание:  
 

300 – летие Российского  престола(1913)

 

      300 – летие  Российского престола подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1913 г.

      Яйцо, выполненное к трёхсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью  миниатюрными портретами предста- вителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплён вращающийся стальной воронёный глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государствен -ной символики. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами в алмазных рамках украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит.  

     Материалы: золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранённые розой, пурпурин, сталь, стекло, кость. Мастер: Генрих Вигстрем. Техника исполнения: эмаль, литьё, чеканка, гильошировка, гравировка, воронение, акварель. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля.

Яйцо  с моделью памятника  Александру III, 1910

 

       Яйцо  с моделью памятника Александру III  подарок императора Николая II императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1910 г.

     Яйцо  из горного хрусталя состоит из двух частей. Вверху яйцо украшено накладной  платиновой сеткой, усыпанной мелкими  алмазами, с двух сторон - платиновыми  консолями, над которыми помещены фигурки  геральдических двуглавых орлов. Вверху на яйце укреплён крупный алмаз, сквозь который видна дата "1910". Подставка представляет собой четыре платиновые крылатые полуфигуры путти, укреплённые на хрустальном профилированном основании. В яйцо вкладывается золотая модель памятника Александру III на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури. Модель воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своём отце.

      Материалы: Золото, платина, алмазы, огранённые розой, горный хрусталь, ляпис-лазурь. Техника исполнения: литьё, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в                      Государственных         музеях Московского Кремля.  

Яйцо с моделью  Александровского дворца, 1908

     Яйцо  с моделью Александровского дворца Подарено императором Николаем II императрице  Александре Фёдоровне на Пасху 1908 г.

     Нефритовое  яйцо, состоящее из двух соединённых  шарниром частей, украшено пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами. Яйцо инкрустировано золотом и драгоценными камнями. Над портретами помещены начальные буквы имен детей, выложенные алмазами. На яйце вверху и внизу укреплены плоские треугольные бриллианты, под которыми на серебряной фольге исполнены чернью монограмма императрицы Александры Фёдоровны "А°" и дата "1908". Модель Александровского дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца - из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зелёной эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью "ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ". Он был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками". Подставка под яйцо изготовлена в 1989 г. на Московском экспериментальном ювелирном заводе мастером С.Бугровым по эскизу художника Т.Д.Жарковой. Подлинная подставка отсутствует.

     Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранённые розой, рубины, нефрит, горный хрусталь, стекло, дерево, бархат, кость.  Техника исполнения: эмаль, литьё, чеканка, инкрустация золотом и драгоценными камнями, гравировка, резьба по камню, акварель, гуашь. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля.

Яйцо-часы, 1899

      Яйцо-часы подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1899 г.

     Яйцо  декорировано прозрачной жёлтой эмалью по гильошированному фону и накладным  узором из цветного золота, увенчано букетом  белых лилий, выполненных из халцедона  и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закреплённую стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чьё пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществлённым признанием Николая II в любви своей жене.

     Материалы: золото, платина, серебро, алмазы, огранённые розой, халцедон. Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литьё, чеканка, гравировка, резьба по камню Мастер: Михаил. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916

             Яйцо с миниатюрой на мольберте  Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1916 г.

      Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Фёдоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырёх снарядов, укреплённых на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Фёдоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена чёрно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

      Материалы: Золото, сталь, нефрит, кость, шёлк,.Техника  Мастера: Генрих Вигстрем., миниатюрист  Василий исполнения: эмаль, литьё, чеканка, акварель.

Яйцо  с моделью сибирского поезда, 1900

             Яйцо с моделью сибирского поезда  Подарок императора Николая II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1900 г.

