Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Имя Столыпина всегда вызывало споры, упоминание об этой личности сразу же втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала XX в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. В частности, интересный факт: бывший президент России Б. Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II и П. А. Столыпина. Правда, политическая карьера Столыпина была недолгой — всего 5 лет. За это время он был министром внутренних дел и председателем совета министров.

Содержание работы

I. Вступление ……………………………………………………………….. 3
II. Экономическое и политическое положение в России
в конце XIX—начале XX вв. ………………………………………………. 4
III. Политическая карьера Столыпина …………………………………..... 8
IV. Столыпин и Дума ………………………………………………………. 9
V. Столыпинская аграрная реформа ……………………………………... 12
VI. Заключение …………………………………………………………….. 21
VII. Список литературы…………………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

аграрная реформа П.А.Столыпина.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Избранная первая Дума оказалась наполовину левой, ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения — аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудовики и крестьяне отвергли свой собственный проект, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

В это же время более серьезные переговоры Столыпин вел с правым дворянством. На дворянском съезде был избран постоянно действующий Совет объединенного дворянства. Он обещал поддержку Столыпину на следующих условиях:

1) роспуск Думы;

2) введение скорорешительных судов;

3) изменение избирательного закона.

8 июля 1906 г. Дума была распущена. Соглашение правительства с представителями  поместного дворянства постепенно  исполнялось. Происходило сплочение всех противников революции, чему немало содействовал министр внутренних дел. Поэтому сразу же после роспуска Думы Столыпин был назначен председателем совета министров с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел. Через месяц после этого назначения, 12 августа 1902 г., террористы взорвали дачу Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. Среди раненых оказались сын и дочь Столыпина. Правительство ответило на этот взрыв через несколько дней. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке, по 87-й статье, был принят указ о военно-полевых судах.

Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 г. Правительство понимало, что она отклонит указ о военно-полевых судах в тот же день, когда он будет внесен. Поэтому указ не был внесен и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 г.

В это время в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против "незаконных действий полиции".4

Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и незамедлительно нашли. С помощью двух провокаторов было состряпано обвинение в адрес национал-демократической фракции второй Думы о ее участии в военном заговоре.

Манифестом от 3 июня 1907 г. вторая Дума была распущена. Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста от 17 октября 1905 г. и основных указов 1906 г., согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

Избавившись от оппозиционной Думы, Столыпин теперь мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.

Думский справочник 1916 г. показывает такую картину: дворяне, составляющие, по переписи 1897 г., менее 1 % населения, получили в III Думе 43  1% от общего числа, т. е. 66 мест, примерно 15 % мест получили помещики. Лица либеральных профессий — 84 (около 20 %), торговцы — 36 (7,5 %), священники и миссионеры получили 44 места (около 10 %) от общего числа. Рабочие и ремесленники — всего 11 мест.

Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 г., делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал представительство от курии землевладельцев, получивших 50 % мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147 депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и крупной буржуазией.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой, было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 г.).

Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума "крестьянская" превратилась в Думу "господскую".

16 ноября 1907 г., спустя две недели  после начала работы третьей  Думы, Столыпин выступил перед  ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не "реформы", а борьба с революцией.

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 г., являющегося "коренной мыслью теперешнего правительства".

 

V. Столыпинская аграрная реформа

 

Целей у реформы было несколько. Социально-политическая — создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне. Социально-экономическая — разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность. И экономическая — обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны, с тем чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 г. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906—1910 гг. являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Под руководством Столыпина были составлены законопроекты, некоторые из которых проведены в августе—ноябре 1906 г. по 87-й статье. 9 ноября 1906 г. был издан указ, положивший начало столыпинской аграрной реформе. На основе этого указа проводилась вся новая аграрная политика.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 г. началось в Думе 23 октября 1908 г., т. е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 г. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

 

1. Разрушение общины и развитие  частной собственности

 

Указ от 9 ноября 1906 г. вводил очень важные изменения в землевладение крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. Указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали в собственность отдельных домохозяев все земли, состоящие в их постоянном пользовании. Это означало, что выходцы из общины получали сверх душевой нормы и излишки. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 г. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Несмотря на все это, большинство крестьян не выражало желания расстаться с общиной. К тому же правительство вплоть до начала ХХ в. проводило политику сохранения общины. Оно стремилось запереть крестьян в их общинах и оградить от влияния либеральных и социалистических идей. С общины также было удобно собирать налоги. Революция показала банкротство такой политики, поэтому Столыпин с ней порвал, решительно взявшись за разрушение тысячелетней русской общины.

Вместе с тем осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности в одних руках, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита — ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного — способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Официально Столыпин заявил, что правительство вовсе не хочет насильственной ликвидации общины, а между тем оно использовало все законные и незаконные способы ее подрыва. Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на влияние экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 г. весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины — по крайней мере, в большинстве местностей. Обследование настроений на селе Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях земледельцы отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы оставался путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные — от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

В итоге к 1916 г. из общин было выделено 2 478 тыс. домохозяев, или 26 % общинников, заявления же были поданы от 3 374 тыс. домохозяев, или от 35 % общинников. Иными словами, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы.

 

2. Крестьянский банк как орган  ослабления земельного дефицита

 

В 1906—1907 гг. указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, банком с размахом проводилась покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, осуществлялись  посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Через Крестьянский поземельный банк Столыпин надеялся частично ограничить помещичье землевладение, облегчив продажу земли помещиками и покупку ее крестьянами. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 гг. 457,5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 г. основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 г. 79,7 % покупателей были единоличными крестьянами.

 

3. Переселение крестьян

 

Важное место в системе аграрных мероприятий правительства занимала так называемая переселенческая политика. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе от 6 июня 1904 г. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 г. правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

По указу от 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906—1913 гг. за Урал переселилось 2 792,8 тыс. человек.

 

Теперь крестьяне могли без особых проблем покинуть родную деревню и попытать счастье в городе или на новых землях. Приносили пользу и некоторые виды землеустроительных работ: создание отрубов там, где они подходили по местным условиям (например, в южных губерниях), размежевание соседних общин и др.

Составной частью столыпинской аграрной реформы явилось содействие переселенческому движению в Сибирь. После окончания революции, когда выяснилось, что прирезки земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились на восток. Несмотря на спешное развертывание переселенческого дела, правительство едва справлялось с возросшим числом переселенцев. В 1906—1916 гг. в Сибирь уехало 3,1 млн. человек. В основном это были крепкие молодые люди. Сибири они принесли много пользы. Были распаханы новые земли, выросли новые города. Вывозили переселенцев в вагонах с маленькими зарешеченными окнами, прозванными в народе "столыпинскими". Позднее, в советское время, вагоны такого типа использовали для перевозки заключенных.

Своей переселенческой политикой царизм надеялся решить две задачи: ослабить нужды крестьян в земле (особенно в центральных густонаселенных черноземных губерниях) и выселить на окраины наиболее недовольную часть крестьянства. Переселенцев наделяли земельными участками не только из государственных фондов, но и за счет местного населения. По моему мнению, такими действиями правительство разжигало национальную вражду, усиливало колонизаторскую политику по отношению к нерусским народам страны.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина