С 1907 г. правительство во
главе со Столыпиным развернуло активную
переселенческую политику. Переселение
малоземельных и безземельных крестьян
из европейской части России в
Сибирь, на Дальний Восток, на Северный
Кавказ и в Казахстан. По мысли
Столыпина, государство должно было
способствовать переселению крестьян
на новые земли, преследуя две
взаимосвязанные цели – борьба с
аграрным перенаселением Центра и заселение
и освоение пустующих, целинных земель
на окраинах империи, где русские
люди должны были стать опорой существующего
режима.
Вводятся специальные
переселенческие ссуды (165 руб. для
крестьян, переселившихся на Дальний
Восток; от 60 до 100 руб. – во все другие
регионы). Крестьяне-переселенцы получили
право безвозмездного проезда по
Транссибирской железной дороге. С 1910
г. Министерство путей сообщения
специально готовило переселенческие
вагоны для ехавших за Урал крестьян.
Переселенцы на ряд лет освобождались
от воинской повинности и уплаты налогов.
Сразу же весь государственный аппарат,
начиная с министров и губернаторов
и кончая земскими начальниками и
сельскими старостами, приводится в
действие по осуществлению переселенческой
политики путем издания самых
категорических циркуляров и приказов,
а также путем репрессий против
тех, кто не слишком энергично
проводит их в жизнь. Новым методом
была и правительственная пропаганда
целей реформы. Были ассигнованы крупные
средства на издание книг и брошюр, разъясняющих
сущность распоряжений правительства.
Активную деятельность по
проведению реформы и переселению
крестьян на окраины России развернули
землеустроительные комиссии и ведомство
земледелия во главе с А.В. Кривошеиным.
С их помощью в Сибирь переселилось
с 1907 г. до 1914 гг. более 3 млн. человек, а
если брать всех переселившихся, то
31 млн. человек. Министерство земледелия
всячески содействовало повышению
сельскохозяйственной культуры: расширением
агрономического образования, ссудами
и пособиями на мелиорацию, устройством
образцовых хозяйств и опытных полей.
Большое внимание уделялось развитию
кооперативного движения. Создаются
кооперативные артели и различные
товарищества. Экономическим и техническим
успехам крестьянского хозяйства
перед первой мировой войной помогали
быстрое развитие сельской кредитной
кооперации и значительный рост потребления
сельскохозяйственных машин и орудий
(как привозных, так и местного
производства): в 1908 г. их было продано
на сумму 54 млн. руб., в 1912 г. – на сумму
311 млн. руб. Законом от 3 мая 1908 г. провозглашалась
школьная реформа, направленная на подъем
общего образования российского
населения вообще, а крестьянского
в особенности, в силу его высокой
неграмотности. Согласно этому закону
предполагалось ввести обязательное начальное
образование. С 1908 г. по 1914 г. бюджет народного
образования удалось увеличить
втрое, было открыто 50 тыс. новых школ,
но в целом для реализации плана
всеобщего начального образования
такими темпами требовалось еще
не менее 20 лет.
4. Причины незавершенности аграрной
реформы Столыпина
Главными причинами незавершенности
и противоречивости столыпинской аграрной
реформы на мой взгляд являются:
1) Аграрная реформа проводилась
собственно всего 8 лет и фактически
прекратилась в 1914 г. с началом
I мировой войны, в которой участвовала
Россия. Аграрные преобразования
в России оказались ограниченными
во времени. Но не только
реформа была прервана неблагоприятными
обстоятельствами, но и начиналась
она запоздало не в 1902 г.
со времени “Особого совещания”
С.Ю. Витте, а только с 1905
– 1906 гг., когда в стране уже
бушевала революция и трон
зашатался под Николаем II. Е.Г.
Плимак и И.К. Пантин на наш
взгляд справедливо считают: “Так,
из-за царского упрямства и
были потеряны те годы, которых
не хватило Столыпину для проведения
реформы, царь “украл” у реформаторов
бесценное время…”.
2) Темпы реформы сдерживались
сильными устоявшимися общинными
традициями и укоренившимся общинным
укладом жизни в российской
деревне. Многим крестьянам было
трудно порвать со своей общиной
и начать вести собственное
единоличное хозяйство. Значительная
часть общинного крестьянства
не только не принимало эту
реформу, но и противодействовало
ей. Эта часть крестьян оказывала
сопротивление проводимому правительством
курсу, так как ассоциировала
его с политикой, ведущейся
только в угоду помещикам и
кулакам – “мироедам”. В сложившейся
обстановке для правительства
зачастую единственным путем
проведения реформы был путь
насилия над большой частью
крестьянства. Конкретные способы
насилия были самые разнообразные
– от запугивания сельских
сходов до составления фиктивных
договоров, от отмены решений
сходов земским начальником до
вынесения постановлений уездными
землеустроительными комиссиями
о выделении домохозяев для
получения “согласия” сходов
до высылки противников выдела.
То есть, правительство вынуждалось
складывающейся ситуацией применять авторитарные
методы при проведении преобразований.
3) Противодействие (скрытое
и явное) реформаторскому курсу
Столыпина со стороны крайне
консервативной части правящих
кругов России. Это выражалось
в постоянных конфликтах с
консервативным Государственным
Советом. Император Николай II
часто занимал колеблющуюся и
даже враждебно-сдержанную позицию
по поводу проводимых Петром
Аркадьевичем политических мероприятий.
Против Столыпина активно выступал
влиятельный царедворец Трепов.
“Недоброжелательно” был к реформатору
настроен Г. Распутин – фаворит
царской семьи. Слабость административной
поддержки реформаторской политики
вообще в бюрократическом аппарате
тогдашней России.
