А. В. Суворов и его роль в развитии русского военного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть А. В. Суворова как полководца и его роль в развитии русского военного искусства.
Для этого были поставлены следующие задачи: во-первых, изучить биографию А.В.Суворова, во-вторых, описать военные походы А.В.Суворова, в третьих, дать общая характеристику деятельности и значения Суворова.

Содержание работы

Введение
§1.Биография Суворова.
§2. Первый боевой опыт
§3. В Польше и на Дунае
§4. Война против Турции 1787-1791 годов
§5. Снова в Польше.
§6. «Наука побеждать». Конфликт с Павлом I
§7. На полях Италии
§8. Последний поход
§9. Общая характеристика деятельности и значения Суворова
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.

Файлы: 1 файл

СУВОРОВ РЕФЕРА 2.docx

— 312.51 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет  имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова

 

Историко-географический факультет

(заочное отделение)

Кафедра Отечественной истории  имени А. В. Арсентьевой

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории

«А. В. Суворов и его роль в  развитии русского военного искусства»

 

 

 

 

                                      Выполни: студент гр.

                                                ЗИГФ-21-11 Кайсаров С.П.

                                                         Проверил: ст.пр.Ласточкин В.Б

 

 

 

Чебоксары 2012

 

Содержание

 

Введение

§1.Биография Суворова.

§2. Первый боевой опыт

§3. В Польше и на Дунае

§4. Война против Турции 1787-1791 годов

§5. Снова в Польше.

§6. «Наука побеждать». Конфликт с Павлом I

§7. На полях Италии

§8. Последний поход

§9. Общая характеристика деятельности и значения Суворова

Заключение

Список  использованной литературы

Приложения.

 

Введение

Александр Васильевич Суворов  не имел равных среди полководцев времени. На протяжении 40 лет почти непрерывной боевой деятельности он провел 20 компаний и  не знал ни одного поражения.

Его блистательные  победы способствовали укреплению мощи России в последней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.

Цель  данной работы раскрыть А. В. Суворова как полководца и его роль в развитии русского военного искусства. Для этого были поставлены следующие задачи: во-первых, изучить биографию А.В.Суворова, во-вторых, описать военные походы А.В.Суворова, в третьих, дать общая характеристику деятельности и значения Суворова.

В исторической литературе тема А.В.Суворова достаточно хорошо освещена. Сохранилась его  биография, написанная самим А.В.Суворовым.1 Участие Суворова в подавлении Пугачевского восстания отображено в "Истории Пугачева" и черновых фрагментах ее рукописи2. Изучением биографии А.В.Суворова занимались многие историки такие как, например А.Петрушевский.3 Богданович М.И.4 В ходе написания работы также были использованы работы Григорьева С.Т., Орлова Н.А., Ростунова И.И.и др авторов и информация из интернет ресурсов.

 

 

§1. Биография А.В.Суворова

 

24 ноября 1730 года в Москве, в доме у  Никитских ворот родился мальчик.  Событие это конечно никем  не было замечено, кроме родных  и знакомых. А между тем оно  было важно для всей России  – родился её могучий защитник, её военная слава, её народная  гордость.

 Дед  будущего генералиссимуса служил  при Петре Великом генеральным  писарем Преображенского полка. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. Василий Иванович имел чин генерал-майора. Его крёстным отцом был не кто иной, как Пётр 1. Царь-полководец взял пятнадцатилетнего Василия к себе в денщики и преподал ему первые уроки военного дела. В последние годы жизни Петра I В.И.Суворов состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения. После смерти Петра I В.И.Суворов в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-лейтенанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. В.И.Суворов обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии. По тому порядку, который завёл Пётр, Василию Ивановичу как дворянину надлежало уже с самого рождения определить сына к военной службе. Генерал не сделал этого: армии нужны сильные и здоровые, выносливые офицеры, а сын его вечно простужен, вечно не здоров.

