Александр 2. Отмена крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Александр II (1818-1881) — российский император с 1855, из династии Романовых. Старший сын Николая I. Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Содержание работы

Введение 2
1. Необходимость отмены крепостного права 4
1.2. Подготовка и проекты крестьянской реформы 7
2. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. 12
3. Историческое значение отмены крепостного права 17
Заключение 19
Список литературы: 20

Файлы: 1 файл

Контрол.работа.docx

— 54.35 Кб (Скачать файл)

Тогда Александр II обратился  к другому варианту — созданию Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством. Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года. В состав комитета входили  граф С.С.Ланской, князь Орлов, граф Блудов, министр финансов Брок, граф Адлерберг, князь В.А.Долгоруков, министр  государственных имуществ Муравьев, князь Гагарин, барон Корф и Я.И.Ростовцев. Управлял делами комитета Бутков. Члены  комитета соглашались в том, что  крепостное право необходимо отменить, но предостерегали от принятия радикальных  решений. Только Ланской, Блудов, Ростовцев  и Бутков высказались за действительное освобождение крестьян; большинство  членов комитета предлагали только меры для облегчения положения крепостных. Тогда император ввел в состав комитета своего брата, великого князя  Константина Николаевича, который  был убежден в необходимости  отмены крепостного права.

Великий князь был личностью  неординарной и благодаря его  деятельному влиянию, комитет начал  разработку мер. По совету великого князя  Александр II использовал ситуацию в  прибалтийских губерниях, где помещики были недовольны существующими фиксированными нормами барщины и оброка и  хотели бы их отменить. Литовские помещики решили, что им лучше вообще отказаться от владения крепостными, сохранив за собой землю, которую можно будет  выгодно сдавать в аренду. Было составлено соответствующее письмо императору, а тот, в свою очередь, передал его в Секретный комитет. В комитете обсуждение письма шло  долго, большинство его членов подобной идеи не разделяло, но Александр распорядился «одобрить благие намерения литовских  дворян» и создать в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях  официальные комитеты по подготовке предложений об организации крестьянского  быта. Всем российским губернаторам на случай, если местные землевладельцы «возымеют желание решить дело подобным же образом», были разосланы указания. Но желающих так и не появилось. Тогда  Александр направил санкт-петербургскому генерал-губернатору рескрипт с  тем же поручением о создании комитета.

В декабре 1857 года оба царских  рескрипта были опубликованы в газетах. Так, с помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой  точки. В стране впервые открыто  заговорили о проблеме отмены крепостного  права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет  по крестьянскому делу. А к концу  года комитеты уже работали во всех губерниях.

4 марта 1858 года в составе  Министерства внутренних дел  был образован Земский отдел  для предварительного рассмотрения  проектов, поступавших из губерний, которые затем передавались в  Главный комитет. Председателем  Земского отдела назначили заместителя  министра внутренних дел А.И.Левшина,  наиболее важную роль в его  работе играли заведующий делами  отдела Я.А.Соловьев и директор  хозяйственного департамента Н.А.Милютин,  вскоре сменивший Левшина на  посту заместителя министра.

 В конце 1858 года  стали наконец-то поступать отзывы  из губернских комитетов. Для  изучения их предложений и  выработки общих и местных  положений реформы были образованы  две редакционные комиссии, председателем  которых император назначил главного  начальника военно-учебных заведений  Я.И.Ростовцева. Генерал Ростовцев  сочувственно относился к делу  освобождения крестьян. У него  установились вполне доверительные  отношения с Милютиным, который  по просьбе председателя привлек  к деятельности комиссий либерально  настроенных чиновников и общественных  деятелей, убежденных сторонников  осуществления реформы Ю.Ф.Самарина, князя Черкасского, Я.А.Соловьева  и других. Им противостояли являвшиеся  противниками реформы члены комиссий, среди которых выделялись граф  П.П.Шувалов, В.В.Апраксин и генерал-адъютант  князь И.Ф.Паскевич. Они настаивали  на сохранении за помещиками  права собственности на землю,  отвергали возможность предоставления  крестьянам земли за выкуп,  кроме случаев обоюдного согласия, и требовали предоставления помещикам  полноты власти в их имениях.  Уже первые заседания проходили  в достаточно напряженной обстановке.

Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин, что многими было воспринято, как свертывание деятельности по освобождению крестьян. Лишь Александр II был невозмутим. Своей тетке  великой княгине Елене Павловне, высказывавшей опасения по поводу этого  назначения, он ответил: «Вы Панина не знаете; его убеждения — это  точное исполнение моих приказаний». Император  не ошибся. Граф Панин строго следовал его указаниям: ничего не менять в  ходе подготовки реформы, продолжать следовать  намеченным курсом. Поэтому надеждам крепостников, мечтавших о кардинальных уступках в их пользу, не суждено было осуществиться.

Вместе с тем на заседаниях редакционных комиссий Панин вел  себя более независимо, пытаясь исподволь, очень осторожно проводить уступки  землевладельцам, которые могли  повлечь значительные искажения  проекта. Борьба между сторонниками и противниками реформы принимала  подчас достаточно серьезный характер.

10 октября I860 года император  распорядился закрыть редакционные  комиссии, проработавшие около двадцати  месяцев, и снова возобновить  деятельность Главного комитета. Из-за болезни председателя комитета  князя Орлова Александр II назначил  на этот пост своего брата,  великого князя Константина Николаевича.  В небольшом по численности  сотрудников комитете образовалось  несколько групп, ни одна из  которых не могла набрать явного  большинства. Во главе одной  из них, в которую входили  шеф жандармов князь В.А.Долгоруков, министр финансов А.М. Княжевич и другие, стоял М.Н.Муравьев. Эти члены комитета стремились уменьшить нормы земельных наделов. Особую позицию в комитете занимали граф Панин, оспаривавший многие положения редакционного проекта, и князь П.П.Гагарин, настаивавший на освобождении крестьян без земли. Долгое время великому князю Константину не удавалось собрать твердого большинства сторонников проекта редакционных комиссий. Чтобы обеспечить перевес, он старался, прибегнув к силе убеждения и пойдя на некоторые уступки, перетянуть на свою сторону Панина, и это ему все же удалось. Таким образом, образовалось абсолютное большинство сторонников проекта — пятьдесят процентов плюс один голос: пятеро членов Главного комитета против четырех.

Наступления 1861 года многие ждали. Великий князь Константин отмечал в своем дневнике: «1 января 1861. Вот начался этот таинственный 1861 год. Что он нам принесет? С  какими чувствами взглянем мы на него 31 декабря? Крестьянский вопрос и вопрос славянский должны в нем разрешиться? Не довольно ли этого одного, чтобы  назвать его таинственным и даже роковым? Может быть, это самая  важная эпоха в тысячелетнее существование России?»

На последнем заседании  Главного комитета председательствовал  сам император. На заседание были приглашены министры, не являвшиеся членами  комитета. Александр II заявил, что, вынося проект на рассмотрение Государственного совета, он не потерпит никаких уловок и проволочек, и установил срок завершения рассмотрения 15 февраля, чтобы  можно было успеть опубликовать и  довести содержание постановлений  до крестьян до начала полевых работ. «Этого я желаю, требую, повелеваю!»  — сказал император.

В обстоятельной речи на заседании Государственного совета Александр II привел историческую справку  о попытках и планах решения крестьянского  вопроса в предыдущие царствования и в годы его правления и  пояснил, чего он ждет от членов Государственного совета: «Взгляды на представленную работу могут быть различны. Поэтому все  различные мнения я выслушаю охотно, но я вправе требовать от вас одного: чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали не как помещики, а  государственные сановники, облеченные моим доверием».

Но и в Государственном  совете утверждение проекта проходило  непросто. Только при поддержке императора решение меньшинства получало силу закона. Подготовка реформы близилась  к окончанию. К 17 февраля 1861 года Государственный  совет завершил рассмотрение проекта.

