Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 11:49, реферат
При рассмотрении политического положения в европейских государствах начала ХХ в. сразу бросаются в глаза специфические особенности Российской империи. В то время как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами. Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, указанными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Незыблемость принципа царской власти делала невозможным введение конституционного строя
1. Экономическое и политическое положение в России на рубеже веков. 3
2. Биография и политическая карьера П.А.Столыпина 6
3. Столыпин и Дума 7
4.Столыпинская реформа 10
4.1 Сущность столыпинской аграрной реформы 10
4.2 Разрушение общины и развитие частной собственности 11
4.3 Кредитный банк 14
4.4 Переселение крестьян 16
4.5 Аграрные мероприятия 17
5. Итоги аграрной реформы 19
6. Причины неудачи реформ 22
7. Заключение 24
8. Список литературы 25
Министерство Образования и Науки РФ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE
Факультет Заочного обучения
Кафедра: «Гуманитарных и социальных дисциплин»
Реферат
По дисциплине: «Отечественная история»
На тему: «Аграрная реформа П.А. Столыпина»
Работу выполнил:
студент I курса
группы ЗФ - 16
(Ф.И.О. студента, подпись)
№ зачетной книжки
Работу проверил:
доцент кафедры., к.и.н.
(степень, звание)
(Ф.И.О. преподавателя)
Работа выполнена: |
Дата сдачи работы:___________ |
_______________________ на оценку (зачет/незачет) |
Работу принял:_______________ (подпись) |
_______________________ подпись преподавателя |
_____________________________ (Ф.И.О. сотрудника деканата) |
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическое и
политическое положение в
2. Биография и политическая карьера
П.А.Столыпина
3. Столыпин и Дума 7
4.Столыпинская реформа
4.1 Сущность столыпинской аграрной реформы
4.2 Разрушение общины и развитие частной
собственности
4.3 Кредитный банк
4.4 Переселение крестьян
4.5 Аграрные мероприятия
5. Итоги аграрной реформы
6. Причины неудачи реформ
7. Заключение
8. Список литературы
Экономическое и политическое положение в России на рубеже веков
При рассмотрении политического положения в европейских государствах начала ХХ в. сразу бросаются в глаза специфические особенности Российской империи. В то время как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами. Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, указанными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Незыблемость принципа царской власти делала невозможным введение конституционного строя. На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача – во что бы то ни стало сохранить самодержавие.
Подобно тому, как политическая система Российской империи значительно отличалась от западной, развитие капитализма в стране имело свою специфику. Если в других европейских странах промышленность развивалась естественным путем и независимо от государства, то в России со времен Петра I она находилась полностью под контролем государства и развивалась весьма неравномерно, в первую очередь в зависимости от стратегических задач правительства. Экономические достижения самодержавного государства давались с трудом; они изнуряли народ, не позволяя России преодолеть отсталость и приблизиться к наиболее развитым странам Западной Европы.
Соперничество с европейскими державами вынуждало русское самодержавие, прежде всего, создавать широкую сеть железных дорог и финансировать тяжелую промышленность. Железнодорожное строительство дало значительный импульс развитию всей экономики в целом и превратилось в движущую силу индустриализации России. Но на пути к реальным переменам стояли два основных препятствия: первое – слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные крайне низкой покупательской способностью народных масс, в особенности крестьянства; второе – нестабильность финансового рынка и банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства.
Однако, к началу ХХ в. Россия добилась таких значительных перемен в экономическом развитии, на которые другим странам потребовалось десятки и даже сотни лет. Причинами этого стали не только "великие реформы" 60-70-хгг., но и использование передового зарубежного опыта и иностранных инвестиций, а также продуманная экономическая политика правительства, делавшего ставку на развитие современных средств коммуникаций, использование прогрессивной техники и технологий, стимулировавшего отечественного производителя.
Тем не менее, Россия оставалась среднеразвитой страной второго эшелона капиталистического развития. В ее многоукладной структуре доминировал аграрный сектор, отягощенный многочисленными пережитками феодальной системы, сохранившимися после реформы 1861г.
Важным этапом в экономическом развитии страны стал экономический кризис 1900-1903гг., особенно сильно ударивший по архаичным формам хозяйства и приведший к разорению многих мелких и средних предприятий. Кризис сменился затяжной депрессией 1904-1908гг. эти новые условия ускорили процесс монополизации промышленности страны. В условиях кризиса и депрессии активно стало развиваться акционирование предприятий. Укрупнение затронуло и банковское дело, где начался процесс образования банковских групп и распространение их влияния на сферу промышленного производства, результатом этого проявления стало появление трестов и концернов. Активно использовались капиталы русских банков и для инвестирования международных проектов, а также освоения обширных внутрироссийских просторов.
Иностранный
капитал занимал достаточно
К
началу века иной стала и
социальная структура
Следующим
шагом на пути экономических
преобразований в России
Биография и политическая карьера Столыпина
Петр Аркадьевич Столыпин,
русский государственный
Пётр Столыпин - выходец из старого дворянского рода, известного с конца 16 в.. Род Столыпиных дал России выдающихся политических и литературных деятелей. Бабушка М.Ю.Лермонтова - урождённая Столыпина. Прадед - сенатор А.А.Столыпин - друг М.М.Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала 19 века. Отец – Аркадий Дмитриевич – участник Крымской войны, друг Л.Н.Толстого. Мать П.А.Столыпина – Анна Михайловна – урожденная Горчакова – племянница канцлера России А.М.Горчакова. Таким образом, семья Столыпиных в 19-20 вв. была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России.
В 1884г. в возрасте 22 лет
П.А.Столыпин окончил
Он был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899 году – губернатором в той же губернии. В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполнять должность гродненского губернатора. Столыпин стал самым молодым губернатором России, после назначения на эту должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия контролировались генерал-губернатором Виленским, и это претило характеру Столыпина. В 1903 году Столыпин стал саратовским губернатором. Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь арсенал средств – от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков. При этом в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой.
В апреле 1906 года Столыпина назначили министром внутренних дел, и вся борьба с революцией ложиться на его плечи.
Столыпин и Дума
П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.
Столыпину было доверено обеспечить сожительство неограниченной власти самодержавия с «народным представительством», т.е. Думой.
1 Дума
Избранная первая Дума оказалась наполовину левой, а ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения – аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудовики и крестьяне отвергли свой собственный проект 104-х, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли. Дума была обречена и 8 июля 1906 года была распущена.
2 Дума
Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года. Она оказалась еще более радикальной, чем первая. Кандидаты от правительственных партий составили в Думе весьма незначительную фракцию, в то время как подавляющее большинство оказалось в оппозиции. 6 марта 1907 Столыпин (в качестве премьер - министра) выступил перед ней с программой реформ, и дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с «народным представительством». 10 марта Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса. В это время в Думе уже шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика, принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того , 17 мая Дума проголосовала против «незаконных действий полиции». Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Под давлением консервативной прессы, в которой Дума называлась «рассадником бунтов и неповиновения», правительство решило объявить о ее роспуске, но, что бы не связывать его с аграрным вопросом, обвинило многих депутатов в заговоре против царской семьи. 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена. В Манифесте, провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено о коренных изменениях в законе о выборах. Данная мера полностью противоречила Основным законам, принятым в 1906г., согласно которым любые изменения требовали предварительного согласия двух палат – Думы и Государственного совета. Новый закон разрабатывался в условиях абсолютной секретности в течение нескольких последних месяцев. Он ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьян и национальных меньшинств, увеличивал неравенство в представительстве различных социальных категорий. Период, который открывался Манифестом 17 октября 1905г., когда была сделана первая в истории попытка сочетать самодержавный режим с конституционной формой правления, пришел к концу. «Проклятый закон», как прозвали в народе новый закон о выборах, вновь возвращал страну к самодержавию. Акт 3 июня 1907 года был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.