Аграрная реформа Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:14, реферат

Описание работы

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего
развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на
путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую
группу, куда входили такие страны как Я пония, Турция, Германия, США.

Содержание работы

Глава 1. Экономическое и политическое положение в России
в конце 19 - начале 20 века.
Глава 2. Политическая карьера Столыпина.
Глава 3. Столыпин и Дума.
Глава 4. Столыпинская реформа.
А. Разрушение общины и развитие частной
собственности
Б. Крестьянский банк
В. Переселение крестьян
Г. Кооперативное движение
Д. Агрокультурные мероприятия
Глава 5. Результаты реформы.
Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.

Файлы: 1 файл

столыпин.docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

режим не намерен делиться своей властью с "народным представительством". 10

марта Столыпин выступил с  изложением правительственной концепции  разрешения

аграрного вопроса.

    В это время  в Думе шли дебаты по двум  вопросам:  аграрная  политика  и

принятие чрезвычайных мер  против революционеров .  Правительство требовало

осуждения революционного  терроризма, но большинство депутатов   отказались

это сделать.  Более того, 17  мая  Дума  проголосовала  против  "незаконных

действий полиции".

    Сомнения не  было, что вторая Дума вскоре  прекратит свое  существование.

Не было только  предлога:  его  искали  и  вскоре  нашли.  С  помощью  двух

правокаторов  было  состряпано  обвинение социал-демократической   фракции

второй Думы в подготовке ее военного заговора.

         Манифестом 3 июня 1907 года вторая  Дума была распущена. Акт 3 июня

был справедливо назван  государственным  переворотом,  он  был  совершен  в

нарушение манифеста 17 октября 1905 года  и  основных  законов  1906  года,

согласно  которым  ни  один  закон  не  мог   быть   принят   без   санкции

Государственной Думы.

    Избавившись от  оппозиционной   думы,  Столыпин  теперь  мог  проводить

политику авторитарную и  консервативную,  основанную  на  твердой  решимости

обновить страну и укрепить власть.  Для этого почва была подготовлена новым

 избирательным  законом.

         Думский справочник 1916 года показывает  такую  картину:  дворяне,

составляющие, по переписи 1897 года, менее 1 % неселения,  получили  в III

думе 43 процента  от  общего числа, то есть 66 мест,  примерно  15  %  мест

получили помещики.  Лица либеральных профессий  84 (около  20%),   торговцы

36 (7,5%), священники и

 

 

                                                      6

миссионеры получили 44 места (около  10%  )  от  общего  числа.  Рабочие и

ремесленники  получили всего 11 мест.

         Новый избирательный закон, обнародованный  также 3 июня 1907  года,

делал откровенную ставку на помещиков и крупную  буржуазию.  С  этой  целью

закон резко увеличивал от курии  землевладельцев,  получивших  50  %  мест.

Очень  ловкий  ход  был  сделан  правительством  против  кадетов  в  пользу

октябристов: городская курия  была  разделена  на  два  разряда  на  основе

имущественного ценза.

    В  третьей   Государственной  Думе  скопилось   два   большинства.   При

голосовании  за  явно  консервативные  проекты  фракция  октябристов   (154

депутата)  голосовала  вместе  с  фракциями  правых  и  националистов  (147

депутатов), а  при  голосовании  за проекты реформ буржуазного характера  те

же октябристы объединялись с кадетами  и примыкавшими  к ним   фракциями.

Существование двух блоков в Думе  позволяло  Столыпину  проводить  политику

лавирования между помещиками и крупной буржуазией.

    Создание третьеиюньской  системы,  которую  олицетворяла  третья  Дума,

наряду  с  аграрной  реформой  было  вторым  шагом  превращения  России   в

буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

          Социально-политический  смысл   сводится   к   тому,   что   Дума

"крестьянская" превратилась  в Думу "господскую".

    16 ноября 1907 года, спустя две  недели  после   начала  работы  третьей

Думы, Столыпин выступил перед  ней с правительственной декларацией. Первой и

основной  задачей  правительства  являются  не  "реформы",   а   борьба   с

революцией.

    Второй центральной  задачей правительства  Столыпин  объявил  проведение

аграрного  закона  9  ноября  1906  года,  являющегося   "коренной   мыслью

теперешнего правительства...".

 

         Глава 4. Столыпинская   реформа.

 

     Целей у  реформы было несколько:  социально-политическая  -  создать в

деревне прочную опору  для самодержавия из крепких собственников, отколов их

от основной массы крестьянства и противопоставив их ей;  крепкие  хозяйства

должны были стать препядствием на  пути  нарастания  революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить  общину , насадить частные хозяйства в

виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город,  где её

поглотит  растущая  промышленность;  экономическая  -   обеспечить   подъём

сельского хозяйства и  дальнейшую  индустриализацию  страны  с  тем,  чтобы

ликвидировать отставание от передовых держав.

    Первый шаг  в этом направлении был сделан  в 1861  году.  Тогда  аграрный

вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам  и за землю, и за

волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом,  при

этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть  помещиков,  снова

пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

 

                                                      7

         Новая аграрная политика проводилась  на основе указа 9  ноября  1906

года.