19 февраля 1861 года, в шестую  годовщину своего восшествия  на Александр II подписал все  законоположения о реформе и  Манифест об отмене крепостного права.

5 марта 1861 года Манифест  был прочитан в церквах после  обедни. На разводе в Михайловском  манеже Александр II сам прочитал  его войскам.

 

2. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

«Положения» 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных актов: «Общее положение», четыре «Местных положения  о поземельном устройстве крестьян», «Положения» — «О выкупе», «Об  устройстве дворовых людей», «О губернских по крестьянским делам учреждениях», а также «Правила» — «О порядке  введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам людях» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в них у 100 428 помещиков  насчитывалось 22 563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным  заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений  в деревне — не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся  более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования  Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что  крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. — такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном  виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве.

Манифест об отмене крепостного  права предоставлял крестьянам личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию  помещика. Крестьяне теперь имели  право владения собственностью, свободу  вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу  передвижения. Необходимо подчеркнуть важность этого акта: предоставление «воли» было главным требованием в многовековой истории крестьянского движения.

Последующие реформы в  области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли  права крестьянства: крестьянин мог  быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние  и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства. Оно продолжало оставаться низшим, податным, сословием.

Со дня обнародования  Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось  ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское  общественное управление». Оно было введено в течение лета 1861 г.

Большое значение в проведении в жизнь крестьянской реформы  на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников, на которых  были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные  повинности и поземельные отношения  крестьян с помещиками), удостоверение  выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами  и помещиками, утверждение в должности  сельских старост и волостных  старшин, надзор за органами крестьянского  самоуправления. Мировые посредники назначались Сенатом из местных  потомственных дворян-землевладельцев  по представлению губернаторов совместно  с губернскими предводителями дворянства.

Центральное место в реформе  занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания  за помещиками права собственности  на всю землю в их имениях, в  том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные «Положениями»  повинности (оброк или барщину). Чтобы  стать собственником своей надельной  земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности  местных природных и экономических  условий. Исходя из этого, вся территория европейской России была разделена  на три полосы — нечерноземную, черноземную  и степную, а «полосы» в свою очередь  делились на «местности» (от 10 до 15 в  каждой «полосе»). В нечерноземной  и черноземной «полосах» устанавливались  «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы  наделов, а в степной — одна, так называемая «указная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры  превышали «высшую» или «указную»  нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы.

При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалось предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно также выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в  помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. С отменой  крепостного права крестьяне  могли пользоваться этими помещичьими  угодьями (как и лесом) уже за дополнительную плату.

Закон предоставлял помещику право переносить крестьянские усадьбы  на другое место, а до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свою землю, если на крестьянском наделе открывались  какие-нибудь полезные ископаемые или  эта земля оказывалась необходимой  помещику для его хозяйственных  нужд. Таким образом крестьянин, получив надел, еще не становился его полноправным хозяином.

При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору (за исключением крестьян западных губерний), а общине. Общинная форма землевладения  исключала для крестьянина возможность  продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами  общины.

Для ограждения интересов  мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали для  них ряд льгот, что создавало  еще более тяжелые условия  для крестьян в этих имениях. Мелкопоместными  владельцами считались те, кто  имел менее 21 души муж. пола. Таковых  числилось 41 тысяча, или 42% от общего числа  поместного дворянства.

Мелкопоместным владельцам предоставлялось также право  вовсе не наделять крестьян землей, если к моменту отмены крепостного  права они ею не пользовались. Кроме  того мелкопоместные владельцы не обязаны  были прирезывать крестьянам землю, если их наделы были меньше низшей нормы. Если крестьяне мелкопоместных владельцев совсем не получали наделов, то им предоставлялось  право переселяться на казенные земли  и получать пособие от казны для  обзаведения хозяйством.

Информация о работе Александр 2. Отмена крепостного права