4) С другой стороны,
депутаты Государственной Думы
часто препятствовали принятию
реформаторских законов Столыпина.
Ему приходилось постоянно бороться
со своими политическими противниками
в стенах Думы. Это были фракции
крайне правого шовинистического
толка (обвинявшие Столыпина в
разрушение русской общины –
традиционной основы бытия русского
человека) и фракции представителей
социалистических партий эсеров,
меньшевиков, большевиков (считавших,
что Столыпин насаждает в деревне
оголтелый капитализм, разрушающий
первичную ячейку социализма
в России - общину и укрепляющий
самодержавие). Столыпину пришлось
осуществлять свою реформу в
условиях разгула революционных
событий и сопровождавшего их
террора. Русский реформатор оказался
в результате жертвой революционного
террора. На него и его семью
совершались покушения террористов.
В итоге в 1911 г. Столыпин
был застрелен в Киеве террористом
Богровым. Так реформа лишилась
своего главного проводника в
правительственных кругах.
Заключение
В заключение хотелось бы привести
итоги аграрной реформы.
Итоги
реформы в численном выражении
оказались следующими:
- ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13.5 млн.
- из 13.500 тыс. крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1.436 тыс. (10.6 %);
- из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25.2 млн. (21.2 %), ещё на 9.1 млн десятин (7.6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель)
- при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1.04 млрд руб, крестьяне приобрели 9.65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель).
- около половины крестьянских домохозяйств, ходатайствовавших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности; в том числе, 1.8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба.
- помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных
Оценка
реформы современниками не могла
быть беспристрастной. Отзывы о реформе
прямо зависели от политических позиций.
Учитывая большой вес критиков правительства
в общественной и научной жизни
того времени, можно считать, что
негативное отношение преобладало
над позитивным. Народническая, а
в дальнейшем эсеровская и кадетская,
точка зрения на аграрный вопрос подразумевала
акцентуацию страданий и эксплуатации
крестьянства, представления о позитивной
роли общинного землевладелия и
общую антикапиталистическую тенденцию,
надежды на положительный эффект
отчуждения помещичьих земель, обязательную
критику любых начинаний правительства.
Правые, подчеркивавшие позитивную роль
дворянского землевладелия, были раздражены
политикой поощрения покупки
помещичьих земель. Октябристы и националисты,
поддерживавшие правительство в
Думе, старались повысить собственную
значимость путем затягивания рассмотрения
всех законопроектов путем внесения
в них множественных мелких, малозначительных
изменений. При жизни Столыпина борьба
политических амбиций мешала многим дать
положительную оценку его деятельности;
мнения о Столыпине заметно смягчились
после его трагической смерти.
Отношение
советской исторической науки к
столыпинским реформам оказалась полностью
зависимой от резких оценок, данных
Столыпину Лениным в самый
разгар политической борьбы, и выводов
Ленина о том, что реформа полностью
провалилась. Советские историки, проделавшие
большую работу, не имели возможности
заявить о своем несогласии с
ленинскими оценками, и были вынуждены
подгонять свои выводы под заранее
известный шаблон, даже если это
противоречило содержащимся в их
работам фактам. Парадоксальным образом,
критиковать следовало как общинное
землевладелие, так и реформы, разрушавшие
общину. Также высказывалось мнение
о том, что хотя и наблюдалась
положительная динамика в развитии
сельского хозяйства, это было просто
продолжением процессов, имевших место
до начала реформ, то есть реформы просто
не произвели значимого эффекта
Современные
российские историки, при большом
диапазоне мнений, в целом склонны
позитивно относиться к реформам
Столыпина, и в особенности, к
аграрной реформе
Оценку
реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство,
что реформы никогда не были осуществлены
полностью. Сам Столыпин предполагал,
что все задуманные им реформы
будут осуществлены комплексно (а
не только в части аграрной реформы)
и дадут максимальный эффект в
долговременной перспективе (по словам
Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего
и внешнего»). Характер инициированных
реформой перемен, как институциональных
(повышение качества права собственности),
так и производственных (переход на 7-9
летние севообороты), был постепенным,
долговременным и не давал оснований ожидать
существенного эффекта за 6-7 лет активного
хода реформы (считая реальное развертывание
реформы в 1908 году и приостановку её хода
с началом войны в 1914 году). Многие наблюдатели
1913—1914 года полагали, что страна наконец
подошла к началу стремительного аграрного
роста; однако, данное явление было заметным
не в основных показателях сельскохозяйственной
статистики, а в косвенных проявлениях
(бурное развитие низового сельскохозяйственного
образования, столь же бурное увеличение
спроса на современное сельскохозяйственное
оборудование и специальную литературу
и т. п.).
При
достигнутых в 1913 году темпах землеустроительных
работ (4.3 млн десятин в год) землеустроительная
деятельность была бы завершена к 1930-32
году, а учитывая нарастание скорости —
быть может, к середине 1920-х годов. Война
и революция не дали осуществиться этим
широким планам.
Список литературы и использованных
источников
- Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М: ИПЛ. 1991 г. 285 с.
- Верт Н. История Советского государства. М: Прогресс. 1992 г. 478 с.
- История СССР 1861 – 1917 гг. под. ред. Тюкавкина В.Г. М: Просвещение. 1990 г. 462 с.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992 г. 191 с.
- Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М: Весь мир. 2000 г. 360 с.
- Энциклопедия "П.А. Столыпин". Фонд изучения наследия П. А. Столыпина.
- Высочайше учрежденное особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Сост. С.И.Шидловский. — СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума, 1905. — 421 с.