Пасхальные сюрпризы Фаберже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества. Яйца-сувениры были сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но и для самого заказчика. "Ваше величество будет довольно", - так отвечал Фаберже на вопрос о сюжете очередного изделия. Они изумляли своей неповторимостью. Сам Фаберже чутко реагировал на изменчивость вкуса и моды и даже мог их предугадать.

Файлы: 1 файл

ДИНАСТИЯ ФАБЕРЖЕ5.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Мастера пасхальных яиц Фаберже 
 

Август  Холмстрем (1829-1903) 
Густав Фаберже назначил Холмстрема главным ювелиром в 1857 году. 
 

Константин  Крижитский ( ?-? ) 
Крижитский писал миниатюры для кавказского яйца и для яйца с датскими дворцами. 
 
Михаил Перхин (1869-1903) 
Перхин - наиболее известный мастер фирмы Фаберже. Он работал над созданием пасхальных яиц с 1885-86 до 1903 года. Все пасхальные яйца (за исключением первого), сделанные в эти годы, носят его инициалы. Несмотря на то, что он учился у деревенских мастеров, поздние работы Перхина носят элементы стиля рококо и Людовика XV. 
 
Прахов ( ?-? ) 
Прахов написал икону "Воскресение Христа" для яйца Красного Креста с триптихом "Воскресение".  
 
Вильгельм Раймер (? - Умер около 1898 года) 
Раймер делал маленькие эмалевые и золотые вещи. 
 
Генрих Вигстрем (1862-1923) 
Вигстрем стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в 1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI. 
 
Иоганнес Зенграф (1857-1908) 
Зенграф был главным художником-миниатюристом фирмы Фаберже. Его миниатюры украшают яйцо с ландышами.  
 
Василий Зуев (работал в 1908-1917 годах) 
Зуев сменил Зенграфа в должности главного миниатюриста и писал по эмали и по слоновой кости. Наиболее известной его работой является яйцо к пятнадцатому юбилею. 
 
 

Фирма Фаберже 

     Карл  Фаберже обладал безупречным художественным вкусом, богатой творческой фантазией, слыл знатоком тонких технических приемов. Он провозгласил: важна не коммерческая стоимость материала, а художественное совершенство каждого изделия. "Меня мало интересует  дорогая вещь, — говорил он, — если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов и жемчугов".

Фаберже объединил  нескольких столичных мастеров, а  сам стал не только владельцем фирмы, но и талантливым организатором, как бы сегодня сказали — менеджером, главным поставщиком идей и судьей воплощенных замыслов.

          Первые работы, принесшие фирме  известность,  — копии с керченских украшений, выполненные по заказу германского императоре Вильгельма П. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Эриком Коллином, привлекла внимание на московской Всероссийской выставке в 1882 году и получила Золотую медаль. А через три года на Нюрнбергской выставке изделия фирмы Фаберже удостоились международного признания.

     В художественной студии фирмы работали многие выпускники Центрального училища технического рисования и черчения, основанного банкиром и меценатом бароном Штиглицем. Фаберже отбирал лучших учеников Училища и платил им немалые деньги — от 6 до 10 тысяч рублей в год, чтобы "иметь всегда рисунки, которых у других нет". Работая над эскизами будущей продукции, художники изучали образцы прикладного искусства разных стран, благодаря чему выработали свой особенный стиль, вобравший достижения русских и европейских мастеров.

Главным ювелиром фирмы многие годы был Август Хольмстрем, а его дочь Хильма Алина считалась лучшим дизайнером. Среди других следует упомянуть Михаила Перхина — золотых дел мастера, серебряника Юлия Раппопорта, резчиков по камню Кремлева, Свешникова, Дербишева. Искусные композиции создавали Август Коллин, Виктор Аарно, Владимир Афанасьев, Андерс Невалайнен, Андрей Горинов, Эдвард Шрамм... Одним словом, у Фаберже трудились художники разных национальностей, но большая часть золотых дел мастеров были выходцами из Финляндии.

  Самым искусным из них считался Хенрик Вигстрём. Это ему принадлежат инициалы HW на изделиях фирмы, в том числе и на 12 знаменитых ювелирных пасхальных яйцах, которые он создал лично. Начинал свою карьеру Хенрик в Петербурге, куда подался на заработки, а у Фаберже вначале работал подмастерьем. Он оказался способным учеником и вскоре стал помощником главного золотых дел мастера Михаила Перхина. А когда в 1903 году тот умер, все главные заказы фирмы исполнялись под руководством Хенрика Вигстрёма. 14 лет он занимал эту должность, вплоть до 1917 года. При его участии изготовлены тысячи ювелирных изделий: золотые часы, лорнеты с украшениями, серебряные вазы, бокалы и игрушки, фигурки зверей, рамки для фотографий с бриллиантовой осыпью. Но, пожалуй, главным из всего этого разнообразия считаются пасхальные яйца, на которых стоят инициалы HW.

        Ассортимент продукции фирмы Фаберже во второй половине XIX века значительно расширился. Помимо традиционных женских украшений из золота, серебра и бриллиантов, изготавливались часы, бинокли, веера, барометры, подсвечники, настольные лампы, ручки для тростей и зонтов, пудреницы, флаконы для духов... При украшении вещей использовались самоцветы: нефрит, лазурит, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, яшма, агат, а также драгоценные камни — алмазы, рубины, сапфиры.

    Особенно характерны были фигурки зверей фирмы Фаберже — это слоны, змеи, утята, зайцы, медведи, а также птицы, рыбы. Изготавливались и «человеческие фигурки» балалаечник, кучер, маляр и др. В отличие от животных, эти человеческие фигурки компоновались из различных пород камня, так подобранных, чтобы имитировать фактуру и цвет лица и рук, костюма, волос и т.д. Для достижения эффекта цельности — отдельно вырезанные и отполированные детали тщательно подгонялись друг к другу и склеивались по специальной технологии, заимствованной Фаберже у Флорентийских мастеров XVIII века. Интересно портретное изображение известной цыганской певицы Вари Паниной с алмазными глазами, золотыми серьгами и цепью и серебряным ожерельем, выполненное из уральских камней — яшмы, пурпурина, обсидиана и кварца. Некоторым особняком стоит большая группа предметов из камня — это цветы, изготовление которых с начала ХХ века заняло в производстве фирмы видное место. Нарциссы и жасмины из белого кварца, душистый горошек из агата, родонита кварца с листьями из нефрита или зелёной яшмы, ветка рябины и земляники с ягодами из пурпурина помещены в стаканы из горного хрусталя.

      Эти миниатюрные композиции из цветов и ягод относятся к разряду наиболее сложных камнерезных изделий Фаберже. На эти произведения вдохновили Фаберже искусные работы японских и китайских мастеров. В московском магазине Фаберже была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для, цветовых миниатюр из камня. Нередко цветы вставляли в стаканчик из горного хрусталя, наполовину полый, чтобы цветок (или ветка с ягодами) казался помещённым в воду.

   Вскоре на изделия ювелирной фирмы обратили внимание при царском дворе. Это произошло, когда во время коронации Александра III нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне изделие Фаберже — миниатюрную золотую корзиночку с букетом ландышей из жемчуга и бриллиантов. Незамедлительно последовал заказ от самого Александра изготовить для подарка германскому канцлеру Бисмарку усыпанную бриллиантами золотую шкатулку с портретом русского императора.

    С этого момента Карл Фаберже стал поставщиком русского императорского двора, а великие князья и княгини клиентами ювелира, со временем придворным ювелиром "короля шведского и норвежского, короля Великобританского, короля Сиама", и награжден многими российскими орденами. Особым спросом при дворе пользовались оригинальные изделия в виде сувенирных пасхальных яиц. Самое первое яйцо Александр заказал в 1885 году. Оно предназначалось для подарка жене — Марии Федоровне. Яйцо содержало в себе сюрприз: скорлупа разъединялась на две части, и внутри, на удивление (вот уж точно — сюрприз), сидела на яйцах крохотная золотая курочка с глазами из рубинов и бриллиантовой короной вместо гребня. Все детали так тщательно выполнены, что без труда позволяли разглядеть и гребешок, и глазки курочки, и даже каждое в отдельности миниатюрное перышко. На этом, однако, чудеса не кончались. В самой курочке спрятаны еще диковинки — маленькое рубиновое яйцо и императорская корона.

        В 1895 году по заказу Николая II изготовили сувенирное пасхальное яйцо с золотой копией королевского дворца в Дании. А шесть лет спустя, по его же просьбе, сделали модель Гатчинского дворца — любимой резиденции вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Эта миниатюрная копия со всеми архитектурными деталями и памятником Павлу I перед фасадом создана из золота и помещена в золотой футляр, покрытый шестью слоями эмали. Обошлось чудо ювелирного искусства в 30 тысяч — сумма в целое состояние.

К двухсотлетию Петербурга и к Пасхе 1903 года изготовили яйцо "Петр Великий". Снаружи его украшали бриллианты и четыре миниатюры на слоновой кости с видами домика Петра I, Зимнего дворца, портретами Петра и Николая II, под крышкой - золотая копия "Медного всадника", помещенного на пьедестале из порфира.

        Стоит сказать, что фирма никогда не повторяла своих произведений. И лишь однажды петербургский миллионер, богатейший золотопромышленник Александр Кельх, владелец приисков в Сибири, (после революции он торговал в Питере папиросами, а в 30-х сгинул в лагерях) обратился к Фаберже с просьбой сделать для него копии с некоторых царских пасхальных сувениров. Отказать тому, кто снабжал фирму золотом, Фаберже не мог. Кельх стал частным заказчиком знаменитого мастера, изготовившего для него копии пасхальных яиц-сюрпризов, которые до этого выполнялись только для членов императорской фамилии. Вторым таким заказчиком стал Эммануэль Нобель, один из братьев знаменитого изобретателя, живший в России. Но Фаберже и тут не отступил от своего правила и не стал в точности повторять свои изделия. Новые сувенирные яйца несколько отличались от оригиналов, в частности, на них стояли монограммы Кельха и его супруги Варвары Базановой. Самой известной в ее коллекции из семи яиц была наиболее оригинальная и роскошная "Сосновая шишка", подаренная ей мужем на Пасху 1900 года. Изготовлен сувенир из ярко-синей эмали и, казалось, светился изнутри, а чешуйки шишки по краям оторачивались бриллиантами. Когда отворялась внешняя скорлупа, то на бархатной ее подкладке возникала поразительного изящества миниатюра — серебряный индийский слоник. Бивни у него были из настоящей слоновой кости, а на золотом седле в тюрбане сидел погонщик. Фигурка заводилась золотым ключиком, и слоник забавно как бы двигался, помахивая хвостиком.

        Придумал этот сюрприз третий сын Карла Фаберже Агафон, вернувшись из путешествия по Дальнему Востоку и Индии, где проводил свой медовый месяц.

       Из 69 пасхальных яиц, изготовленных фирмой, 59 выполнены главным мастером Михаилом Перхиным, ставшим ближайшим компаньоном Карла. Но не все из них сохранились до наших дней. Сегодня известно местонахождение лишь 48. Десять хранятся в Оружейной палате, несколько — в собрании английской королевы Елизаветы II (стоимость ее коллекции — 15 миллионов фунтов стерлингов, одно только розовое пасхальное яйцо оценивается в 2 миллиона фунтов), другие — в частных коллекциях на Западе.

       За многие годы фирма Фаберже изготовила около ста тысяч предметов. Бытовые вещи, безделушки, драгоценные украшения, роскошные златоэмалевые сервизы. Все изделия отличались чистотой и тщательностью отделки, виртуозностью техники исполнения и тонкими цветовыми сочетаниями.

      С каждым годом фирма богатела, даже открыли филиал в Лондоне, а ее изделия выставлялись на международных выставках. Карла Фаберже удостоили французского ордена Почетного легиона. Пришла мировая слава. Это был Золотой век русского ювелирного искусства, символом которого стала марка "Фаберже". Мастера фирмы, базируясь на самобытных древнерусских традициях и фольклоре, создали блестящую национальную школу ювелирного искусства. Фаберже открыл миру красоту поделочных камней Урала, Сибири, Алтая. Он ценил их как воплощение богатства и красоты самой природы: нарядные яшмы, небесно – синяя ляпис – лазурь, окрашенный в теплый розовый цвет орлец, авантюрин, сверкающий золотыми блестками, загадочный нефрит, гелиотроп, камень насыщенного зеленого цвета с темно красными вкраплениями.

        К 1914 году изделия фирмы занимали почетное место в собраниях европейских коллекционеров. Кабинет Николая II в Зимнем дворце был заполнен работами Фаберже. Здесь часто бывали именитые зарубежные гости, и хозяин иногда одаривал их какой-нибудь дорогой безделушкой из своего собрания.

       Особым вниманием пользовались работы Фаберже у заокеанских коллекционеров. Американский миллионер Морган-младший первым приобрел миниатюрный золотой паланкин из золота и перламутра, другой американский богач Генри Уолтерс в 1900 году, посетив Петербург, увез отсюда целую коллекцию изделий знаменитого ювелира. В том же году заказать дубликат пасхального яйца Фаберже пожелала прибывшая в Петербург наследница американского миллионера Консуэла Вандербильт. Но Карл Фаберже отказал ей, заявив, что фирма изготовляет пасхальные яйца-сувениры только для членов императорского дома. Хотя Консуэла и была дочерью короля, но всего лишь железнодорожного.

     Когда началась Первая мировая война и связь с Англией затруднилась, пришлось закрыть лондонское отделение. А в изделиях Фаберже появились военные мотивы. В 1916 году в духе времени изготовили пасхальное яйцо-сувенир из стали, и опиралось оно на четыре артиллерийских снаряда. Однако война заставила часть работников фирмы производить и ручные гранаты.

        Октябрьский переворот 1917 года поставил крест на фирме Фаберже. В доме на Большой Морской расположился "Комитет служащих фирмы Фаберже". Впрочем, просуществовал он недолго. Карл Фаберже в 1918 году уехал в Женеву, где два года спустя скончался. Старший сын Евгений перебрался в Париж. Там в 1924 году вместе с братом Александром открыл небольшую ювелирную мастерскую, вскоре, она, однако, закрылась. Агафон оставался в Петрограде и его как специалиста привлекли к работе в комиссии по оценке сокровищ Романовых, которые национализировали. Императорские реликвии, собрание коронных драгоценностей, включавшие коллекцию изделий Фаберже, перешли в государственные хранилища. 
 
 
 
 
 

Яйцо  с моделью крейсера "Память Азова" , 1891

     Яйцо  с моделью крейсера "Память Азова" подарено императором Александром III императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1891 г.

  Замок-кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами. Модель крейсера - сюрприз яйца - выполнена из золота и платины, её окна - из алмазов, огранённых розой. Яйцо из гелиотропа, состоящее из двух частей, корме крейсера резная надпись: "АЗОВ". Модель укреплена на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитирует морскую воду. На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Информация о работе Пасхальные сюрпризы Фаберже