Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Имя Столыпина всегда вызывало споры, упоминание об этой личности сразу же втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала XX в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. В частности, интересный факт: бывший президент России Б. Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II и П. А. Столыпина. Правда, политическая карьера Столыпина была недолгой — всего 5 лет. За это время он был министром внутренних дел и председателем совета министров.

Содержание работы

I. Вступление ……………………………………………………………….. 3
II. Экономическое и политическое положение в России
в конце XIX—начале XX вв. ………………………………………………. 4
III. Политическая карьера Столыпина …………………………………..... 8
IV. Столыпин и Дума ………………………………………………………. 9
V. Столыпинская аграрная реформа ……………………………………... 12
VI. Заключение …………………………………………………………….. 21
VII. Список литературы…………………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

аграрная реформа П.А.Столыпина.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический

университет им. И.И.Ползунова

 

Институт интенсивного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «История»

 

Тема: «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Кр-СР-31

                                                                  Кашкарова А.А.

Проверил:

                                                                 преподаватель

                                                                     Шереметьев О.В.

 

 

 

Краснощёково

2013г.

 

Содержание

 

 

I. Вступление ……………………………………………………………….. 3

II. Экономическое и политическое  положение в России 

в конце XIX—начале XX вв. ………………………………………………. 4

III. Политическая карьера Столыпина …………………………………..... 8

IV. Столыпин и Дума ………………………………………………………. 9

V. Столыпинская аграрная реформа ……………………………………... 12

VI. Заключение …………………………………………………………….. 21

VII. Список литературы…………………………………………………… 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вступление

 

Имя Столыпина всегда вызывало споры, упоминание об этой личности  сразу же втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала XX в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. В частности, интересный факт: бывший президент России Б. Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II и П. А. Столыпина.

Правда, политическая карьера Столыпина была недолгой — всего 5 лет. За это время он был министром внутренних дел и председателем совета министров.

Но причина особого интереса к личности Столыпина не только в его личной судьбе и драматизме сопровождающих ее событий. С деятельностью "Российского Бисмарка" тесно связан вопрос о том, какое же значение имеет столыпинская аграрная реформа.

Я считаю, что нужно по-настоящему разобраться в этой реформе и попытаться понять ее роль в нашей истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Экономическое и политическое  положение в России 

в конце XIX—начале XX вв.

 

На рубеже XIX и XX вв. общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран Запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.

В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии — с морскими портами.

Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия отставала в сфере промышленного производства от ведущих буржуазных держав. При самых высоких темпах развития в мире в России сохранялась низкая производительность труда. Кроме того, страна была бедна капиталами. Ее внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. Перед правительством России со всей остротой встала проблема привлечения иностранных капиталов. В 1985 г. С. Ю. Витте доказывал министрам и императору, что без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены местности нашей обширной родины. В связи с этим правительство установило таможенные пошлины на ввозимые в Россию товары и одновременно устранило препятствия на пути проникновения в страну иностранных капиталов.

Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца XIX—начала XX в. было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевывала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала XX столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904—1908 гг. С 1909 по 1913 гг. начинается экономический подъем. В результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80—90 гг. временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т. д.).

Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале ХХ в. Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией, в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства — от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

 

Я полностью согласна с высказыванием крупнейшего государственного деятеля России начала ХХ в. С. Ю. Витте о положении крестьян в общине: "Как может человек проявить и развить не только свой труд, но инициативу в своем труде, когда он знает, что обрабатываемая им земля через некоторое время может быть заменена другой, что плоды его трудов будут делиться не на основании общих законов и завещательных прав, а по обычаю, когда он может быть ответствен за налоги, не внесенные другими".1

Тяжелое положение в сельском хозяйстве рано или поздно должно было показать свое роковое воздействие на промышленное производство, связанное с ним многими нитями. Например, чрезвычайно низкий жизненный уровень крестьянства — основной массы населения России — порождал огромные трудности со сбытом продукции, крестьянам просто не на что было покупать промышленные товары. В то же время промышленность нуждалась в создании широкого слоя наемных рабочих, а крестьянская община не давала окончательно разоряться даже самым бедным землевладельцам. В условиях постоянно углублявшегося противоречия между интересами промышленного производства и сельского хозяйства экономика России была чрезвычайно уязвима, подвержена различным кризисам и потрясениям. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления — наследие феодальной эпохи. Буржуазия играет ведущую роль в экономике страны ХХ в. до этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, т. к. была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, которое сосредоточило более 60 % всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.