     Обсуждение  указа 9 ноября 1906 года началось  в Думе  23  октября  1908

года, т.е. спустя два года после того,  как  он  вошел  в  жизнь.  В  общей

сложности обсуждение его  шло более полугода.

    После принятия  указа 9 ноября Думой он с  внесёнными поправками поступил

на обсуждение Государственного Совета и так же был принят,  после  чего  по

дате его утверждения  царем стал именоваться законом 14 июня 1910  года.  По

своему  содержанию  это  был,  безусловно,  либеральный  буржуазный  закон,

способствующий   развитию   капитализма   в   деревне   и,   следовательно,

прогрессивный.

         Аграрная реформа состояла из  ряда  последовательно  проводимых   и

взаимосвязанных  мероприятий.  Основное направление  реформ   заключалось  в

следующем:  разрушение общины и развитие  частной собственности,  создание

крестьянского  банка,  переселение   крестьян,   кооперативное    движение,

агрокультурные  мероприятия.

 

        А. Разрушение общины и развитие  частной собственности.

 

    Указ  от  9  ноября  1906  года  вводил  очень   важные   изменения   в

землевладении крестьян. Все крестьяне получали  право выхода  из  общины,

которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При

этом  указ  предусматривал  привилегии  для зажиточных  крестьян  с целью

побудить  их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в

собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его  постоянном

пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх

душевой нормы. При этом если в данной общине в  течение последних 24 лет  не

производились переделы, то излишки домохозяин получал  бесплатно,  если  же

переделы  были, то он платил общине за излишки  по выкупным ценам 1861  года.

Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько  раз, то  и  это  было  выгодно

зажиточным  выходцам.

         Вместе с тем,  осуществлялись  меры  по  обеспечению  прочности   и

стабильности  трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции

землей   и   концентрации   собственности,   в   законодательном    порядке

ограничивался  предельный  размер   индивидуального   землевладения,   была

разрешена продажа  земли некрестьянам.

    Закон  5  июня  1912  г.  разрешил  выдачу  ссуды   под   залог   любой

приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм  кредита

-  ипотечного,  мелиоративного,  агрокультурного,   землеустроительного   -

способствовало  интенсификации рыночных отношений  в деревне.

    Одновременно  с изданием новых аграрных  законов правительство  принимает

меры к  насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на  действие

экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный

аппарат приводится в движение путем издания самых  категорических циркуляров

и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не  слишком  энергично

проводит  их в жизнь.

 

                                                          8

         Практика реформы показала , что крестьянство в своей массе было

настроено  против  выдела  из  общины  -  по  крайней  мере  в большинстве

местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим  обществом

показало, что  в центральных губерниях крестьяне  отрицательно  относились  к

выделу  из  общины  (89  отрицательных  показателей  в  анкетах  против   7

положительных).

    В   сложившейся  обстановке   для   правительства   единственным   путем

проведения  реформы  был  путь  насилия  над  основной  крестьянкой  массой.

Конкретные  способы  насилия  были  самые  разнообразные  -  от  запугивания

сельских  сходов до составления  фиктивных  приговоров,  от  отмены  решений

сходов   земским   начальником   до   вынесения   постановлений    уездными

землеустроительными  комиссиями  о  выделении  домохозяев,  от   применения

полицейской силы для получения "согласия"  сходов  до  высылки  противников

выдела.

    В  итоге, к 1916 году из общин  было выделено 2478 тыс.  домохозяев,  или

26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс.  домохозяев,  или  от

35% общинников. Таким образом, правительству  не улалось добиться своей цели

и выделить  из  общины  хотя  бы  большинство  домохозяев*.  Именно  это  и

определило  крах столыпинской реформы.

 

         Б. Крестьянский банк.

 

    В  1906 - 1907 году указаниями  царя часть   государственных  и удельных

земель была передана крестьянскому банку для  продажи  крестьянам  с  целью

ослабления  земельного дефицита. Кроме того, с  размахом  проводилась  Банком

покупка  земель  с  последующей  перепродажей  их  крестьянам  на  льготных

условиях,   посреднические    операции    по    увеличению    крестьянского

землепользавания. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,

причем банк платил больший процент по своим  обязательствам, чем платили ему

крестьяне. Разница в платеже  покрывалась  за  счет  субсидий  из  бюджета,

составив  за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

    Банк  активно  воздействовал  на  формы  землевладения:  для   крестьян,

приобретавших землю в единоличную собственность,  платежи снижались.  В

итоге, если до  1906  года  основную  массу покупателей земли составляли

крестьянские  коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей  были единоличными

крестьянами.

 

    В.  Переселение крестьян.

 

Правительство  Столыпина  провело  и  серию  новых  законов  о  переселении

крестьян  на  окраины.  Возможности  широкого  развития  переселения   были

заложены  уже  в  законе  6  июня  1904  года.  Этот  закон  вводил  свободу

переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения  об

открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей  империи,

"выселение из которых признавалось

 

                                                      9

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина