Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:04, контрольная работа
Александр II (1818-1881) — российский император с 1855, из династии Романовых. Старший сын Николая I. Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.
Введение 2
1. Необходимость отмены крепостного права 4
1.2. Подготовка и проекты крестьянской реформы 7
2. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. 12
3. Историческое значение отмены крепостного права 17
Заключение 19
Список литературы: 20
Тогда Александр II обратился к другому варианту — созданию Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством. Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года. В состав комитета входили граф С.С.Ланской, князь Орлов, граф Блудов, министр финансов Брок, граф Адлерберг, князь В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ Муравьев, князь Гагарин, барон Корф и Я.И.Ростовцев. Управлял делами комитета Бутков. Члены комитета соглашались в том, что крепостное право необходимо отменить, но предостерегали от принятия радикальных решений. Только Ланской, Блудов, Ростовцев и Бутков высказались за действительное освобождение крестьян; большинство членов комитета предлагали только меры для облегчения положения крепостных. Тогда император ввел в состав комитета своего брата, великого князя Константина Николаевича, который был убежден в необходимости отмены крепостного права.
Великий князь был личностью
неординарной и благодаря его
деятельному влиянию, комитет начал
разработку мер. По совету великого князя
Александр II использовал ситуацию в
прибалтийских губерниях, где помещики
были недовольны существующими фиксированными
нормами барщины и оброка и
хотели бы их отменить. Литовские помещики
решили, что им лучше вообще отказаться
от владения крепостными, сохранив за
собой землю, которую можно будет
выгодно сдавать в аренду. Было
составлено соответствующее письмо
императору, а тот, в свою очередь,
передал его в Секретный
В декабре 1857 года оба царских рескрипта были опубликованы в газетах. Так, с помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой точки. В стране впервые открыто заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.
4 марта 1858 года в составе
Министерства внутренних дел
был образован Земский отдел
для предварительного
В конце 1858 года
стали наконец-то поступать
Со смертью Ростовцева
на его место был назначен граф
Панин, что многими было воспринято,
как свертывание деятельности по
освобождению крестьян. Лишь Александр
II был невозмутим. Своей тетке
великой княгине Елене
Вместе с тем на заседаниях
редакционных комиссий Панин вел
себя более независимо, пытаясь исподволь,
очень осторожно проводить
10 октября I860 года император
распорядился закрыть
Наступления 1861 года многие ждали. Великий князь Константин отмечал в своем дневнике: «1 января 1861. Вот начался этот таинственный 1861 год. Что он нам принесет? С какими чувствами взглянем мы на него 31 декабря? Крестьянский вопрос и вопрос славянский должны в нем разрешиться? Не довольно ли этого одного, чтобы назвать его таинственным и даже роковым? Может быть, это самая важная эпоха в тысячелетнее существование России?»
На последнем заседании Главного комитета председательствовал сам император. На заседание были приглашены министры, не являвшиеся членами комитета. Александр II заявил, что, вынося проект на рассмотрение Государственного совета, он не потерпит никаких уловок и проволочек, и установил срок завершения рассмотрения 15 февраля, чтобы можно было успеть опубликовать и довести содержание постановлений до крестьян до начала полевых работ. «Этого я желаю, требую, повелеваю!» — сказал император.
В обстоятельной речи на заседании Государственного совета Александр II привел историческую справку о попытках и планах решения крестьянского вопроса в предыдущие царствования и в годы его правления и пояснил, чего он ждет от членов Государственного совета: «Взгляды на представленную работу могут быть различны. Поэтому все различные мнения я выслушаю охотно, но я вправе требовать от вас одного: чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали не как помещики, а государственные сановники, облеченные моим доверием».
Но и в Государственном совете утверждение проекта проходило непросто. Только при поддержке императора решение меньшинства получало силу закона. Подготовка реформы близилась к окончанию. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.
19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.
«Положения» 19 февраля 1861 г.
включают 17 законодательных актов:
«Общее положение», четыре «Местных положения
о поземельном устройстве крестьян»,
«Положения» — «О выкупе», «Об
устройстве дворовых людей», «О губернских
по крестьянским делам учреждениях»,
а также «Правила» — «О порядке
введения в действие Положений», «О
крестьянах мелкопоместных владельцев»,
«О приписанных к частным горным
заводам людях» и пр. Действие этих
законодательных актов
Ликвидация феодальных отношений в деревне — не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. — такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве.
Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения. Необходимо подчеркнуть важность этого акта: предоставление «воли» было главным требованием в многовековой истории крестьянского движения.
Последующие реформы в области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства. Оно продолжало оставаться низшим, податным, сословием.
Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление». Оно было введено в течение лета 1861 г.
Большое значение в проведении
в жизнь крестьянской реформы
на местах имел созданный летом 1861 г.
институт мировых посредников, на которых
были возложены многочисленные посреднические
и административные функции: проверка,
утверждение и введение уставных
грамот (определявших пореформенные
повинности и поземельные отношения
крестьян с помещиками), удостоверение
выкупных актов при переходе крестьян
на выкуп, разбор споров между крестьянами
и помещиками, утверждение в должности
сельских старост и волостных
старшин, надзор за органами крестьянского
самоуправления. Мировые посредники
назначались Сенатом из местных
потомственных дворян-
Центральное место в реформе
занимал вопрос о земле. Изданный
закон исходил из принципа признания
за помещиками права собственности
на всю землю в их имениях, в
том числе и на крестьянскую надельную,
а крестьяне объявлялись лишь
пользователями этой земли, обязанными
отбывать за нее установленные «
При определении норм крестьянских
наделов учитывались
При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалось предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно также выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. С отменой крепостного права крестьяне могли пользоваться этими помещичьими угодьями (как и лесом) уже за дополнительную плату.
Закон предоставлял помещику
право переносить крестьянские усадьбы
на другое место, а до перехода крестьян
на выкуп обменивать их наделы на свою
землю, если на крестьянском наделе открывались
какие-нибудь полезные ископаемые или
эта земля оказывалась
При переходе на выкуп крестьянин
получал наименование «крестьянина-собственника».
Однако земля предоставлялась не
отдельному крестьянскому двору (за
исключением крестьян западных губерний),
а общине. Общинная форма землевладения
исключала для крестьянина
Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали для них ряд льгот, что создавало еще более тяжелые условия для крестьян в этих имениях. Мелкопоместными владельцами считались те, кто имел менее 21 души муж. пола. Таковых числилось 41 тысяча, или 42% от общего числа поместного дворянства.
Мелкопоместным владельцам предоставлялось также право вовсе не наделять крестьян землей, если к моменту отмены крепостного права они ею не пользовались. Кроме того мелкопоместные владельцы не обязаны были прирезывать крестьянам землю, если их наделы были меньше низшей нормы. Если крестьяне мелкопоместных владельцев совсем не получали наделов, то им предоставлялось право переселяться на казенные земли и получать пособие от казны для обзаведения хозяйством.