      Яйцо с крышкой  на шарнире выполнено из серебра, в средней части украшено гравированным  изображением карты Российского  государства с Транссибирской магистралью и надписью "ВЕЛИКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К 1900 ГОДУ". В яйцо вкладывается золотая с платиной действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом гравирована надпись: "ПРЯМОЕ СИБИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ", на втором, третьем и четвёртом - "ДЛЯ ДАМ", "ДЛЯ КУРЯЩИХ", "ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ", на втором - "2го КЛ.", "24 МЕСТА", на третьем и четвёртом - "1го КЛ.", "18 МЕСТ". Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм модели заводится золотым ключом. Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновлённого императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины

     Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, огранённые розой, рубин, оникс, хрусталь, дерево, шёлк, бархат. Мастер: Михаил.. Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литьё, чеканка, гравировка, скань, зернь.Хранится в Государственных музеях Московского Кремля

 

Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906

     Яйцо "Московский Кремль" Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на пасху 1906г.

     Декор золотого покрытого белой опаловой эмалью яйца с куполом и тройными окнами навеян архитектурой Успенского собора Московского Кремля. В одно из застеклённых окон виден интерьер собора, изображённый на овальной стеклянной пластине, находящейся внутри модели. На круглой золотой накладке, закреплённой на яйце снизу, белой эмалью исполнена дата (1904). Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлёвских стен и башен с кровлями, покрытыми зелёной прозрачной эмалью. На повторенной дважды Спасской башне изображены эмалью гербы Российской империи и Москвы, над воротами в киотах - миниатюрные иконы "Богоматерь Казанская" и "Христос-Вседержитель". Восьмигранное основание выполнено из оникса. Внутрь модели помещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, после чего звучат две "херувимские" песни - праздничные пасхальные гимны. Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлёвской архитектуры.

     Материалы: Золото, серебро, оникс, стекло. Техника  исполнения: эмаль, литьё, гравировка, гильошировка, живопись маслом. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля.

 

Яйцо  с моделью яхты "Штандарт", 1909

             Яйцо с моделью яхты "Штандарт" Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1909 г.

     Яйцо  из горного хрусталя состоит из двух частей, соединенных шарниром. Золотая оправа яйца с резной надписью "ШТАНДАРТЪ 1909", украшена бриллиантами, эмалью и двумя фигурками геральдических двуглавых орлов из ляпис-лазури. Подставка в виде двух лазуритовых сплетенных дельфинов имеет профилированное основание из горного хрусталя. Внутри яйца находится золотая модель яхты "Штандарт", укреплённая на имитирующей воду волнистой пластине из горного хрусталя, фотографически точно воспроизводящая внешний вид и оснастку царской яхты вплоть до развевающегося на мачте императорского штандарта, крошечных шлюпок и вращающегося золотого руля. Это была любимая яхта Николая II, на которой семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

     Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранённые розой, жемчуг, горный хрусталь, ляпис-лазурь; Мастер: Генрих Вигстрем. Техника исполнения: эмаль, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля,  

 
 
 
 
 

Яйцо  с колоннадой, 1905

     Яйцо  с колоннадой подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне, вероятно, на Пасху 1905 г.

       Задуманное как Храм любви  в Аркадии, это яйцо-часы было  сделано в память о рождении  долгожданного наследника русского престола. Позолоченный купидон - аллегорическое изображение царевича - венчает золотое яйцо. Яйцо покрыто прозрачной розовой эмалью по гравированному фону и окружено широкой полосой прозрачной белой эмали с циферблатом. Цифры на циферблате выложены из бриллиантов огранки розой. Унизанная бриллиантами стрелка поднимается из зелёной боуэнитовой колоннады, которая поддерживает яйцо. В основании колоннады - шесть ионических колонн, оправленных в золото. По периметру основания проходит широкая полоса бледно-розовой эмали. Четыре херувима из позолоченного серебра, изображающие четырех дочерей Николая II, сидят вокруг основания. Их соединяют цветочные гирлянды, сделанные из цветного золота. Два литых и резных платиновых голубя сидят на белом эмалевом плинтусе, который окружён колоннами. Сэр Сашеверел Ситуэл предположил, что эскиз этого яйца-сувенира был навеян иллюстрациями Айсена к "Поцелуям" Дора.

Информация о работе Пасхальные сюрпризы Фаберже