Крестьянство включало около 75 % населения страны. Оно состояло из кулаков (20 %), середняков (30 %), бедняков (50 %). И, естественно, между ними возникали противоречия.

Наемные рабочие в начале ХХ в. составляли около 17 млн. человек. Этот класс был неоднороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более  13 млн. человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-х гг. XIX в. был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный".2

Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров.

Особой проблемой в эти годы оставался национальный вопрос. Около 57 % населения России были нерусского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. Российский государственный аппарат не только притеснял те или иные народы, но и сталкивал их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны Запада, причем заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.

С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (1905—1907 гг.). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ призван быть человек, для которого важна судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

 

III. Политическая карьера  П. А. Столыпина

 

П. А. Столыпин, последний крупный государственный деятель царской России, принадлежал к старинному дворянскому роду, который дал России немало дипломатов, военных, государственных деятелей. Петр Столыпин родился 2 апреля 1862 г. Детство и раннюю юность провел в Литве. В 1881 г., после окончания Виленской гимназии, он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании университета Столыпин предпочел чиновничью карьеру, хотя имел все данные для научных занятий. Таковы были семейные традиции: среди Столыпиных было много чиновников и военных, но не было ученых. Поступив на службу в Министерство государственных имуществ, он начал делать быструю карьеру.

После четырех лет службы в столице Столыпин был назначен ковенским уездным предводителем дворянства. Такому назначению он был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их заботы о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала: "Мой отец любил сельское хозяйство... ".3

В 1899 г. Столыпин назначается ковенским губернатором. В 1902 г. — гродненским губернатором. Его выдвинул министр внутренних дел Вячеслав Плеве, взявший курс на замещение губернаторских должностей местными землевладельцами. В Гродно Столыпин пробыл всего десять месяцев. В это время по всем губерниям были созваны местные комитеты, призванные заботиться о нуждах сельскохозяйственной промышленности. На заседаниях гродненского комитета Столыпин подчеркивал, что необходимо повышать культуру земледелия и расселять крестьян по хуторам. При этом губернатор давал понять, что народ темен, пользы своей не разумеет, а потому следует улучшить его быт, не спрашивая о том его мнения. Эта позиция была высказана позже, в 1906 г., и в комбинации с другими новшествами была принята как "столыпинская реформа". Убежденность в своей правоте Столыпин пронес через всю свою жизнь.

В марте 1903 г. П. А. Столыпина назначают губернатором в более крупную и важную Саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств — от прямого обращения к народу до расправы с ним с помощью казаков.

В апреле 1906 г. Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. "Достигнув власти без труда и борьбы, силою одной лишь удачи и родственных связей, Столыпин всю свою недолгую, но блестящую карьеру чувствовал над собой попечительную руку провидения", — вспоминал товарищ министра внутренних дел С. Крижановский. И действительно, Столыпину вскоре удалось отличиться на фоне других министров. 24 августа 1906 г. опубликовывается правительственная программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых судов) и реформистскую, являющуюся, по своей сути, аграрной реформой.

 

IV. Столыпин и дума.

 

П. А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

Столыпину было доверено обеспечить сосуществование неограниченной власти самодержавия с народным представительством, т. е. Думой.

27 апреля 1906 г. собралась первая Дума. Выступая в ней, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечая на выпады. Это не очень нравилось депутатам, зато нравилось царю, которого раздражала беспомощность его министров.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина