Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:12, курсовая работа
Главной задачей, которую ставил перед собой Столыпин-реформатор, было укрепление социальной базы существующего строя. Бурные события начала 20 в. убедили его в том, что искренне преданное царской власти поместное дворянство уже не может в одиночку служить ей достаточно надежной опорой. С другой стороны, не оправдали себя и попытки власти опереться на общинное крестьянство, имея в виду его традиционную аполитичность и веру в «доброго царя».
Введение …………………………………………………………….2
Аграрный вопрос…………………………………………………4
Непосредственные причины и характер аграрной реформы П.А. Столыпина………………………………………………………...7
Реализация мероприятий по проведению аграрной реформы...14
Причины незавершенности аграрной реформы Столыпина…..19
Заключение……………………………………………………………21
Список литературы и использованных источников………………..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы
и использованных источников………
Мною была выбрана проводимая
российским правительством в начале
XX в. аграрная реформа П.А. Столыпина,
совпавшая хронологически с событиями
Русской революции 1905 – 1907 гг. Имя
автора этой реформы П.А. Столыпина
всегда вызывала споры. Это имя сразу
втягивает в круговорот страстных
взаимоисключающих оценок. Ни один
из политических деятелей царизма начала
XX в. не может идти с ним в сравнение
по преданной и восторженной памяти
его почитателей и
Актуальность данной работы заключается в том, что она посвящена раскрытию такого всегда важного для России вопроса как реформирование аграрного сектора экономики. Поэтому представляет значительный интерес изучение форм и методов аграрных преобразований (в частности, использованных П.А. Столыпиным при проведении своей реформы).
Главной задачей, которую ставил перед собой Столыпин-реформатор, было укрепление социальной базы существующего строя. Бурные события начала 20 в. убедили его в том, что искренне преданное царской власти поместное дворянство уже не может в одиночку служить ей достаточно надежной опорой. С другой стороны, не оправдали себя и попытки власти опереться на общинное крестьянство, имея в виду его традиционную аполитичность и веру в «доброго царя». Мощное аграрное движение 1905-1906 гг. ясно показало, что основная масса крестьян безоговорочно поддержит власть только в том случае, если получит от нее казенные, удельные и, главное, помещичьи земли.
Идти
на столь радикальное социально-
Не
последнюю роль в планах Столыпина
играли надежды на то, что разрушение
общины, появление хозяина-собственника
благотворно скажется на хозяйственном
развитии деревни, поможет ей поднять
уровень производства, вырваться
из рутины, характерной для общинного
земледелия. Рассчитывал Столыпин и
на то, что его реформы приведут
к изменениям в народной психологии,
воспитают уважение к частной
собственности, привив тем самым
иммунитет к революционной
Столыпин
собирался провести в жизнь все
преобразования, намеченные в правительственной
программе, опубликованной 25 августа 1906
году. Причем наиболее важные из этих реформ
были тесно связаны между собой
– аграрная реформа должна была
помочь оформлению «крепких хозяев»
в сильную социальную группу; реформа
местного самоуправления – предоставить
им большие возможности для
Однако
вследствие постоянной оппозиции правых
в Государственном совете и царском
окружении Столыпину удалось
более или менее
Аграрный вопрос состоял, по существу из двух независимых проблем:
— из проблемы измельчения крестьянских наделов, обезземеливания части крестьян, нарастающей (по оценкам современников) бедности и упадка хозяйства в деревне;
— из традиционного непризнания крестьянскими общинами права собственности помещиков на землю.
Население России конца XIX — начала XX века росло чрезвычайно быстрыми темпами (около 1,4 % в год). Увеличение численности городского населения шло существенно медленнее, чем рост населения в целом; между 1861 и 1913 годами население Российской империи увеличилось в 2.35 раза.
Положительные процессы — переселение крестьян в Сибирь на неосвоенные земли, покупка крестьянами помещичьих земель — не были настолько интенсивными, чтобы компенсировать быстрый рост населения. Обеспеченность крестьян землей постепенно падала. Средний размер надела на мужскую душу в Европейской России снизился от 4.6 десятин в 1860 году до 2.6 десятин в 1900 году, при этом в Южной России падение было ещё больше — от 2.9 к 1.7 десятины.
В
то же время, росла неравномерность
обеспечения крестьян землей. Ещё
в момент наделения крестьян землей
в ходе реформ Александра II часть
крестьян выбрала минимальный (в
размере ¼ от стандартного), но полностью
бесплатный надел, не обеспечивавший крестьянскую
семью. В дальнейшем неравенство
усугублялоь: в отсутствие доступного
кредитования помещичьи земли постепенно
скупались более успешными
Ситуация
с увеличением плотности
В целом, ситуация была значительно наихудшей в центре Европейской России (существовало устойчивое выражение «оскудение центра»), в то время как на Юге России, в Западном крае и в Царстве Польском хозяйства, часто и при небольших размерах наделов, были значительно более эффективными и устойчивыми; крестьяне же Севера и Сибири были в целом хорошо обеспечены землей.
Государство не располагало земельным фондом для наделения всех нуждающихся землей. Собственно пахотной земли в распоряжении государства находилось не более 3.7 млн. десятин (с учетом удельных земель — личной собственности императорской фамилии — до 6 млн десятин), при этом сосредоточенных в нескольких губерниях, где наделы крестьян уже были удовлетворительными. Казенные земли на 85 % уже были арендованы крестьянами, а уровень арендной платы был ниже рыночного.
Таким образом, заметного эффекта от наделения 10.5 млн. крестьянских хозяйств 6 млн. казенных десятин ожидать не приходилось. Процесс переселения крестьян на казенные Земли в Сибири, активно стимулировавшийся правительством, не мог принести быстрого эффекта — хозяйственное освоение целинных земель требовало значительного времени и усилий, переселение поглощало не более 10 % от прироста сельского населения. Внимание сторонников наделения крестьян дополнительной землей естественным образом обратилось на частновладельческие земли.
Частновладельческих земель (исключая земли, уже принадлежащие крестьянам на праве частной собственности), пригодных для полеводства, в Европейской России имелось 38 млн. десятин. С учетом всех видов земель (помещичьи, удельные, монастырские, часть городских) крестьянам теоретически могло быть передано 43-45 млн. десятин. При этом, в пересчете на мужскую душу, к наличным 2.6 десятины прибавилось бы ещё 0.8 десятины (+30 %). Такая прибавка, хотя и заметная в крестьянском хозяйстве, не могла решить проблем крестьян и сделать их зажиточными (в понимании крестьян, справедливым считалось увеличение надела на 5-7 десятин на душу). В то же время, при такой реформе погибли бы все эффективные специализированные помещичьи хозяйства (животноводческие, свекловодческие и т. п.).
Вторая
часть проблемы состояла в традиционном
неприятии крестьянами (большей
частью, бывшими помещичьими
В целом, структура аграрной собственности не признавалась крестьянами и держалась только на силе; как только крестьяне чувствовали, что эта сила слабеет, они были склонны немедленно переходить к экспроприации (что, в конечном счете, и произошло сразу же после Февральской революции).
Основы новой аграрной
политики российского правительства
были разработаны еще в самом
начале XX века в 1902 г. ”Особым совещанием”
C.Ю. Витте, предложившим разрешить свободный
выход из общины всем желающим крестьянам.
В мае 1906 г. Съезд дворянских обществ
продиктовал Столыпину уже
Реформаторы в царском
правительстве прекрасно