Детство Суворова проходило в деревне  и в московском доме в Покровской слободе. Саша рос, как росли тогда все дети небогатых дворян,- без особого присмотра, без гувернёров и хороших учителей. К тому же генерал был скуповат и не любил лишней траты денег. Уже мальчиком он отличался впечатлительностью, острой наблюдательностью и блестящими способностями. У него рано проявился сильный характер, и явились мечты о военной славе. Когда сыну исполнилось семь лет, его отец окончательно пришел к выводу, что в полк мальчика записывать нельзя из-за слабого здоровья. Василий Иванович, думал, что его сын, худой и невысокий ростом, будет делать карьеру на гражданском поприще. Тогда Саша начал закаляться, каждое утро обливаясь колодезной водой, и в любую погоду скакал по окрестным полям верхом на лошади. Любимым его чтением стала книга «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря. Однажды, узнав, что родители ожидают важного гостя, мальчик залез на дерево, чтобы его не сажали за обеденный стол: праздных застолий он не любил. Увидев стреноженного скакуна, который пасся невдалеке, Саша решил прокатиться. Конь оказался норовистым. В изодранном ветками кафтане, весь в синяках, но довольный собой, мальчик вернулся домой, где и встретился с гостем. Им оказался артиллерийский офицер Ибрагим Петрович Ганнибал, воспитанник Петра I. Посмотрев на горе-наездника, он рассмеялся и сказал отцу: «Записывай сына в полк. Добрый будет воин!» Так будущий полководец стал солдатом Семеновского гвардейского полка. Ганнибал приехал поздравить Сашу и подарил в знак доброго начинания старый палаш с надписью на лезвии: «Петр I». Это было оружие юного царя времен «потешных баталий» в селе Преображенском. Реликвия вдохновляла Суворова до конца дней – он не мог уронить славы священного в его глазах оружия.

В октябре 1742 года было решено будущее Александра Суворова. Одиннадцати лет он был записан в знаменитый лейб-гвардии Семёновский полк солдатом-мушкетёром. В течение пяти лет Суворов числился в отпуску и обучался военным наукам дома.

Василий Иванович руководил домашним воспитанием  своего сына. Он привил ему любовь к  самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюррена, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения  Савойского и с описанием походов  Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности  внедрило в его сознание необходимость  глубокого изучения военного опыта  прошедших времен. Даже в зрелом возрасте он придерживался этого  убеждения. «Возьми себе в образец  героя древних времен, - поучал Суворов  молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, - наблюдай его, иди за ним  вслед, поравняйся, обгони – слава  тебе! Я выбрал Цезаря – альпийские горы за нами…Орлы русские облетели орлов римских»

По существу, Суворов изучил военную историю  и науку путем самостоятельного чтения. Биограф Суворова А. Петрушевский справедливо отметил что он «завоевал  сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу»4. Он поражал современников своими познаниями.

Поскольку большая часть сочинений по военным  проблемам выходила на иностранных  языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов  изучил французский и немецкий языки, а затем уже, находясь в армии, приобрел знание восточных языков –  турецкого, татарского, а так же польского, финского и итальянского. Он считал нужным знать язык той страны, где  русской армии приходилось воевать.

Большое место в формировании мировоззрения  Суворова занимало изучение философских  взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой  Суворов знакомился как путем  самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения  занятий старших классов Сухопутного  шляхетского корпуса, где изучались  история, география и военные  науки.

В 17 лет  он получил чин капрала, а через  год после этого начал службу в полку, в 3-ей роте. Офицерский чин  поручика был присвоен ему почти  через семь лет службы. Его воинское звание менялось так:

1747 год  — капрал.

1750 год  — подпрапорщик.

1751 год  — сержант.

1754 год  — поручик.

1756 год  — премьер-майор.

1756 год  — подполковник.

1762 год  — полковник.

1768 год  — бригадир.

1770 год  — генерал-майор.

1774 год  — генерал-поручик.

1786 год  — генерал-аншеф.

1794 год  — генерал-фельдмаршал.

1799 год  — генералиссимус.

За 20 походов  войска Суворова захватили у неприятеля 609 знамён, 2670 пушек, 107 судов, 50 000 пленных.

Полководец  был награждён русскими орденами:

Андрея  Первозванного, Георгия 1,2 и 3 степеней, Владимира 1 степени,

Александра  Невского, Анны 1 степени, Иоанна Иерусалимского;

Прусскими:

Чёрного орла, Красного орла, «За доблесть»;

Австрийским орденом Марии-Терезии;

Баварским:

Золотого  льва и Губерта;

Сардинскими:

Благовещения, Маврикия и Лазаря;

Польскими:

Белого  орла и Станислава;

Французскими:

Кармельской богородицы и Святого Лазаря;

За победу при Рымнике Суворов получил  титул графа Рымникского;

За взятие у французов итальянской крепости Мантуи—князя Италийского

За победу над турками он был возведён австрийцами  в титул графа Священной Римской  Империи.

А в Советское  время был учреждён орден Суворова трёх степеней.

Конечно, не было бы смысла перечислять все  эти ордена и титулы, если бы не было у Суворова самой высокой награды  – любви солдат и уважения народа.

 

§2. Первый боевой опыт

В 1756 году Россия в союзе с Францией, Австрией и большинством второстепенных немецких государств начала войну против Пруссии, которую поддерживали Англия, Ганновер и еще три мелких немецких государства. Война эта, получившая название Семилетней (1756-1763), явилась следствием захватнической политики прусского короля Фридриха II. В 1740 году он завладел австрийской областью Силезией, а в августе 1756 года совершил разбойничье нападение на Саксонию. Располагая почти двухсоттысячной хорошо обученной армией, Фридрих рассчитывал расправиться поодиночке со своими противниками. Но это ему не удалось. Особенно жестокие удары Фридрих потерпел от русских. Не проиграв прусскому королю ни одной битвы, русская армия несколько раз наносила ему сокрушительные поражения. Для Александра Суворова эта война была первой боевой школой. Долгое время он находился в действующей армии (куда был откомандирован по собственному настойчивому желанию) на штабных должностях, а в сентябре 1761 года был назначен заместителем командира двухтысячного конного отряда. Отряд этот имел задачей прикрытие коммуникаций корпуса, осаждавшего под начальством П.А. Румянцева важную крепость Кольберг, на севере Германии. В течение 4 месяцев, вплоть до прекращения военных действий, Суворов, фактически командуя отрядом, вел успешные боевые операции против прусской кавалерии, продемонстрировав исключительную энергию, стремительность и личную храбрость. В начале 1763 года Суворова назначили командиром Суздальского пехотного полка. Этот полк нес в столице караульную службу, а осенью 1764 года был переведен в находящееся вблизи от Петербурга село Новую Ладогу. В этом селе Суворов получил возможность на практике осуществить некоторые из своих идей. Обучение полка велось им с таким расчетом, чтобы – вопреки фридриховским правилам – выработать сознательное отношение солдат к возлагаемым на них задачам. Суворов развивал в солдатах храбрость, упорство, чувство воинской чести. Он закалял их физически, учил метко стрелять и хорошо владеть холодным оружием. Тяжело в ученье – легко в походе; легко в ученье – тяжело в походе, – говорил он, мотивируя необходимость упорных тренировочных занятий с личным составом полка. Не раз он говорил также: – Солдат ученье любит, было бы с толком. Действительно, подчиненные ему солдаты никогда не роптали, хотя он заставлял их напряженно обучаться военному делу. Будучи простым и приветливым в обращении с солдатами, Суворов проявлял в то же время большую требовательность и сурово взыскивал за нарушение дисциплины. Суворов заботился не только о военном обучении солдат, но также об их воспитании, развивая в них понятия о долге перед родиной и о воинской чести. В 1764-1765 годах Суворов свел правила по управлению и обучению полка в особом наставлении, названном «Полковое учреждение». В этом наставлении подчеркивается, что в центре внимания обучения рекрут должна стоять не парадная, показная сторона, а обучение тому, что полезно и важно в бою и в походе: боевым построениям, меткой стрельбе и т. д. Подчеркивается также значение дисциплины: «Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято. Того ради никакой подчиненный перед своим вышним на отдаваемой какой приказ да не дерзает не токмо спорить или прекословить, но и рассуждать». «Полковое учреждение» послужило основанием для оформившегося спустя тридцать лет другого суворовского наставления – «Наука побеждать».

 

 

§ 3.В Польше и на Дунае

В феврале 1768 года часть польской шляхты образовала конфедерацию3, ставившую целью борьбу с русским влиянием в Польше. Суздальский  полк был вызван в Польшу, где  велись военные действия против шляхтичей-конфедератов. Переход был проделан образцово: 870 верст, отделявшие Новую Ладогу от Смоленска, были пройдены в 30 дней, причем из 1500 человек лишь трое заболели и  один умер. Суворов получил в командование бригаду, а затем получал более  или менее крупные (до 3500 человек) отряды. В Польше Суворов провел около четырех лет (до полной капитуляции  конфедератов). За это время он многократно  наносил поражения противнику. Так, в мае 1771 года он с незначительными  силами разбил у местечка Ланцкорона крупный отряд поляков и французов (правительство Людовика XV оказывало  военную помощь конфедератам), которым  командовал французский генерал  Дюмурье. Следует отметить, что во все время Польской кампании Суворов  очень гуманно обращался с  пленными и заботился об охране интересов  мирного польского населения. Вскоре после окончания войны в Польше Суворов был направлен в Дунайскую  армию графа П. А. Румянцева, действовавшую  против турок. Русско-турецкая война 1768-1774 годов была, в основе своей, продолжением начавшейся еще в конце XVII века борьбы за северное побережье Черного моря. В 1770 году Румянцев разгромил турок  при Ларге и Кагуле; Алексей  Орлов уничтожил турецкий флот в  Чесменской бухте. Однако Румянцев не располагал достаточными силами, чтобы  перенести военные действия в  глубь Турции и нанести решительный  удар. К моменту прибытия Суворова армия Румянцева и турецкая армия  стояли друг против друга на разных берегах Дуная. Суворов получил  назначение в дивизию графа И.П. Салтыкова. Вверенный ему отряд  был расположен у Негоештского монастыря; на другом берегу реки лежал сильно укрепленный турками город Туртукай. Вскоре после приезда Суворова ему  было поручено нанести короткий удар противнику (как тогда выражались – поиск): переправиться через  Дунай, взять Туртукай и уничтожить собранные там турками запасы. 21 мая 1773 года Суворов блестяще выполнил эту задачу. Потери неприятеля достигали 1500 человек; потери русских не превышали 200 человек; были взяты большие трофеи; пушки, перевозочные средства и пр. Турки вновь свезли в Туртукай крупные военные запасы и еще  сильнее укрепили его. 28 июня Суворов  совершил вторичный -8- поиск и опять  уничтожил плоды всех приготовлений  противника. В дальнейшем течении  кампании Суворов одержал крупные  победы у городов Гирсово и  Козлуджи. В бою у Козлуджи (21 июня 1774 г.) он, имея под начальством 8000 человек, разбил 40 000 турок, захватив большие трофеи и 107 знамен. Потрясенная этим поражением, Турция заключила мир на выгодных для России условиях. Согласно подписанному в июле 1774 года в Кучук-Кайнарджи мирному договору к России отошли Керчь, Кинбурн и Азов; находившийся под протекторатом Турции Крым получал независимость, чем были созданы предпосылки для последовавшего спустя 17 лет присоединения Крыма к России.

Информация о работе А. В. Суворов и его роль в развитии русского военного искусства